Судья: Малород М.Н. Дело №2а-582/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2017 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Малород М.Н.
при секретаре Пятницковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Горожанкина В.В. к Администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области о признании отказа в присвоении адреса земельным участкам незаконным, обязании присвоить адреса,
у с т а н о в и л :
Горожанкин В.В. обратился в суд с иском к Администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области о признании незаконным отказа в присвоении адреса земельным участкам и обязании присвоения почтовых адресов земельным участкам.
Требования мотивированы тем, что истец являлся собственником земельного участка с КН №, площадью 747 кв.м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>.
В результате раздела данного земельного участка им было образовано шесть земельных участков площадью от 85 до 280 кв.м.
В настоящее время все шесть земельных участков с расположенными на них отдельно стоящими жилыми домами имеют один и тот же адрес: Россия, <адрес>.
При этом, все земельные участки и расположенные на них отдельно стоящие жилые дома поставлены на кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера:
- земельный участок с КН № (94+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (85+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (90+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН №96+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (102+/-4 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (280+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области с заявлением о присвоении указанным выше жилым домам и земельным участкам почтового адреса.
Однако, в присвоении почтового адреса было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что отсутствуют условия, необходимые для присвоения объектам адресации адреса, т.к. на основании Генерального плана Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, утвержденного решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 20 – предельно допустимые размеры вновь образуемых земельных участков могут составлять: минимальный – 500 кв.м, максимальный – 3000 кв.м.
Данный отказ Администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области Горожанкин В.В. просит признать незаконным и соответственно просит присвоить адреса земельным участкам и жилым домам, поскольку согласно п.3.12 тех же Правил землепользования и застройки, на которые ссылается административный ответчик, установлен минимальный размер земельного участка образуемого в результате раздела на несколько равный 30 кв.м (без площади застройки). В данном случае истец произвел раздел принадлежащего ему участка площадью 747 кв.м на 6 участков площадью не менее 85 кв.м каждый. При этом на всех участках площадь застройки составляет не более 33 кв.м, т.е. площадь свободная от застройки на каждом участке составляет более 30 кв.м. Все участки и расположенные на них строения прошли процедуру государственного кадастрового учета.
Действия истца по формированию земельного участка и его разделу, переходу права собственности на вновь образованные участки не противоречат требованиям закона.
В судебном заседании административный истец Горожанкин В.В. и его представитель по доверенности №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Димитренко Е.Ф. полностью поддержали доводы административного иска по основаниям и обстоятельствам. изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Терехов М.Ю. возражал против удовлетворения иска и ссылаясь на ст. 20 Генерального плана Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, утвержденного Решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлены предельно допустимые размеры вновь образуемых земельных участков (минимальный – 500 кв.м, максимальный – 3000 кв.м), настаивал на отсутствии условий, необходимых для присвоения объектам адресации адреса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Горожанкина В.В. по следующим основаниям.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.14 N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 6 названного Постановления, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.03 N 131-ФЗ присвоение адресов объектам адресации относится к компетенции администрации сельских поселений.
Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 8 Постановления, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, постановленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права Горожанкин В.В. является собственником земельного участка с КН №, площадью 747 кв.м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>.
В результате раздела данного земельного участка им было образовано шесть земельных участков площадью от 85 до 280 кв.м.
В настоящее время все шесть земельных участков с расположенными на них отдельно стоящими жилыми домами имеют один и тот же адрес: Россия, <адрес>.
При этом, все земельные участки и расположенные на них отдельно стоящие жилые дома поставлены на кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера:
- земельный участок с КН № (94+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (85+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (90+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (96+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (102+/-4 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
- земельный участок с КН № (280+/-3 кв.м) и расположенный на нем жилой дом с КН №
Данные обстоятельства также подтверждаются Межевым планом (л.д.9-30), кадастровыми паспортами на все шесть земельных участков и кадастровыми паспортами на жилые дома, расположенные на каждом из участков (л.д.31-58).
ДД.ММ.ГГГГ Горожанкин В.В. обратился в Администрацию Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области с заявлениями о присвоении образованным земельным участкам с отдельно стоящими на них жилыми домами почтового адреса (л.д.73-78).
Согласно ответу Администрации Шепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области №.30/17 от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении принадлежащим истцу земельным участкам почтового адреса отказано со ссылкой на то обстоятельство, что отсутствуют условия, необходимые для присвоения объектам адресации адреса, т.к. на основании Генерального плана Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, утвержденного Решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 20 – предельно допустимые размеры вновь образуемых земельных участков могут составлять: минимальный – 500 кв.м, максимальный – 3000 кв.м, образованные же земельные участки имеют площадь от 85 кв. м до 280 кв.м, что значительно меньше минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом (л.д. 79). На это же обстоятельство ссылался представитель административного ответчика и в ходе рассмотрения дела.
Однако суд, не может согласиться с позицией административного ответчика.
Как уже было указано выше, все шесть земельных участков сформированы и поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Все расположенные на участках жилые дома также поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного ответчика о том, что присвоение адреса земельным участкам невозможно, поскольку Правилами землепользования и застройки территории Щепкинского сельского поселения Аксайсайского района Ростовской области утвержденными Решением Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ №, установлен минимальный размер земельного участка в зоне разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - минимальный – 500 кв.м, максимальный – 3000 кв.м, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Пунктом 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
Постановлением Правительства РФ от 19.11.14 №1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, в пункте 6 которых предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по присвоению, изменению или аннулированию адресов.
Отказывая в присвоении адреса земельным участкам административный ответчик ссылается на Правила землепользования и застройки территории сельского поселения утвержденные Решением Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 07.12.15 №129.
Между тем, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28.12.13 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.14 N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения, аннулирования адресов" (далее Правила).
Основания отказа в присвоении адреса объекту адресации установлены пунктом 40 Правил, который не предусматривает основания отказа в присвоении объекту адресации адреса, как необходимость установления минимального размера земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации.
Учитывая, что единые правила присвоения адресов, устанавливаются, согласно ст. 5 Федерального закона от 28.12.13 N 443-ФЗ, Правительством Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления в области присвоения адресов объектам адресации предполагают лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов применительно к условиям конкретного муниципального образования.
Между тем, вышеуказанные Правила не приведены органом местного самоуправления в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.14 N 1221 и содержат основание отказа в предоставлении муниципальной услуги, не предусмотренное указанным Постановлением, следовательно, не соответствуют нормативному акту Российской Федерации в указанной части.
При таких обстоятельствах Правила землепользования и застройки территории Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области по данному делу не подлежали применению.
Принимая во внимание, что Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.14 N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения, аннулирования адресов" не предусматривает возможности отказа в присвоении адреса объекту адресации в связи с необходимостью установления минимального размера земельного участка, действия Администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области по отказу в присвоении почтового адреса земельным участкам не соответствуют законодательству и нарушают права Горожанкина В.В.
Кроме того, в силу абз. 2 пп. "а" п. 8 Порядка присвоения адресов, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, постановленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Таким образом, на основании утвержденного Постановлением Правительства РФ Порядка присвоения адресов единственным основанием (условием) присвоения адреса объекту адресации - земельного участка является факт образования данного земельного участка и постановка его на кадастровый учет (либо выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка необходимых для кадастрового учета документов).
В данном случае такие действия со стороны административного истца были произведены, что подтверждается представленными им кадастровыми паспортами как на земельные участки, так и находящиеся на них жилые дома.
На основании подп. «г» п. 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
В соответствии с п. 41 Правил решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
В данном случае, указанных в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 Правил оснований не имелось. А отказ административного ответчика вообще не содержит причин отказа со ссылкой на п. 41 Правил.
Более того, суд обращает внимание, что если обратиться к Правилам землепользования и застройки территории Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области на которые ссылается административный ответчик, то в п.3.12 указанных Правил установлен минимальный размер земельного участка, образуемого при разделе на несколько, который составляет 30 кв.м (без площади застройки). Данный размер установлен для формируемых земельных участков в зоне жилой застройки. Если обратиться к кадастровым паспортам на образованные земельные участки все они находятся в зоне разрешенного использования – для индивидуального жилого дома.
В силу под. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушение права, свободы и законные интересы административного истца, или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано, соответствующее административное исковое заявление, может быть вынесено судом, если суд признает решения, действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих не соответствующими нормативным актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Горожанкина В.В. в полном объеме, поскольку какие-либо законные основания для отказа в присвоение принадлежащим истцу на праве собственности земельным участкам почтового адреса отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь требованиями 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ Администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении адресов земельным участкам с КН № КН №, КН №, КН № КН №, КН № с расположенными на них жилыми домами.
Обязать Администрацию Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области присвоить адреса земельным участкам с КН №, КН №, КН №, КН № КН №, КН № с расположенными на них жилыми домами.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2017 года.
Судья Аксайского районного суда
Ростовской области М.Н. Малород