Дело № 2-2254/2021
86RS0004-01-2020-025227-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2021 года г.Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе: председательствующего судьи Паничева О.Е.
при секретаре Ахмедове Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, действующей в интересах ФИО2 к Управлению по опеке и попечительству Администрации <адрес> о защите жилищных прав, связанных с предоставлением жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с иском в суд к ответчику с требованием об установлении факта невозможности проживания Кравцова К.Е. в <адрес>, возложении обязанности на ответчика включить Кравцова К.Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании. Ответчик отказался установить требуемый факт, указав, что расчёт площади должен производиться соотносительно доли в праве собственности, при отсутствии установленного порядка пользования жилого помещения.
В судебное заседание истец, представитель истца не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, от представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в е отсутствие. В отзыве на исковое заявление указала, что с требованиями не согласна, по основаниям, указанным в отзыве.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ № Караваева С.А. была назначена попечителем несовершеннолетнего Кравцова К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до освобождения отца Кравцова Е.А. из мест лишения свободы.
Решением Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был лишен родительских прав в отношении ФИО2.
Кравцова О.В., мать Кравцова К.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
В собственности Кравцова К.Е. находится 1/3 доля в праве на <адрес>, площадью 57,8 кв.метров. Иными участниками долевой собственности являются Караваева С.А., Кравцова Я.Е.
Согласно справке ООО «УК ДЕЗ ВЖР» от 16/10.2020 года в <адрес> зарегистрированы Караваева С.А., Кравцов А.А., Кравцов Е.А., Кравцова Я.Е., Кравцов К.Е.
Истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта невозможности проживания Кравцова К.Е. в спорной квартире.
Постановлением Администрации г. Сургута № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении несовершеннолетнего Кравцова К.Е., поскольку общая площадь жилого помещения приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании городской округ г. Сургут ХМАО-Югры.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1 статьи 8 Закона).
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 8 Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и на момент рассмотрения дела в суде) предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 данной статьи).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отношения, связанные с обеспечением детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, урегулированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-ОЗ "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-ОЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан при наличии одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц.
Как установлено судом, в <адрес> на законных основаниях проживает и зарегистрирован Кравцов Е.А. (член семьи собственника Караваевой С.А.), который лишен родительских прав в отношении Кравцовой Я.Е. Его временное отсутствие в жилом помещении связано на текущий момент лишь с нахождением в местах лишения свободы.
Также из представленных суду документов следует, что в жилом помещении проживают 5 человек (при вселении всех зарегистрированных), поэтому общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в <адрес> (14 кв.м.).
Вышеприведенные положения законодательства позволяли ответчику установить факт невозможности проживания Кравцова К.Е. в <адрес>. Доводы ответчика о необходимости расчёта общей площади жилого помещения соотносительно доли в праве собственности основаны на неверном толковании положений п.2 ст.5 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ОЗ.
На основании пункта 3 статьи 5 Закона N 86-оз органы опеки и попечительства по месту жительства детей и лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При установленных обстоятельствах и приведенных положениях закона, суд находит требования Караваевой С.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4, действующей в интересах ФИО2 к Управлению по опеке и попечительству Администрации г.Сургута о защите жилищных прав, связанных с предоставлением жилого помещения удовлетворить.
Установить факт невозможности проживания Кравцова Кирилла Евгеньевны в <адрес>.
Обязать Управление по опеке и попечительству Администрации г.Сургута включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования городской округ город Сургут.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд.
Судья О.Е. Паничев