№ 3А-314/2017
098а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2017 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителя административного истца ЗАО «Промышленное агентство» Молева А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-314/2017 по административному иску закрытого акционерного общества «Промышленное агентство» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Промышленное агентство» (далее – ЗАО «Промышленное агентство») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №:124, №:133, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, и Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, соответственно.
По результатам государственной кадастровой оценки земель для земельного участка с кадастровым номером №:124 по состоянию на 06 июня 2011 года установлена кадастровая стоимость в размере 16 121 717 рублей 27 копеек, для земельного участка с кадастровым номером №:133 по состоянию на 11 июля 2012 года установлена кадастровая стоимость в размере 5 446 254 рубля 98 копеек.
По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО «Независимая оценка» и представленной в отчете № 017061 от 29 июня 2017 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №:124 по состоянию на 06 июня 2011 года составляет – 4 897 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №:133 по состоянию на 11 июля 2012 года составляет – 1 675 000 рублей.
Отчёт № 017061 от 29 июня 2017 года получил положительное экспертное заключение № 1391/2017 от 30 июня 2017 года Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права истца, поскольку истец является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, 13 июля 2017 года ЗАО «Промышленное агентство» обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако, уведомлением Комиссии от 13 июля 2017 года № 373 заявление было возвращено по причине истечения пятилетнего срока, предусмотренного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:124 в размере его рыночной стоимости – 4 897 000 рублей, определенной по состоянию на 06 июня 2011 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:133 в размере его рыночной стоимости – 1 675 000 рублей, определенной по состоянию на 11 июля 2012 года.
Представитель административного истца ЗАО «Промышленное агентство» Молев А.Е., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Богданчикова Е.А., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, администрация города Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Красноярского края, администрации города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель ЗАО «Промышленное агентство» Молев А.Е., не возражал.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что ЗАО «Промышленное агентство» на основании договоров купли-продажи земельного участка от 07 ноября 2011 года № 943 и от 02 октября 2012 года № 2468 является собственником земельного участка с кадастровым номером №:124, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером №:133, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13 января 2012 года и от 01 марта 2013 года соответственно (л.д. 7, 8).
Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 июня 2017 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:124 по состоянию на 06 июня 2011 года составляет 16 121 717 рублей 27 копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:133 по состоянию на 11 июля 2012 года составляет 5 446 254 рубля 98 копеек (л.д. 9, 10).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №:124, №:133 определена на основании Актов определения кадастровой стоимости земельных участков от 10 января 2012 года и от 11 июля 2012 года Управления Росреестра по Красноярскому краю (л.д. 142-143, 145).
Земельные участки с кадастровыми номерами №:124, №:133 общей площадью 8 839 кв.м и 2 986 кв.м соответственно отнесены к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности.
13 июля 2017 года (вх. № 22983) ЗАО «Промышленное агентство» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №:124, №:133 с приложением необходимых для этого документов (л.д. 11-12).
Уведомлением Комиссии от 13 июля 2017 года № 373 заявление ЗАО «Промышленное агентство» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, было возвращено в связи с истечением пятилетнего срока, предусмотренного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», (л.д. 11-12).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 017061 от 29 июня 2017 года, выполненный ООО «Независимая оценка» (оценщик Шестопалова Н.Е.), в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №:124 по состоянию на 06 июня 2011 года составляет 4 897 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №:133 по состоянию на 11 июля 2012 года составляет 1 675 000 рублей (л.д. 13-93).
Соответствие отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, подтверждается положительным экспертным заключением № 1391/2017 от 30 июня 2017 года Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которого является оценщик Шестопалова Н.Е. (л.д. 95-113).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объектов оценки с объектами - аналогами объектов оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Оформление и содержание отчета об оценке № 017061 от 29 июня 2017 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Положительное экспертное заключение № 1391/2017 от 30 июня 2017 года так же отвечает требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, из его выводов следует, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, стоимость объектов оценки определена правильно.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №:124 по состоянию на 06 июня 2011 года составляет 4 897 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №:133 по состоянию на 11 июля 2012 года составляет 1 675 000 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:124 должна быть определена по состоянию на 06 июня 2011 года равной его рыночной в размере 4 897 000 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №:133 должна быть определена по состоянию на 11 июля 2012 года равной его рыночной в размере 1 675 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка земель, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется, в том числе для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения ЗАО «Промышленное агентство» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №:124, №:133 следует считать дату поступления соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 13 июля 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Промышленное агентство» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:124; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности; общей площадью 8 839 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 897 000 рублей, определенной по состоянию на 06 июня 2011 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №:133; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности; общей площадью 2 986 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 1 675 000 рублей, определенной по состоянию на 11 июля 2012 года.
Датой обращения закрытого акционерного общества «Промышленное агентство» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №:124, №:133 считать 13 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2017 года.