Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-192/2018 ~ М-99/2018 от 01.02.2018

Дело № 2А-192/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Колпашево Томской области                        28 февраля 2018 года

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Дайнеко А.М.,

при секретаре судебного заседания Мулиной И.А.,

с участием:

представителя административного истца – заместителя Колпашевского городского прокурора Карташева Я.Ю.,

представителя административного ответчика – Администрации Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области – Лаптева П.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год,

рассмотрев административное дело по административному иску Колпашевского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации Инкинского сельского поселения Колпашевского района о признании бездействия в части непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор обратился в Колпашевский городской суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Инкинского сельского поселения о признании бездействия в части непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Инкинское сельское поселение» Колпашевского района незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Инкинское сельское поселение» Колпашевского района не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» указал, что бездействие административного ответчика было установлено в ходе проверки исполнения Администрацией Инкинского сельского поселения законодательства, регламентирующего вопросы погребения и похоронного дела. В ходе проверки было выявлено, что на территории Инкинского сельского поселения расположено 2 кладбища, однако специализированная служба по вопросам похоронного дела, не создана, порядок ее деятельности не установлен. Отсутствие такой службы может привести к нарушение прав граждан на оказание услуг по погребению и к негативным последствиям для неопределённого круга лиц.

Представитель административного истца – заместитель Колпашевского городского прокурора Карташев Я.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным основаниям, просил административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель Администрации Инкинского сельского поселения Лаптев П.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

В отзыве на административное исковое заявление Колпашевского городского прокурора представитель административного ответчика Лаптев П.В. также указал на несогласие с доводами административного истца, который ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», не принял во внимание, что на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых. Последнее не подразумевает императивной обязанности по созданию в этих целях каких-либо органов местного самоуправления (их структурных подразделений), организаций, а также по финансированию оказания ритуальных услуг из местного бюджета. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности. Кроме того, решение данного вопроса местного значения подразумевает правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными нормативными правовыми актами (определение порядка деятельности общественных кладбищ, установление перечня, критериев качества и стоимости гарантированных услуг по погребению и т.д.). Кроме того, поселение не имеет возможности содержать соответствующее муниципальное предприятие и его штат в условиях дотационного бюджета. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы и ДД.ММ.ГГГГ обращений граждан о предоставлении ритуальных услуг специализированной службой по вопросам похоронного дела в Администрацию Инкинского сельского поселения не поступало, что свидетельствует об отсутствии объективной потребности в создании такой службы. Все захоронения осуществляются родственниками умершего, которым в силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ осуществляется выплата пособия на погребение. На похороны умерших граждан, не имеющих родственников, выделяются средства из местного бюджета. При таком положении, содержание на территории специализированного предприятия по оказанию услуг по погребению нецелесообразно. Помимо прочего, административным истцом не приведено доказательств нарушения прав и законных интересов граждан отсутствием на территории Инкинского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Законом Томской области от 17.11.2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» установлено, что за сельскими поселениями Томской области закреплены вопросы местного значения, в том числе вопросы по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

В п.п. 20 п. 1 ст. 4 Устава муниципального образования Инкинского сельское поселение Колпашевского района Томской области, принятого решением Совета Инкинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, отражено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения Инкинского сельского поселения.

Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 29 указанного Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьёй 12 указанного Закона о погребении предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Таким образом, указанным Законом «О погребении и похоронном деле» предусматривается как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Создание специализированных служб предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 указанного Закона «О погребении и похоронном деле» по первому требованию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 органам местного самоуправления необходимо выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных п. 1 данного Указа.

В свете вышеизложенного установлено, что Законом о погребении утвержден гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе специализированными службами по вопросам похоронного дела, которые создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и её субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории Инкинского сельского поселения расположено два действующих общественных кладбища: <адрес>. Однако специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не установлен. При проведении прокурором проверки от Главы Инкинского сельского поселения был получен ответ об отсутствии на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела. Прокурором ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику было внесено представление об устранении данного нарушения, из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, по мнению административного ответчика, создавать в поселении специализированную службу не целесообразно; родственники умерших осуществляют погребение за свой счет, при необходимости они обращаются в ритуальные службы <адрес>, либо <адрес>; требования закона не игнорируются; органы местного самоуправления организуют взаимодействие родственников умерших с ритуальными службами, занимаются оформлением документов, необходимых для погребения.

Согласно справке Администрации Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Муниципального образования «Инкинское сельское поселение» в ДД.ММ.ГГГГ умерло 15 человек, в ДД.ММ.ГГГГ умерло 9 человек, в ДД.ММ.ГГГГ умерло 8 человек, в ДД.ММ.ГГГГ умерло 14 человек.

