Дело № 2-7230/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 17 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Бабиковой А.В.,
при секретаре Главатских Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7122/2017 по иску Пащука Игоря Ивановича к ООО УМКД «Престиж» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском о признании ответчика нарушившим закон о применении контрольно-кассовой техники, взыскании необоснованно полученной денежной суммы в размере 381,64 коп, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он является собственником квартиры в доме, обслуживаемом ответчиком, который при взимании платежей за коммунальные услуги, не отражал в кассовом чеке размер комиссии.
В судебное заседание стороны не явились. Поскольку извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке заочного производства, в соответствии с правилами ст. 233 ГПК РФ.
Рассмотрев дело, изучив представленные суду доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области проведено административное расследование, в ходе которого выявлено, что ООО «Управление многоквартирными домами «Престиж» с потребителя (истца) взималась комиссия в размере 2,5% при внесении платы за жилищно-коммунальные услуги с использованием банковского терминала, что подтверждалось соответствующими квитанциями.
Так за период с марта 2018 года по июль 2018 года с Пащук И.И. было удержано 381,64 руб., из них: 102,60 руб. при внесении платы за февраль 2018 года, что подтверждается квитанцией платежного терминала ПАО «Сбербанк» от 01.03.2018г., кассовым чеком № 0023 от 01.03.2018г., квитанцией 01.03.2018г. на оплату ЖКУ по лицевому счету № ВО 1869 за февраль 2018 года; 79,39 руб. при внесении платы за март 2018 года, что подтверждается квитанцией платежного терминала ПАО «Сбербанк» от 02.04.2018г., кассовым чеком № 0028 от 02.04.2018г., квитанцией02.04.2018г. на оплату ЖКУ по лицевому счету № ВО 1869 за март 2018 года;
82,63 руб. при внесении платы за апрель 2018 года, что подтверждается квитанцией платежного терминала ПАО «Сбербанк» от 03.05.2018г., кассовым чеком № 0077 от 03.05.2018г., квитанцией 03.05.2018г. на оплату ЖКУ по лицевому счету № ВО 1869 за апрель 2018 года; 68,24 руб. при внесении платы за май 2018 года, что подтверждается квитанцией платежного терминала ПАО «Сбербанк» от 01.06.2018г., кассовым чеком № 0081 от 01.06.2018г., квитанцией 01.06.2018г. на оплату ЖКУ по лицевому счету № ВО 1869 за май 2018 года; 48,78 руб. при внесении платы за июнь 2018 года, что подтверждается квитанцией платежного терминала ПАО «Сбербанк» от 03.07.2018г., кассовым чеком № 0104 от 03.07.2018г., квитанцией 03.07.2018г. на оплату ЖКУ по лицевому счету № ВО 1869 за июнь 2018 года.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пп. «а» ст. 65 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011г., если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг,потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета,почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.
Согласно п. 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Таким образом, на законодательном уровне установлена, обязанность для потребителя по оплате жилищно-коммунальных услуг с предоставлением последнему права выбора способа оплаты (в наличной или безналичной форме).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общейсобственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
То есть, законом установлены составляющие платы за жилищно-коммунальные услуги, из которых определяется ее размер - это объем потребляемых услуг и расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержаниеобщего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Именно из показаний объема потребляемых коммунальных услуг и расходов на содержание имущества собственника, содержание общего имущества в многоквартирном домеопределяется выставляемый размер платы за жилищно-коммунальные услуги (счет на оплату).
Иных, обязательных (предусмотренных законом) дополнительных платежей, не установленных общим собранием собственников законодательством не предусмотрено.
В соответствии с информацией, представленной потребителем (квитанция на оплату) и не опровергаемой лицом, привлекаемым к административной ответственности Общество не осуществляет управление многоквартирным жилым домом, соответственно не являетсяисполнителем жилищных и (или) коммунальных услуг. Исходя из приведенных выше правил Общество не имеет установленного законом права на взимание платежей с потребителей ЖКУ, соответственно у потребителей ЖКУ отсутствует законом установленная обязанность производить оплату ЖКУ Обществу.
В соответствии квитанциями на оплату Общество не осуществляет управление многоквартирным жилым домом, соответственно не является исполнителем жилищных и (или) коммунальных услуг (данный факт Обществом не опровергался). Исходя из приведенных вышеправил Общество не имеет установленного законом права на взимание платежей с потребителей ЖКУ, соответственно у потребителей ЖКУ отсутствует законом установленная обязанность производить оплату ЖКУ Обществу.
В качестве правового основания для осуществления деятельности по взиманию платежей за ЖКУ в рассматриваемой ситуации Обществом, в ходе проведения административного расследования, был представлен договор № 04/РК-18 на оказание услуг по расчетно-кассовому обслуживанию от 01.01.2018г. заключенный между Обществом и ТСЖ «МЖК-1».
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ).
Суд полагает, что в рассматриваемом случае договор являлся двусторонним, сторонами договора являлись заказчик и исполнитель услуги, в соответствии с действующим законодательством обязанности подоговору подлежат исполнению его сторонами. В соответствии с п. 4.3. указанного договора «При внесении платежей другими способами оплаты (через банк, онлайн-платежи по системе интернет-банк, терминалы, банкоматы) дополнительные расходы исполнителя связанные с совершениемопераций по безналичному приему платежей, заказчиком не возмещаются; Исполнитель в данном случае взимает вознаграждение с плательщика услуг».
Таким образом, обязанность по исполнению договора заказчиком перекладывалась на потребителя услуги ЖКУ, не являющегося стороной по договору на оказание услуг по расчетно-кассовому обслуживанию от 01.01.2018г. № 04/РК-18, заключенному между Обществом и ТСЖ«МЖК-1».
Не имея договора с лицом оказывающим услуги расчетно-кассового обслуживания с Обществом, не получая от указанного лица каких-либо услуг потребитель вынужден оплачивать услуги РКО, которые он не заказывал и не получал. Договор, заключенный между ТСЖ «МЖК-1» и Обществом, не порождает обязательств для лиц, не являющихся стороной договора. В указанном случае вознаграждение должно взиматься с юридического лица - ТСЖ «МЖК-1», а не с физических лиц, производящих оплату услуг ЖКО, причем выборочно (безналичным способом - плата взимается, безналичным -нет).
Согласно представленных истцом чеков от 01.03.2018г., от 02.04.2018г., от 03.05.2018г., от 01.06.2018г. и от 03.07.2018г. потребителем произведена плата в размере 4 206,74 руб. по банковскому терминалу ПАО «Сбербанк» 01.03.2018г., в размере 3 255,00 руб. по банковскому терминалу ПАО «Сбербанк» 02.04.2018г., в размере 3 388,00 руб. по банковскомутерминалу ПАО «Сбербанк» 03.05.2018г., в размере 2 798,00 руб. по банковскому терминалу ПАО «Сбербанк» 01.06.2018г., в размере 2 000,00 руб. по банковскому терминалу ПАО «Сбербанк» 03.07.2018г.
При этом ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009г. № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» установлено, что оператор по приему платежей (платежный агент) вправе осуществлять прием платежей после егопостановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и о согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.
В силу ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовомумониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014г. № 58, органом уполномоченным осуществлять постановку на учет платежных агентов является Федеральная служба по финансовому мониторингу и ее территориальные органы.
Таким образом, отсутствие соответствующей регистрации статуса юридического лица в качестве платежного агента не позволяет осуществлять законную деятельность платежного агента, в таком случае Общество не имеет законного основания для позиционирования себя в качествеплатежного агента и взимания платы с потребителей за оказанные услуги по приему денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, в связи, с чем имеются основания полагать о незаконном приобретении права собственности на имущество потребителя - денежные средства вразмере 381,64 руб., что фактически является обсчетом потребителя.
11.09.2018г. при рассмотрении дела об административном правонарушении ООО «Управление многоквартирными домами «Престиж» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, поскольку доказательств, в порядке ст. 56 ГПК РФ, в опровержение доводов иска в суд не представлено требования иска о признании незаконным взимание ООО УМКД «Престиж» комиссии в размере 381 руб. 64 коп. за февраль-июнь 2018г., взыскании с ООО УМКД «Престиж» в пользу Пащука Игоря Ивановича незаконно полученные денежные средства в сумме 381 руб. 64 коп., подлежат удовлетворению.
Требование иска о признании ООО УМКД «Престиж» нарушившим Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» п.3-4 ст.4.7. является излишним.
Кроме того, суд полагает, что на заявленные правоотношения распространяются и положения Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которых истица за несвоевременное исполнение обязательств, вправе требовать компенсации морального вреда, причиненного вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств. Суд полагает возможным установить размер компенсации морального вреда в 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 39, 153, 154, 155 ЖК РФ, ст. 1102 ГК РФ, ст. 56, 98, 194-199, 233 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным взимание ООО УМКД «Престиж» комиссии в размере 381 руб. 64 коп. за февраль-июнь 2018г.
Взыскать с ООО УМКД «Престиж» в пользу Пащука Игоря Ивановича денежные средства в сумме 381 руб. 64 коп., в компенсацию морального вреда 300 руб.
Разъяснить сторонам право подачи в Ленинский районный суд г. Тюмени Тюменской области заявления об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене данного решения.
Судья
Копия верна