Дело № 2а-6026/2019 УИД: 78RS0014-01-2019-005677-18 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 16 июля 2019 года
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ершовой Ю.В.,
при секретаре Корниенко М.Э.,
с участием прокурора Москальцовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Никифорова Н.И. к Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Новоизмайловское о защите избирательных прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Никифоров Н.И. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Новоизмайловское (далее - ИКМО Новоизмайловское), в котором просит признать незаконным полностью решение ИКМО Новоизмайловское № 7-2 от 09.07.2019 об отказе в регистрации Никифорова Н.И. кандидатом в депутаты Муниципального совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 141, возложить на ИКМО Новоизмайловское обязанность зарегистрировать Никифорова Н.И. кандидатом в депутаты Муниципального совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 141. В обоснование своих требований истец указал, что 26.06.2019 уведомил ответчика о выдвижении своей кандидатуры на выборы депутатов Муниципального совета МО Новоизмайслоское. 01.07.2019 им в адрес административного ответчика были представлены следующие документы: подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку выдвижения его кандидатуры; протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов за счет его избирательного фонда, электронный носитель, содержащий сведения в машиночитаемом виде. 05.07.2019 административный ответчик выдал истцу Извещение о выявлении неполноты сведений в документах, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатуры Никифорова Н.И., в пункте 2 этого Извещения указано на непредставление документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, представление которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга». Между тем, по утверждению истца этот документ был представлен им в адрес ответчика 01.07.2019. Несмотря на это, Никифоров Н.И., с целью устранения недостатков, указанных в вышеназванном извещение, в том числе, в части отсутствия документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, явился в ИКМО Новоизмайловское 06.07.2019, однако член ИКМО, осуществлявший прием документов в указанную дату, категорически отказался принимать у истца документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, в связи с чем Никифоров Н.И. был вынужден обратиться за защитой своего права в суд. Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 09.07.2019 административный ответчик был обязан принять у административного истца документы, данное решение исполнено ИКМО Новоизмайловское, между тем, оспариваемым решением ИКМО административному истцу отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета МО Новоизмайловское.
Административный истец в судебное заседание явился, иск поддержал.
Представитель административного ответчика Савик Е.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска Никифорова Н.И.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Москальцовой Н.С., полагавшей иск Никифорова Н.И. не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Решением Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское № 138-05 от 19 июня 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 75).
Указанное решение опубликовано в газете Муниципального совета Муниципального образования Новоизмайловское за № 8 (325) Июнь 2019 года (л.д.76).
ИКМО Новоизмайловское сформирована на основании решения Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское № 96-05 от 06 сентября 2017 года в количестве 8 членов. Решением ИКМО Новоизмайловское № 1-2 от 18 сентября 2017 года председателем избирательной комиссии избран Савик Е.А. (л.д. 77)
26.06.2019 Никифоров Н.И. представил в ИКМО Новоизмайловское документы о выдвижения кандидата в депутаты Муниципального совета МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному округу № 141 Никифорова Н.И. (л.д. 59-72).
01 июля 2019 года в 15 часов 31 минута членом ИКМО Новоизмайловское Бельтюковым И.В. приняты документы Никифорова Н.И. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 141, о чем выдано подтверждение, в котором указано, что от Никифорова Н.И., наряду с другими документами был получен документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (л.д. 39).
05 июля 2017 года ИКМО Новоизмайловское уведомило Никифорова Н.И. о выявлении неполноты сведений, представление которых предусмотрено Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт – Петербурга» (далее – Закон от 21 мая 2014 года № 303-46 или Закона Санкт-Петербурга), выразившихся в не указании полных сведений в части данных о наличии или отсутствии судимости в заявлении о согласии баллотироваться, предоставляемого в ИКМО, неверном указании наименования муниципального образования и отсутствии указания на наименование субъекта Российской Федерации в первом финансовом отчете. Кроме того, в этом извещении указано на непредставление документа, подтверждающего факта оплаты изготовления подписных листов, предоставление которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 3 статьи 28 Закона от 21 мая 2014 года № 303-46. Никифорову Н.И. предложено не позднее 07 июля 2019 года устранить выявленные недостатки.
