Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-309/2016 ~ М-288/2016 от 14.04.2016

Дело № 2-309/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2016 года

село Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

председательствующего                          Унутова Э.Д.,

при секретаре                          Мищириковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лариной Н.А., Ларина В.А. к администрациям муниципальных образований «Шебалинский район», Камлакское сельское поселение о признании отказа незаконным, обязании внести изменение в постановление об определении границы зоны чрезвычайной ситуации путем включения домовладения,

установил:

Ларина Н. А., Ларин В. А. обратились в суд исковым заявлением (с учетом уточнений) к администрации муниципального образования «Шебалинский район», администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение о признании незаконным отказа главы района (аймака) МО «Шебалинский район» от <ДАТА> <Номер изъят>, об обязании администрации МО «Шебалинский район внести изменение в постановление Главы района (аймака) МО «Шебалинский район» 367/-п от <ДАТА> «Об определении границы зоны чрезвычайной ситуации» домовладения, расположенного по <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Шебалинского районного суда от <ДАТА>, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Алтай от 24.09.2014, истцам отказано в удовлетворении требования о признании незаконным отказа главы администрации МО Камлакское сельское поселение о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года и обязании муниципального образования «Шебалинский район» включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации. Дом, в котором проживают истцы, не определен в границах зоны чрезвычайной ситуации, актом обследования имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации установлена частичная утрата истцами имущества первой необходимости в виде насосной станции, и того, что от воды раскрошился фундамент дома, порча в подполье овощей и солений. О вынесенных Главой района постановлениях <Номер изъят>/-п от <ДАТА>, <Номер изъят>-п от <ДАТА>, <Номер изъят>-п от <ДАТА>, которые истцам не вручались и не опубликовались, истцы узнали при составлении иска. Из оспоренного ответа главы района следует, что со времени чрезвычайной ситуации прошло два года и определить зону чрезвычайной ситуации без решения суда не представляется возможным.

В письменных возражениях на иск представитель администрации МО «Шебалинский район» Анаков А.А. просил отказать в удовлетворении иска, поскольку подтопление спорного домовладения произошло в результате аномальных дождей и выхода грунтовых вод, что является обычным явлением для данной местности в период большого количества дождей и не является паводком и чрезвычайной ситуацией. Паводок как стихийное бедствие чрез территорию домовладения истцов не проходил.

В судебном заседании заявленные требования Ларин В.А., Ларина Н.А. и их представитель Белеков А.П. поддержали, представители администраций муниципальных образований «Шебалинский район», Камлакское сельское поселение соответственно Анаков А.А. и Арндт И.И. просили оставить без удовлетворения.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в связи со следующим.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ст.1 чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (ст.1). Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера (подпункт «з» ст.10). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1 ст. 11).

Из приложения <Номер изъят>, а также приложений № <Номер изъят> и 12 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110, следует, что в списки граждан, нуждающихся в оказании соответственно единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации включаются пострадавшие семьи и граждане, проживающие в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно Порядку предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, утвержденному Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года № 161, пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года и нуждающимися в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации вследствие утраты или повреждения имущества признаются граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством (абз.2 п.1).

Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29.05.2014 г. № 315-р в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай, введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай с 29 мая 2014 г.

Из материалов дела следует, что Ларина Н.А. и Ларин В.А. зарегистрированы и проживают в доме по <адрес> <адрес>.

В акте от <ДАТА> обследования последнего домовладения указано, что у Ларина В.А., Лариной Н.А. сгорела насосная водяная станция, от вод раскрошился фундамент дома, в подполье испорчены картофель, морковь, все соленья и не годны к употреблению, затоплены грядки и теплицы.

Указанное домовладение истцов постановлениями администрации МО «<адрес>» <Номер изъят>-п от <ДАТА> «Об определении границы зоны чрезвычайной ситуации», <Номер изъят>-п от <ДАТА> «О расширении границ зоны чрезвычайной ситуации», <Номер изъят>-п от <ДАТА> «О расширении границ зоны чрезвычайной ситуации» не определено в границах зоны чрезвычайной ситуации.

Из ответов администрации МО «Камлакское сельское поселение» от <ДАТА> <Номер изъят>, от <ДАТА> <Номер изъят>, адресованных Лариной Н.А, следует, что данная сельская администрация не может расширить зоны чрезвычайной ситуации и включить домовладение, расположенное по <адрес> <адрес> в границы зоны чрезвычайной ситуации, так как временем определения границ территории чрезвычайной ситуации является время возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Из оспариваемого ответа следует, что Лариной Н.А. отказано в удовлетворении заявления о расширении зоны ЧС и включении дома по <адрес> в границы зоны ЧС в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 г., поскольку со времени чрезвычайной ситуации прошло два года и определить зону чрезвычайной ситуации без решения суда не представляется возможным.

Суд полагает оспоренный отказ законным в связи со следующим.

Согласно ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267 и обязательным для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, паводок - фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризующаяся интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды и вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей (п. 3.3.4). Катастрофический паводок - выдающийся по величине и редкий по повторяемости паводок, могущий вызвать жертвы и разрушения (п.3.3.5)

ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», утвержденных постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29 октября 1973 г. N 2394, определяет наводнение как затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием (пункт 77).

Затопление определяется как покрытие территории водой в период половодья или паводков. (п. 3.3.9 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95).

Половодье - фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды, и вызываемая снеготаянием или совместным таянием снега и ледников (п.72 ГОСТ 19179-73).

Зона затопления - территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды по сравнению с пропускной способностью русла (п.3.3.11 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95).

Таким образом, в установленном законодательством порядке на территории Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации в результате паводковой обстановки, наводнением в мае-июне 2014 года, связанными с водными режимами рек.

Вместе с тем, в поданном в суд исковом заявлении Лариной Н.А. указано о том, что должностные лица администрации МО «Камлакское сельское поселение» считают, что в помощи нуждаются лишь лица, пострадавшие в результате выхода рек из береговой линии, а ее домовладение по <адрес> <адрес> подтоплено в результате аномальных дождей и выхода грунтовых вод (л.д.5-7, гражданское дело Шебалинского районного суда РА <Номер изъят>).

Указанные обстоятельства установлено вступившим в законную силу апелляционным определением Верховного Суда Республики Алтай от 24 сентября 2014 года по делу № 33-774 и в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение.

Иную позицию истцов, противоречащую первоначальной и опровергающейся исследованными доказательствами, суд расценивает как избранный ими способ защиты.

Представленная стороной истца видеозапись не свидетельствует бесспорно о затоплении спорного домовладения паводком.

В судебном заседании представитель администрации МО «Камлакское сельское поселение» Арндт И.И. пояснила, что домовладение истцов паводком не затапливало.

Представитель администрации МО «Шебалинский район» Анаков А.А. пояснил, что согласно письму ГУ МЧС РФ по Республике Алтай подъем грунтовых вод не носит чрезвычайного характера и не составляет угрозу жизни населения, как подъем уровней воды в реках выше критических отметок при прохождении паводка.

В судебном заседании Ларин В.А. пояснил, что они проживают 20 лет в спорном домовладении и их постоянно топит, в 2011 году в бане была наледь до июня.

Указанное по мнению суда подтверждает отсутствие чрезвычайного характера подтопления домовладения истцов в мае-июне 2014 года.

При этом суд учитывает, что со времени введения режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай прошло более 22 месяцев и в настоящее время распоряжением Правительства Республики Алтай от 23.09.2015 № 488-р «О снятии на территории Республики Алтай режима функционирования чрезвычайной ситуации» в связи с отсутствием угрозы населению, восстановлением объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, а также завершением работ по восстановлению транспортной инфраструктуры территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай переведена с 24 сентября 2015 года в режим функционирования повседневной деятельности, признан утратившим силу распоряжение Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года N 315-р "О введении в Республике Алтай режима чрезвычайной ситуации".

Доводы истцов о включении в границы зоны чрезвычайной ситуации иных домовладений в с.Камлак правового значения для правильного разрешения дела не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Лариной Н.А., Ларина В.А. к администрации муниципального образования «Шебалинский район», администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение о признании незаконным отказа главы района (аймака) МО «Шебалинский район» от 10 марта 2016 года № 410, об обязании администрации МО «Шебалинский район» внести изменение в постановление Главы района (аймака) МО «Шебалинский район» 367/-п от 29 мая 2014 «Об определении границы зоны чрезвычайной ситуации» домовладения, расположенного по <адрес> Республики Алтай.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2016 года

Председательствующий

Э.Д. Унутов

2-309/2016 ~ М-288/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ларина Надежда Андреевна
Ларин Владимир Алексеевич
Ответчики
Администрация МО "Шебалинский район"
Администрация МО "Камлакское сельское поселение"
Другие
Белеков Александр Павлович
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Унутов Э.Д.
Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
14.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2016Передача материалов судье
19.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2016Судебное заседание
16.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2016Дело оформлено
24.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее