Дело № 2-1298/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2012 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
Председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Васильевой Н.В.,
с участием представителя истца Вылегжаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подольской А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о признании незаконным решения комиссии, обязании засчитать в специальный стаж периоды работы,
установил:
Подольская А.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (далее ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.12.2011 № в части отказа Подольской А.А. во включении в стаж периодов работы, дающих право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: Дата, в том числе в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Истец просит обязать ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми включить указанные выше спорные периоды работы Подольской А.А. в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначив пенсию с 05.09.2011 года по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Подольская А.А. просит рассматривать дело без ее участия, на иске настаивает. Представитель истца в судебном заседании подтверждает обстоятельства, изложенные в заявлении, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми просит рассматривать дело без ее участия, в своих ранее данных пояснениях с иском не согласна по основаниям, изложенным в решении комиссии.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, огласив показания допрошенных свидетелей, отказное пенсионное дело Подольской А.А., суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми от 02.12.2011 № Подольской А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 в связи с отсутствием требуемого стажа, специальный стаж составил .... При определении права Подольской А.А. на досрочное назначение пенсии по старости были исключены периоды работы в должности концертмейстера и "Учреждение 1" Дата, в должности педагога/концертмейстера "Учреждение 1" с Дата, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в "Учреждение 1" Дата, в должности педагога/концертмейстера "Учреждение 1" с Дата, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Дата, в должности педагога/концертмейстера "Учреждение 1" Дата. Пенсионным органом указано на то, что должности концертмейстера и педагога/концертмейстера не предусмотрены ни одним из Списков должностей, кроме того, по акту документальной проверки от 07.06.2007 № 145 в период работы педагогом/концертмейстером Подольская А.А. была протарифицирована на ведение педагогических часов, которые не могут быть приняты для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пении по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, так как отсутствует приказ о работе по совместительству в должности педагога и норма часов за ставку заработной платы не выполнена. Также не были включены в стаж периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 28 этого Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в ранее действовавших Перечне учреждений и должностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, отсутствует наименование должности концертмейстера.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 N 463, а периоды работы после 01.11.1999, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067.
Раздел "Наименование должностей" Списков 1991 года предусматривал включение в специальный стаж педагогической деятельности работу в должности преподавателя, раздел "наименование учреждений" предусматривал внешкольные учреждения. Согласно Примерному перечню внешкольных учреждений, утвержденного приказом Гособразования СССР от 23.04.1990 N 280 музыкальные школы отнесены к категории внешкольных учреждений.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при рассмотрении вопросов о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в служебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности также в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Как следует из записей в трудовой книжке, Подольская А.А. Дата работала в "Учреждение 1" в должности концертмейстера.
На основании приказа от Дата № Подольская А.А. была принята на работу по направлению с Дата, на период Дата ей был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Приказом от Дата № Подольская А.А. преподаватель по классу фортепиано уволена переводом с Дата в "Учреждение 2".
Из лицевых счетов за период Дата, справки от 05.03.2012 № о количестве педагогических и концертмейстерских часов Подольской А.А., справки от 11.04.2012 № о количестве педагогических и концертмейстерских часов Подольской А.А. в периоды с Дата, следует, что истец, начиная с Дата была протарифицирована как педагог и как концертмейстер, в период Дата количество педагогических и концертмейстерских часов не проставлено.
Анализируя представленные в суд документы, принимая во внимание, что Подольская А.А. работала в должности концертмейстера "Учреждение 1" в период Дата, с учетом педагогической нагрузки, в этом случае при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж для назначения пенсии указанный период работы, следует руководствоваться законодательством, действовавшим в этот период. Так как, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и повлекшим тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ (определение N 320-О от 05.11.2002 Конституционного Суда РФ).
В спорный период действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и список, утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 N 463. В первом документе должность педагог была указана в качестве подлежащей включению в специальный стаж наряду с должностью преподаватель, во втором указана только должность преподаватель.
Министерство культуры РФ письмом от 25.05.1993 N 01-149X16-12 разъяснило, что детские музыкальные, художественные, хоровые, хореографические, театральные и другие школы искусств системы Министерства культуры Российской Федерации являются образовательными учреждениями школьного типа, и педагогические работники в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утвержденными Приказом Минобразования России от 11.11.1992 N 406 по согласованию с Минтрудом РФ (Постановление Минтруда России от 11.11.92 N 33), именуются: педагог, преподаватель.
Из представленных в суд документов, следует, что Подольская А.А. была принята на работу с Дата в должности концертмейстера, при этом в период Дата осуществляла в том числе и педагогическую деятельность в должности преподавателя (педагога) по классу фортепиано. Указанные обстоятельства подтверждаются лицевыми счетами на оплату за Дата, из которых следует, что "Учреждение 1" производило начисление заработной платы Подольской А.А. как по должности «преподаватель», так и по должности «концертмейстер».
Допрошенные судом в качестве свидетелей В.Л.А. Б.С.И. подтвердили, что Подольская А.А. занимала две должности и педагога и концертмейстера. Оснований ставить под сомнения показания допрошенных свидетелей не имеется, они не опровергаются представленными в суд письменными документами, свидетелями сообщены сведения по тем обстоятельствам, непосредственными участниками которых они являлись.
Оценив в совокупности представленные по "Учреждение 1" письменные доказательства, а также лицевые счета (л.д. 47-52), справки о количестве педагогических часов, выработанных Подольской А.А. в период Дата, суд считает, что поскольку истец совмещала в спорный период также должность педагога (преподавателя) в "Учреждение 1", то периоды, в которых она выработала педагогические часы в качестве преподавателя подлежат включению в педагогический стаж для назначения пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ: Дата.
При этом в данные спорные периоды (до 01.09.2000) не требовалась выработка нормы педагогической нагрузки. Для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01.09.2000 (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В удовлетворении требований о включении в педагогический стаж периодов работы в должности концертмейстера в "Учреждение 1" Дата следует отказать, так как сведения о выполнении в указанные периоды работы по должности преподавателя по классу фортепиано в суд не представлено.
Право на досрочное назначение пенсии по старости связано с работой в учреждениях для детей, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Так как судом установлен вид деятельности и характер работы, материалами дела подтверждается осуществление деятельности в образовательном учреждении, включенном в соответствующий список, суд находит обоснованными требования истца в части признания незаконным решения комиссии от 02.12.2011 № по исключению периодов работы Подольской А.А. Дата, для назначения истцу пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ.
Истец претендует также на включение в педагогический стаж период работы Дата.
В материалах пенсионного (отказного) дела имеются ...
С учетом представленных в суд справок о количестве педагогических и концертмейстерских часов, а также приказов по личному составу "Учреждение 1", суд делает вывод, что, начиная с Дата, Подольская А.А. находилась на больничном листе ... В период Дата истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до года, в данный период ей производилась выплата пособия на содержание ребенка. Приказом от Дата № Подольской А.А. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возврата 1,5 лет (до Дата). В Дата Подольской А.А. производилась выплата пособия на двоих детей ...
Дата у Подольской А.А. ФИО29, приказом от Дата № в период с Дата Подольской А.А. предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до года (до Дата), приказом от Дата Подольской А.А. предоставили отпуск до достижения ребенком возврата 1,5 лет (до Дата). В период Дата Подольская А.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет без сохранения заработной платы (приказ от Дата №).
Приказом от Дата № Подольская А.А. приступила к работе после окончания отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с Дата. На период Дата предоставлен отпуск без содержания. Приказом от Дата № указано, Подольскую А.А. считать приступившей к работе после окончания отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с Дата.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.11.1982) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.11.1982) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Однако, Подольская А.А. Дата вышла на больничный лист и соответственно в отпуск по уходу за первым ребенком до 1,5 лет с должности концертмейстера, сведений о том, что в период Дата у нее имелась педагогическая нагрузка, она выполняла обязанности по должности педагога материалы дела не содержат.
Приказом от Дата педагогу Подольской А.А. предоставлен отпуск 48 рабочих дней с Дата.
Положения ст. 67 КЗоТ РФ предусматривают, что ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Порядок исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска определяется законодательством.
Исходя из производственного календаря на Дата в июле было 27 рабочих дней, в августе 26 рабочих дней. С учетом изложенного, отпуск Подольской А.А. закончился Дата она должна была приступить к работе. Из акта № от Дата и лицевого счета Подольской А.А. следует, что тарификация по педагогическим часам в период Дата не проставлена.
Таким образом, в период, когда Подольская А.А. вышла на больничный лист, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, ни ранее действовавшим Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, не предусматривалось право лиц, осуществлявших деятельность в учреждениях образования в должности, не предусмотренной Списком, требования истца не основаны на законе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований не имеется для включения в специальный стаж для назначения Подольской А.А. пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ периодов работы Дата в должности концертмейстера.
Подольская А.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 05.09.2011, в назначении пенсии было отказано, так как педагогический стаж за вычетом части периодов работы составил ....
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией…, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Принимая во внимание, что у Подольской А.А. в силу подлежащего применению для назначения досрочной трудовой пенсии законодательства Российской Федерации не имеется требуемого п.п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 (т.е. не менее 25 лет) стажа работы, связанный с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, с учетом подлежащих включению периодов работы , суд приходит к выводу о том, что требование Подольской А.А. о назначении пенсии с 05.09.2011 не обоснованно и удовлетворению не подлежит ввиду отсутствия требуемого стажа. На дату рассмотрения дела в суде у истца также отсутствует стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Подольской А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми удовлетворить в части.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от 02.12.2011 № в части отказа Подольской А.А. в зачете периодов работы, дающих право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: Дата.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми включить период работы Подольской А.А. Дата в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».
В удовлетворении остальной части исковых требований Подольской А.А. к ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми – отказать.
Решение в течение 1 месяца с момента изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья О.Н. Ефремова