Вступившим в законную силу решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 09.07.2019 по делу № 2а-5930/2019 удовлетворен административный иск Никифорова Н.И., признан незаконным отказ ИКМО Новоизмайловское в приеме документов Никифорова Н.И. 06.07.2019, признано незаконным бездействие избирательной комиссии МО МО Новоизмайловское по необеспечению приема документов 07.07.2019, ИКМО Новоизмайловское обязана принять документы Никифорова Н.И. во исполнение извещения от 05.07.2019 до 18 часов 00 минут 09.07.2019, решение обращено к немедленному исполнению.
В этот же день 09.07.2019 Никифоров Н.И. представил в ИКМО Новоизмайловское документ, подтверждающий факт оплаты подписных листов – платежное поручение № 92306 от 26.06.2019, что не оспаривается административным ответчиком.
Решением ИКМО Новоизмайловское № 7-2 от 09.07.2019 Никифорову Н.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 141 отказано на основании подпунктов «в» и «з» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документа, необходимого в соответствии с Федеральным законом, Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата, а именно, документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, предоставление которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга, а также, поскольку 100 % представленных ФИО9 подписей избирателей признаны недействительными в связи с тем, что подписные листы изготовлены не за счет избирательного фонда кандидата, что является основанием для признания всех подписей в представленном подписном листе недействительными в соответствии с подпунктом «и» пункта 13 статьи 28 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга (л.д. 27-28).
Оценивая правомерность указанного решения ИКМО Новоизмайловское, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяя в статье 33 общие для всех видов выборов условия выдвижения кандидатов, предусматривает, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в порядке самовыдвижения, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке; соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункты 1 и 2).
Перечень документов, подлежащих предоставлению кандидатом в избирательную комиссию, указан в пункте 2.2 этой же статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Часть 2 той же статьи Закона Санкт-Петербурга устанавливает, что кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
В силу части 5 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 все документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно.
Из системного толкования приведенных норм следует, что представленные для регистрации в качестве кандидата в депутаты документы, за исключением подписных листов, после принятия этих документов избирательной комиссией могут быть только заменены или изменены кандидатом в установленный статьей 27 Закона Санкт-Петербурга срок. Возможность предоставления документа, который не был представлен одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, предусмотрена лишь для документов, перечень которых установлен пунктом 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга. При этом документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, к документам, указанным в пункте 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга не относится, а потому должен быть представлен только одновременно с другими документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Между тем, по утверждению административного ответчика при подаче документов 01.07.2019 Никифоров Н.И. в качестве документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, представил приходный кассовый ордер № 297189 от 26.06.2019, из которого следует, что на избирательный счет Никифорова Н.И. из его собственных средств была зачислена сумма в размере 200 рублей (л.д. 52).
Административный истец в ходе рассмотрения подтвердил, что действительно, 01.07.2019 одновременно с другими документами представил вышеназванный приходный кассовый ордер, одновременно указав, что помимо этого ордера им было представлено также платежной поручение об оплате изготовления подписных листов с указанием соответствующего назначения платежа.
Допрошенные в судебном заседании 16.07.2019 по ходатайству административного истца свидетели ФИО10 и ФИО11 показали, что одновременно с Никифоровым Н.И. готовили свои документы для регистрации в качестве кандидатов и 01.07.2019 подавали эти документы, и видели, что у Никифорова Н.И. имелось платежное поручение, подтверждающее факт оплаты изготовления подписных листов, однако в момент, когда Никифоров Н.И. подавал документы в Избирательную комиссию, они в помещении ИКМО не находились.
Свидетель ФИО12, допрошенный в том же судебном заседании, показал, что являлся членом ИКМО с правом голоса и участвовал в принятии решений избирательной комиссии о регистрации кандидатов. Между тем, документов, представленных административным истцом для регистрации кандидатом в депутаты, он не видел.
Поскольку свидетели ФИО10, ФИО11 и ФИО12 не присутствовали при подаче истцом 01.07.2019 документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата в избирательные комиссию, их показания не могут быть приняты в качестве отвечающих требованиям главы 6 КАС РФ доказательств факта представления истцом 01.07.2019 одновременно с другими документами для регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета, платежного поручения, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов. При этом факт наличия у Никифорова Н.И. указанного платежного поручения 01.07.2019, сам по себе, не свидетельствует о том, что он представил этот документ в избирательную комиссию 01.07.2019.