Как следует из Постановления Администрации Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость гарантированного перечня услуг по погребению, в случае погребения умершего (погибшего), не имеющего супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, с ДД.ММ.ГГГГ устанавливается в сумме 5 891,00 рубль, стоимость услуг, в случае погребения за счет средств родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, в тех же временных рамках, составляет 8 551,00 рублей.

Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение неисполнение Администрацией Инкинского сельского поселения установленных требований законодательства по созданию на территории Инкинского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, что нарушает права неопределённого круга лиц на получение услуг по погребению.

При этом доводы представителя административного ответчика Лаптева П.В. о непредставлении административным истцом доказательств нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории поселения, оспариваемым бездействием административного ответчика, суд полагает несостоятельными, так как отсутствие на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределённого круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, предусмотренному законодательством Российской Федерации, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, право выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Доводы административного ответчика о нецелесообразности содержания специализированной службы по вопросам похоронного дела правового значения для рассматриваемого вопроса не имеет и само по себе не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Вопросы о возможности и целесообразности создания специализированной службы, целесообразности привлечения иных субъектов, относятся к вопросам, которые отнесены к усмотрению административного ответчика, бездействие которого оспаривается и потому суд не вправе оценить целесообразность принятия такого решения, действия.

В соответствии с Уставом Инкинского сельского поселения (п.п. 3 п. 1 ст. 6), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Таким образом, не исключается создание соответствующей службы посредством образования структурного подразделения Администрации Инкинского сельского поселения; не исключено создание межмуниципальной специализированной службы в рамках межмуниципального сотрудничества в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для совместного решения вопросов местного значения с учётом интересов населения, обычаев и традиций. В данном случае, выбор организационно-правовой формы относится к компетенции ответчика, с учётом того, что порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления.

Именно на орган местного самоуправления законодательно возложена обязанность по созданию специализированной службы, которая действует в случае отсутствия супруга, близких родственников, иных родственников или законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. Решение вопросов похоронного дела органом местного самоуправления подразумевает как обладание властно-распорядительными функциями, состоящими в ведении учета, выделения мест захоронений, бюджетного финансирования, контроля, так и непосредственных функциях организации захоронения, состоящего в перемещении тел, копка могил, формировании мест захоронения, ритуала захоронения, установки памятных знаков и т.п. При этом, как понимает суд, данная служба обладает властно-распорядительными функциями при реализации полномочий муниципального образования при организации похоронного дела, направленными на создание равных условий для коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в данной сфере. Функции специализированной службы не могут быть переданы какому либо субъекту, осуществляющему деятельность в данной сфере.

Ответчиком в судебное заседание представлено Постановление «Об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «Инкинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, которое само по себе не является доказательством создания муниципалитетом соответствующей службы.

На момент рассмотрения дела в суде нарушенное право неопределённого круга лиц не восстановлено, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, заявленный прокурором на основании ст. 39 КАС РФ иск, направленный в защиту неопределённого круга лиц, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на Администрацию Инкинского сельского поселения, подлежит удовлетворению.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд. Учитывая, что Колпашевскому городскому прокурору о незаконном бездействии органа местного самоуправления стало известно ДД.ММ.ГГГГ из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что соответствующие меры к устранению выявленных нарушений административным ответчиком принимаются, что не свидетельствует о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела, следовательно, срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, им не пропущен.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Административный истец просит обязать Администрацию Инкинского сельского поселения в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В данном случае, с учётом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает, что срок, который просит установить прокурор для устранения выявленных нарушений, является разумным и достаточным.

Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колпашевского городского прокурора к Администрации Инкинского сельского поселения Колпашевского района о признании бездействия в части непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Инкинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Инкинское сельское поселение» Колпашевского района.

Возложить на Администрацию Инкинского сельского поселения обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Инкинское сельское поселение» Колпашевского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.М. Дайнеко

Мотивированное решение составлено 05 марта 2018 года.

Судья: А.М. Дайнеко

Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-192/2018

Колпашевского городского суда Томской области

2а-192/2018 ~ М-99/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колпашевкий городской прокурор
Ответчики
Администрация Инкинского сельского поселения Колпашевского района
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Дайнеко Александр Михайлович
Дело на сайте суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
01.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2018Передача материалов судье
02.02.2018(Вид производства изменен на "административное")
12.02.2018Подготовка дела (собеседование)
26.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2018Дело оформлено
07.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее