Решение по делу № 3а-465/2020 от 23.03.2020

127 а

3а-465/2020

УИД 24OS0000-01-2020-000292-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск     08 июня 2020 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Коломийцевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорьевой Т.А. о присуждении компенсации за нарушение сроков исполнения судебного акта,

УСТАНОВИЛ:

Григорьева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Администрации г. Красноярска в свою пользу компенсацию за нарушение сроков исполнения решения Центрального районного суда г. Красноярска от 04.05.2018 г. по делу №2-4304/2018 в размере 109 748,80 руб.

Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», длительное время состоит на жилищном учете по данному основанию на территории города Красноярска.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 04.05.2018 г. по гражданскому делу №2а-4304/2018 требования Григорьевой Т.А. о предоставлении административному истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по соответствующему договору найма на территории города Красноярска, были удовлетворены.

Административным истцом был получен исполнительный документ и передан на исполнение. По делу возбуждено исполнительное производство, что подтверждается постановлением МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от <дата>, письмом МОСП от <дата>.

Таким образом, в настоящее время общая продолжительность ожидания административным истцом исполнения решения суда составляет 20 календарных месяцев, начиная со дня возбуждения исполнительного производства. Административный истец полагает, что указанная продолжительность судопроизводства по делу нарушает его право на судопроизводство в разумный срок.

Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а именно, вследствие отсутствия у административного ответчика достаточного бюджетного финансирования, а также отсутствия с его (ответчика) стороны активных действий по получению такого финансирования. Так, отсутствуют документальные доказательства направления запроса со стороны административного ответчика, с целью получения дополнительного финансирования для осуществления судебного решения в интересах именно административного истца.

В связи с нарушением права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, Григорьева Т.А. постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем административному истцу. Кроме того, нарушение права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок доставляет ей моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами и постоянной атмосферой стресса и напряжения.

С учетом вышеприведенных обстоятельств, административный истец просит суд взыскать в свою пользу компенсацию за длительное неисполнение судебного решения в размере 109 748,80 руб., из расчета: 16 календарных месяцев*82 евро*83,65 (курс евро к рублю на дату составления заявления).

В судебном заседании административный истец Григорьева Т.А. просила административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента финансов Администрации г. Красноярска Гуськова А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать.

УФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств и возражений относительно административного иска не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации г. Красноярска, УФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела и гражданского дела № 2-4304/2018, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

Положениями ч. 3 ст. 258 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения административного истца и иных участников судебного процесса, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Как следует из материалов административного дела и гражданского дела № 2-4304/2018, решением Центрального районного суда г. Красноярска от 04.05.2018 г., вступившим в законную силу 11.06.2018 г., на администрацию города Красноярска была возложена обязанность предоставить Григорьевой Т.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000 г. «О защите прав ребенка» (л.д. 8-10).

<дата> на основании исполнительного листа, выданного по вышеуказанному решению, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Администрации г. Красноярска (л.д. 11).

<дата> и <дата> руководитель управления учета и реализации жилищной политики администрации города Красноярска направлял в адрес заместителя министра образования Красноярского края письма о выделении средств на приобретение и строительство жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая Григорьеву Т.А. (лд. 29, 31-37).

В ответах заместителя министра образования Красноярского края от 06.08.2018 г. на вышеназванное обращение сообщено, что средства, выделенные в 2018 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решению суда, распределены Министерством в полном объеме. Также было разъяснено, что Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией города Красноярска по приобретению жилого помещения указанным в письме гражданам (л.д. 30, 39).

Определением Центрального районного суда г. Красноярска от 22.03.2019 г. администрации г. Красноярска была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 04.05.2018 г. по гражданскому делу №2а-4304/18 на срок до 31.07.2019 г.

На момент рассмотрения настоящего административного дела решение Центрального районного суда г. Красноярска от 04.05.2018 г. администрацией города Красноярска не исполнено, исполнительное производство не окончено и не прекращено.

По мнению суда в общую продолжительность исчисления срока исполнения судебного акта необходимо исчислять со дня вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Красноярска, поскольку возможность исполнения данного решения не зависит от выдачи исполнительного листа, предъявления исполнительного листа или самого решения к исполнению или возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 55 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.

Суд полагает, что после вступления решения Центрального районного суда г. Красноярска от 04.05.2018 г. в законную силу, на стадии исполнения указанного судебного акта администрацией города Красноярска было допущено нарушение требования разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Доводы административного ответчика Администрации города Красноярска об отсутствии объективной возможности исполнения решения суда в более ранние сроки, в связи с отсутствием бюджетного финансирования, не имеет правового значения для разрешения настоящих требований о взыскании компенсации. Исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.

Отсутствие достаточного финансирования для исполнения решений суда по предоставлению жилых помещений, неоднократные направления административным ответчиком сообщений в Министерство образования Красноярского края с просьбой о рассмотрении вопроса об увеличении бюджетных ассигнований, не свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.

По этим же основаниям подлежит отклонению довод административного ответчика Департамента финансов администрации города Красноярска о том, что приобретение жилых помещений для детей-сирот (в том числе, для Григорьевой Т.А.) стоит в зависимости от результативности проведённых конкурсных процедур, в соответствии с федеральным законом №44-ФЗ. Необходимость использования конкурсных процедур, предусмотренных федеральным законом №4-ФЗ, является императивным требованием реализации органами субъектов РФ и органами местного самоуправления (в случае передачи им таких полномочий) полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, относящихся к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей». В связи с чем, ссылки административного ответчика на длительность процедуры проведения соответствующих торгов является несостоятельной.

