Дело № 2-1312/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 27 марта 2012 годаПромышленный районный суд г. Смоленска
Под председательством судьи Селезеневой И. В.,
при секретаре Скворцовой Е.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таран Л.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Таран Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Смоленска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии. В обосновании своих доводов указала, что решением от 25.11.2011г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения и выработавшей требуемый 30-летний стаж. В специальный стаж не включены следующие периоды ее работы: с 26.01.1981 г. по 15.01.1987 г. - период службы в войсковой части №; с 18.01.1993г. по 18.02.1993г., с 19.02.1996 по 19.03.1996, с 12.03.2001 по 11.04.2001, с 16.05.2006 по 22.06.2006, с 11.04.2011 по 19.05.2011 - нахождение на курсах повышения квалификации. Считает отказ необоснованным и просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию вышеуказанные периоды и назначить ей досрочную пенсию с момента обращения за ней, то есть с 25.08.2011г., взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату услуг по составлению искового заявления, 200 рублей в возврат государственной пошлины.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по вышеизложенным обстоятельствам.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Промышленному р-ну - Ковалева О.В. иск не признала и суду пояснила, что период службы истца в должности санинструктора не может быть зачтен в специальный стаж, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, подобная должность не предусмотрена. Кроме того, указанный период нельзя засчитать в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в таковой засчитывается только период работы, а период службы в Армии является особым видом государственной службы граждан. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть зачтены в стаж на основании п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516. Учитывая, что без включения вышеуказанных периодов в льготный стаж работы истицы требуемого 30-летнего стажа у нее не имеется, просила в удовлетворении исковых требований о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.20 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что решением № от 25.11.2011г. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Смоленска Таран Л.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, из-за отсутствия требуемого стажа работы 30 лет.
В стаж работы не были включены периоды работы истицы с 26.01.1981 г. по 15.01.1987 г. - период службы в войсковой части №; с 18.01.1993г. по 18.02.1993г., с 19.02.1996 по 19.03.1996, с 12.03.2001 по 11.04.2001, с 16.05.2006 по 22.06.2006, с 11.04.2011 по 19.05.2011 - нахождение на курсах повышения квалификации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
С доводами ответчика о том, что период службы истца в Армии не подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пп. «г» п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в войсковой части №, в должности санинструктора медсанчасти, относится к периоду до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам, то есть, к этому периоду не могут быть применены положения Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.91 г., а также последующих Списков.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 25.07.2008г. № 2-В08-7.
Согласно решению УПФ РФ от 25.11.2011 г. № стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на 25.08.2011 г. составляет 23 года 07 месяцев 14 дней. Следовательно, условие о необходимости выработать 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях здравоохранения, предусмотренное Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, соблюдено в полном объеме.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что указанный спорный период не может быть зачтен в льготный стаж истца по причине отсутствия в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения утвержденной Минздравом России от 15.10.1999 № 377 должности санинструктора по следующим основаниям.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В разделе «Наименование должностей» Номенклатуры указана должность «фельдшер», а Списком учреждений, работа в которых засчитывалась в специальный стаж, действующим в спорный период времени, медико-санитарные части были предусмотрены.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, в судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности (учреждения), имеющих иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Из копии военного билета (л.д. 12-14) усматривается, что Таран Л.П. проходила службу в должности санинструктора, в то время как законодателем установлена должность, подлежащая включению в специальный стаж - «фельдшер».
Таким образом, должность истца имеет иное (неправильное) наименование.
Вместе с тем, приведенные обстоятельства, как не зависящие от истца, по мнению суда, не могут лишать его права на включение в трудовой стаж оспариваемого периода работы.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность взаимную связь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании Таран Л.П. пояснила, что при прохождении службы в войсковой части в ее обязанности входила организация доврачебного приема, измерение артериального давления, температуры тела и сбор анамнеза больного, проведение медицинских манипуляций: всех видов инъекций, перевязок при различных травмах и ранениях, выполнение по направлению врача медицинских процедур, санпросвет работа и т.п. Указанные обстоятельства также подтверждаются представленной в материалы дела должностной инструкции «Дежурного фельдшера» (санитарного инструктора).
При таких обстоятельствах, суд считает, что Таран Л.П., работая с 26.01.1981 г. по 15.01.1987 г. в должности санитарного инструктора, по условиям труда и характеру функциональных обязанностей осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, тождественную должности «фельдшер», работа в которой подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, период прохождения военной службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца на это права.
Разрешая требования истца о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд исходит из следующего.
Согласно копиям выписок из приказов Таран Л.П. направлялась работодателем на курсы усовершенствования в периоды с 18.01.1993г. по 18.02.1993г., с 19.02.1996 по 19.03.1996, с 12.03.2001 по 11.04.2001, с 16.05.2006 по 22.06.2006, с 11.04.2011 по 19.05.2011. При этом за истцом сохранялась заработная плата (л.д.15-21)
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы. Повышение квалификации медицинских работников производится работодателем по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников.
Учитывая, что курсы повышения квалификации являются необходимыми и обязательными условием выполнения работы, производятся по инициативе работодателя, суд считает, что они подлежат включению в специальный трудовой стаж.
Исследованные в судебном заседании обстоятельства свидетельствует о наличии у Таран Л.П. необходимого (с учётом зачтённых периодов) 30-летнего стажа работы в учреждениях здравоохранения на момент обращения за пенсией, в силу чего ее требование о назначении льготной пенсии подлежит удовлетворению.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд присуждает возместить стороне, в пользу которой состоялось решение понесенные по делу судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг, госпошлины. Из представленной суду квитанции усматривается, что за оказание юридической помощи Таран Л.П. была потрачена сумма в 3 000 рублей, которую суд признает разумной и обоснованной.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░ 26.01.1981 ░. ░░ 15.01.1987 ░. - ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №;
- ░ 18.01.1993░. ░░ 18.02.1993░., ░ 19.02.1996 ░░ 19.03.1996, ░ 12.03.2001 ░░ 11.04.2001, ░ 16.05.2006 ░░ 22.06.2006, ░ 11.04.2011 ░░ 19.05.2011 - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 25.08.2011.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░-░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. 3000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ 200 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░