Из показаний свидетеля ФИО13, входившей в состав группы ИКМО Новоизмайловское по проверке подписных листов, следует, что она осуществляла проверку, представленных административным истцом подписных листов и установила, что из представленного Никифоровым Н.И. в подтверждение факта оплаты изготовления подписных листов документа – приходно-кассового ордера не усматривалось, что оплата изготовления подписных листов была произведена за счет средств избирательного фонда указанного кандидата. Платежное поручение об плате изготовления подписных листов Никифоровым Н.И. 01.07.2019 представлено не было.
Оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО13 у суда не имеется, поскольку она предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ее показания не опровергаются иными собранными по делу доказательствами.
Так, из Подтверждения о получении документов для регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета МО Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 141 Никифорова Н.И. от 01.07.2019 следует, что общее количество листов документов, принятых у Никифорова Н.И. составляет 19 листов, из которых: 11 листов – подписные листы, 1 лист – протокол об итогах сбора подписей избирателей, 1 лист – документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов и 6 листов – Первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средства избирательного фонда (л.д. 39). В данном подтверждении имеется подпись Никифорова Н.И., подтверждающая факт передачи им указанных документов и количество листов, на которых они содержатся.
Одновременно, в судебном заседании 16.07.2019 административный истец подтвердил, что объем представленных им подписных листов действительно составлял 11 листов, а также то, что помимо этих подписных листов им были представлены следующие документы: Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты на одном листе, приходный кассовый ордер № 297189 от 26.06.2019, первый финансовый отчет на четырех листах, справка ПАО «Сбербанк» об открытии на имя Никифорова Н.И. избирательного счета на одном листе и выписка из лицевого счета Никифорова Н.И. на одном листе (л.д. 51-58). Общий объем этих документов, составил 19 листов (11 + 1 + 1 + 4 +1 + 1).
Довод административного истца на то, что о факт предоставления им в Избирательную комиссию документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов 01.07.2019 свидетельствует соответствующая отметка члена ИКМО Бельтюкова И.В. в Подтверждении о получении документов от 01.07.2019, - не обоснован, поскольку в силу статей 27-29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 проверка представленных для регистрации кандидата в депутаты документов относится к компетенции избирательной комиссии, а не отдельного ее члена, осуществляющего прием этих документов.
В связи с этим, суд считает установленным, что административным истцом 01.07.2019 в избирательную комиссию были представлены вышеперечисленные документы на 19 листах. Вместе с тем, в случае предоставления истцом платежного поручения об оплате изготовления подписных листов количество листов представленных истцом документов должно было бы составлять 20.
При таких обстоятельствах, суд считает опровергнутым факт предоставления административным истцом в избирательную комиссию 01.07.2019 платежного поручения, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов.
06.07.2019 Никифорову Н.И. был вручен Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, согласно которому все подписи, содержащиеся в представленных истцом подписных листах, признаны недействительными на основании подпункта «и» пункта 3 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 № 303-46, устанавливающего, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом (л.д. 74). При этом в силу части 5 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение то обстоятельство, что документ, подтверждающий оплату изготовления подписных листов, не был представлен административным истцом в избирательную комиссию 01.07.2019, представленные истцом подписи избирателей правомерно признаны избирательной комиссией недействительными.
Предоставление указанного документа Никифоровым Н.И. в избирательную комиссию 09.07.2019 не может быть расценено, как соблюдение истцом требований статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 № 303-46, поскольку, как указывалось выше, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов из избирательного фонда кандидата, должен быть предоставлен в избирательную комиссию одновременно с другими документами для регистрации кандидата.
В то же время согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеназванных норм, административный ответчик правомерно отказал административному истцу в регистрации кандидатом на выборах в Муниципальный совет МО Новоизмайловское шестого созыва по основанию, предусмотренному подпунктом «з» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 № 303-46.
В связи с этим суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о признании оспариваемого решения ИКМО Новоизмайловское незаконным.
Требование истца об обязании ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты производно от требования о признании решения ИКМО от 09.07.2019 № 7-2, а потому, также не подлежит удовлетворению.
Кроме того, отказывая в удовлетворении этого требования, суд также принимает во внимание, что суд не вправе обязать избирательную комиссию принять решение о регистрации данного кандидата, поскольку согласно положениям законодательства о выборах регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке. Такая позиция приведена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2018 года № 63-АПГ18-7.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Никифорова Н.И., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд в течение пяти дней со дня вынесения.
Судья