В любом случае, фактическое исполнение судебного акта, произошедшее после истечения срока, установленного законом для такого исполнения, не снимает с органа публичной власти ответственности за нарушение такого срока.

Судом также дана надлежащая оценка доводам о том, что департамент финансов администрации города Красноярска являются ненадлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.

В соответствии с п. 3 ст. 258 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом, в том числе, сведений о достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Предоставление лицам, относящимся к категории дети-сироты, жилых помещений осуществляется на основании федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органом исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было постановлено наделить на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом, государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета (ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225).

Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 8 Устава города Красноярска, наделение органов городского самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами края, отдельными государственными полномочиями Красноярского края - законами края. Органы городского самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных городу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующего бюджета.

Из содержания вышеприведённых норм законодательства, актов судебного толкования, усматривается, что на администрацию города Красноярска как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городского округа город Красноярск возложены полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением средств соответствующей субвенции.

В настоящей ситуации, вступившим в законную силу судебным актом на администрацию города Красноярска возложена обязанность по исполнению вышеназванного полномочия, применительно к административному истцу Григорьевой Т.А.

В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте финансов администрации города (утвержденного Распоряжением Главы г. Красноярска от 15.04.2009 N 66-р), Департамент финансов администрации города (далее - Департамент) является уполномоченным органом администрации города Красноярска по управлению средствами бюджета города Красноярска, обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города. Департамент является органом администрации города Красноярска.

К функциям департамента относится организация исполнения бюджета города и осуществляет финансирование расходов бюджета города Красноярска (п. 3.20).

Таким образом, на департамент финансов администрации города Красноярска, как структурное подразделение администрации, возложена обязанность по учету в составе бюджета городского округа город Красноярск средств субвенции, выделяемой для осуществления вышеназванных полномочий.

Кроме того, департамент также ответственен за исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением (п. 3.52).

При таких обстоятельствах, поскольку в предмет рассмотрения по настоящему административному делу входит вопрос о соблюдении установленных законом сроков исполнения решения Центрального районного суда г. Красноярска от 04.05.2018 г., возложившего соответствующую обязанность по предоставлению жилого помещения административному истцу на администрацию города Красноярска, с учетом установленного факта нарушения на стадии исполнения указанного судебного акта требований разумного срока, рассмотрение заявленных административных исковых требований Григорьевой Т.А. невозможно без привлечения к участию в деле в качестве административных соответчиков администрации города Красноярска и департамента финансов администрации города Красноярска.

Кроме того, суд также находит несостоятельным довод Департамента финансов администрации города Красноярска об отсутствии доказательств причинения административному истцу соответствующих убытков, ввиду нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Суд учитывает, что, в соответствии с положениями п. 40 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11, сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда.

Из содержания административного иска не следует, что административным истцом Григорьевой Т.А. заявлены иные административные исковые требования, нежели требования о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Указание на несение материальных убытков, причиненных не исполнением решения Центрального районного суда г. Красноярска от 04.05.2018 г., направлено на обоснование соответствующего размера компенсации, предъявленного к взысканию в рамках рассмотрения настоящего административного дела, не является самостоятельным исковым требованием. При этом, административный истец исполнил свою процессуальную обязанность по доказыванию факта нарушения его права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела общая продолжительность исполнения вышеуказанного решения со дня его вступления в законную силу (11.06.2018 г.) по день подачи административного иска (13.03.2020 г.) составляет 1 год 9 месяцев 2 дня.

Суд считает данную продолжительность исполнения судебного акта чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока, а также установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, что является основанием для присуждения компенсации.

Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для административного истца, возражения административного ответчика департамента финансов администрации города Красноярска относительно размера заявленной компенсации, суд полагает, что заявленная административным истцом сумма – 109 748,80 руб. является чрезмерной, в связи с чем определяет размер компенсации равным 30 000 руб.

Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению, которое должно производиться за счет средств бюджета муниципального образования город Красноярск департаментом финансов администрации города Красноярска (ч. 3, 4 ст. 4, п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона о компенсации, п. 1.1, 3.52 Положения о департаменте финансов администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 15 апреля 2009 года № 66-р).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 259 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Григорьевой Т.А. о присуждении компенсации за нарушение сроков исполнения судебного акта, – удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования городской округ город Красноярск в лице Департамента финансов Администрации города Красноярска за счет средств местного бюджета в пользу Григорьевой Т.А. компенсацию за нарушение сроков исполнения судебного акта в размере 30 000 (тридцать тысячи) рублей, перечислив их на расчетный счет , открытый на имя Григорьевой Т.А. в Красноярском отделении ПАО Сбербанк, БИК , ИНН , КПП .

Решение подлежит исполнению Департаментом финансов Администрации города Красноярска за счет средств местного бюджета.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий     Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 18 июня 2020 года.

3а-465/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Григорьева Татьяна Александровна
Ответчики
Департамент финансов администрации города Красноярска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Пашковский Дмитрий Иванович
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.06.2020Судебное заседание
18.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2020Дело оформлено
08.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее