Дело №2-49/2020
Строка 2.080
УИД 36RS0004-01-2019-004646-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Миловановой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Панова Максима Викторовича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г.Воронежа» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданину, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и об обязании выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Панов М.В. обратился с исковыми требованиями к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г.Воронежа» (далее КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа) о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданину, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным, о возложении обязанности выдать удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 проходил военную службу в с.Ульянова Калужской области.
В соответствии с перечнем населенных пунктов, относящихся к территории с плотностью радиоактивного загрязнения 5-15 кюри/кв.км, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 №1074 с.Ульяново Калужской области было отнесено к зоне проживания с правом на отселение.
По утверждению истца, он относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации как военнослужащий, проходивший военную службу в зоне проживания с правом на отселение, имеет право на меры социальной поддержки.
25 июня 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче специального удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом истцом в адрес ответчика представлена архивная справка от 24.11.1992 №350, выданная войсковой частью №№, в соответствии с которой, срок проживания истца в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 составил 1 год 4 месяца 23 дня, в чем ему было отказано.
Считая свои права нарушенными, ссылаясь на Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 727, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 831 и Министерства финансов Российской Федерации N 165н от 08.12.2006 истец просил суд признать незаконным решение от 02.07.2019 и обязать КУВО «УСЗН Ленинского района г.Воронежа» выдать ему специальное удостоверение единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Определением судьи от 30 октября 2019 года (в протокольной форме) привлечен по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора Департамент социальной защиты Воронежской области.
Определением судьи от 27 ноября 2019 года (в протокольной форме) привлечено по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора ГУ МЧС России по Воронежской области.
Определением судьи от 12 декабря 2019 года (в протокольной форме) привлечено по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании истец Панов М.В., представитель истца в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Черных А.В., заявленные исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме. Настаивают на том, что Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" минимальный срок военной службы для отнесения граждан к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы не установлен, в связи с чем истец, как проходивший военную службу в зоне проживания с правом на отселение, имеет право на получение специального удостоверения единого образца.
Представитель ответчика КУВО «УСЗН Ленинского района г.Воронеж» по доверенности Чукова Л.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Воронежской области и МЧС России по доверенности Греков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Панов М.В., как военнообязанный, в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 проходил военную службу в с.Ульяново Калужской области, что подтверждается справкой от 24.11.1992 №350, выданной военной частью №.
В соответствии с ранее действующим перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утв. Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р (ред. от 25.04.1995), с.Ульяново Калужской области было отнесено к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно проходного свидетельства №88, рядовой Панов М.В., на основании приказа Министра обороны СССР от 03.04.1993 уволен в запас и направлен в распоряжение Ленинского РБК г.Воронежа для принятия на воинский учет. 09.04.1993 присвоено звание по запасу младший лейтенант.
25.06.2019 Панов М.В. обратился в КУВО «УСЗН Ленинского района г.Воронежа» с заявлением о выдаче специального удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом истцом в адрес ответчика представлена архивная справка от 24.11.1992 №350, выданная войсковой частью №, в соответствии с которой, срок проживания истца в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 составил 1 год 4 месяца 23 дня.
Из ответа КУВО «УСЗН Ленинского района г.Воронежа» от 02.07.2019 №82/337-05-2670 следует, что прохождение истцом военной службы в зоне проживания с правом на отселение началось после 30.06.1986 и общая продолжительность прохождения им военной службы в указанной зоне составляет менее 3х лет, в связи с чем, основания для выдачи специального удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС отсутствуют (л.д.8-9).
Полагая свои права нарушенными, истец ссылается на то, что он относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации как военнослужащий, проходивший военную службу в зоне проживания с правом на отселение и имеет право на меры социальной поддержки.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В силу ст. 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-I меры социальной поддержки предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан в зоне проживания с правом на отселение- не менее 3 лет.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 271 и Министерства финансов Российской Федерации N 63н от 11 апреля 2006 года утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Данным Порядком регламентировано, что удостоверение оформляется и выдается органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение, для чего указанные граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляют документы, подтверждающие факт прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения, который принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (пункты 2 - 5).
Удостоверение единого образца (Приложение N 1 к указанному выше Порядку) является документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязательным условием выдачи специального удостоверения единого образца является отнесение гражданина к категории лиц, указанных в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и наличие у них права на меры социальной поддержки, установленные данным Законом.
Порядок прохождения военной службы гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и социальные гарантии военнослужащим определены в ст. 23 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой в зоне отселения прохождение военной службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Указанной нормой предусмотрено, что лица сержантского и рядового состава, проходящие действительную срочную военную службу в зоне отселения, имеют право по истечении 12 календарных месяцев на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней без учета времени на проезд к месту отпуска и обратно (ч. 10). Военнослужащие (за исключением сержантского и рядового состава, находящегося на действительной срочной военной службе), проходящие службу в указанных зонах, имеют право на замену места военной службы в установленном порядке и бронирование жилой площади по прежнему месту службы (ч. 11). Решения о дополнительных мерах социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях, принятые Правительством Российской Федерации, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, распространяются на граждан, проходящих военную службу на этих территориях, а также на членов их семей (ч. 12).
В соответствии со ст. ст. 28.1 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 определенным категориям лиц также может быть назначена трудовая пенсия по старости с уменьшением общеустановленного возраста в зависимости от срока проживания на загрязненной территории.
При этом, суд находит несостоятельными доводы истца о том, что положения приказа МЧС России №727 не предусматривают определенного срока пребывания военнослужащих на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, который может нарушить право граждан на получение специального удостоверения.
Установлено, что населенный пункт с.Ульяново Калужской области относится к зоне отселения, что следует из материалов дела и сторонами не оспаривается.
Войсковая часть №, в которой проходил службу Панов М.В., располагалась в с.Ульяново Калужской области, что также следует из материалов дела.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств о том, что Панов М.В. постоянно проживал на загрязненной территории, в зоне проживания с правом на отселение. Кроме того установлено, что прохождение истцом военной службы в зоне проживания с правом на отселение началось после 30.06.1986 и продолжительность периода прохождения истцом военной службы и проживания на территории с правом на отселение составляет менее 3 лет, а именно 1 год 4 месяца 23 дня.
Таким образом, законом установлено, что возмещение вреда за риск вследствие проживания (работы) или прохождения военной службы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, напрямую зависит от времени и продолжительности проживания (работы) или прохождения военной службы. Указанный срок недостаточен для приобретения мер социальной поддержки, как лицу, проживавшему или работавшему на загрязненных территориях.
Правом на иные, предусмотренные данным Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, истец, как военнослужащий проходивший военную службу и проживающий на территории с правом на отселение в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 в населенном пункте с.Ульяново Калужской области, не обладает, поскольку военнослужащим предоставляется ряд социальных гарантий в период прохождения военной службы на территории, подвергшейся радиационному воздействию, предоставление каких-либо гарантий в случае их выезда с загрязненной территории не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обязательным условием для выдачи удостоверения является наличие права на меры социальной поддержки, установленные приведенным выше законом, которое у истца, исходя из представленных доказательств не определяется, оснований для удовлетворения требований истца о признании отказа в выдаче удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, незаконным, и возложении обязанности выдать специальное удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Панова Максима Викторовича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г.Воронежа» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданину, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и об обязании выдать удостоверение - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2020 года.
Дело №2-49/2020
Строка 2.080
УИД 36RS0004-01-2019-004646-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Миловановой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Панова Максима Викторовича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г.Воронежа» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданину, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и об обязании выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Панов М.В. обратился с исковыми требованиями к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г.Воронежа» (далее КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа) о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданину, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным, о возложении обязанности выдать удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 проходил военную службу в с.Ульянова Калужской области.
В соответствии с перечнем населенных пунктов, относящихся к территории с плотностью радиоактивного загрязнения 5-15 кюри/кв.км, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 №1074 с.Ульяново Калужской области было отнесено к зоне проживания с правом на отселение.
По утверждению истца, он относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации как военнослужащий, проходивший военную службу в зоне проживания с правом на отселение, имеет право на меры социальной поддержки.
25 июня 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче специального удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом истцом в адрес ответчика представлена архивная справка от 24.11.1992 №350, выданная войсковой частью №№, в соответствии с которой, срок проживания истца в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 составил 1 год 4 месяца 23 дня, в чем ему было отказано.
Считая свои права нарушенными, ссылаясь на Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 727, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 831 и Министерства финансов Российской Федерации N 165н от 08.12.2006 истец просил суд признать незаконным решение от 02.07.2019 и обязать КУВО «УСЗН Ленинского района г.Воронежа» выдать ему специальное удостоверение единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Определением судьи от 30 октября 2019 года (в протокольной форме) привлечен по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора Департамент социальной защиты Воронежской области.
Определением судьи от 27 ноября 2019 года (в протокольной форме) привлечено по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора ГУ МЧС России по Воронежской области.
Определением судьи от 12 декабря 2019 года (в протокольной форме) привлечено по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании истец Панов М.В., представитель истца в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Черных А.В., заявленные исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме. Настаивают на том, что Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" минимальный срок военной службы для отнесения граждан к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы не установлен, в связи с чем истец, как проходивший военную службу в зоне проживания с правом на отселение, имеет право на получение специального удостоверения единого образца.
Представитель ответчика КУВО «УСЗН Ленинского района г.Воронеж» по доверенности Чукова Л.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Воронежской области и МЧС России по доверенности Греков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Панов М.В., как военнообязанный, в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 проходил военную службу в с.Ульяново Калужской области, что подтверждается справкой от 24.11.1992 №350, выданной военной частью №.
В соответствии с ранее действующим перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утв. Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р (ред. от 25.04.1995), с.Ульяново Калужской области было отнесено к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно проходного свидетельства №88, рядовой Панов М.В., на основании приказа Министра обороны СССР от 03.04.1993 уволен в запас и направлен в распоряжение Ленинского РБК г.Воронежа для принятия на воинский учет. 09.04.1993 присвоено звание по запасу младший лейтенант.
25.06.2019 Панов М.В. обратился в КУВО «УСЗН Ленинского района г.Воронежа» с заявлением о выдаче специального удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом истцом в адрес ответчика представлена архивная справка от 24.11.1992 №350, выданная войсковой частью №, в соответствии с которой, срок проживания истца в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 составил 1 год 4 месяца 23 дня.
Из ответа КУВО «УСЗН Ленинского района г.Воронежа» от 02.07.2019 №82/337-05-2670 следует, что прохождение истцом военной службы в зоне проживания с правом на отселение началось после 30.06.1986 и общая продолжительность прохождения им военной службы в указанной зоне составляет менее 3х лет, в связи с чем, основания для выдачи специального удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС отсутствуют (л.д.8-9).
Полагая свои права нарушенными, истец ссылается на то, что он относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации как военнослужащий, проходивший военную службу в зоне проживания с правом на отселение и имеет право на меры социальной поддержки.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В силу ст. 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-I меры социальной поддержки предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан в зоне проживания с правом на отселение- не менее 3 лет.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 271 и Министерства финансов Российской Федерации N 63н от 11 апреля 2006 года утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Данным Порядком регламентировано, что удостоверение оформляется и выдается органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение, для чего указанные граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляют документы, подтверждающие факт прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения, который принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (пункты 2 - 5).
Удостоверение единого образца (Приложение N 1 к указанному выше Порядку) является документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязательным условием выдачи специального удостоверения единого образца является отнесение гражданина к категории лиц, указанных в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и наличие у них права на меры социальной поддержки, установленные данным Законом.
Порядок прохождения военной службы гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и социальные гарантии военнослужащим определены в ст. 23 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой в зоне отселения прохождение военной службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Указанной нормой предусмотрено, что лица сержантского и рядового состава, проходящие действительную срочную военную службу в зоне отселения, имеют право по истечении 12 календарных месяцев на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней без учета времени на проезд к месту отпуска и обратно (ч. 10). Военнослужащие (за исключением сержантского и рядового состава, находящегося на действительной срочной военной службе), проходящие службу в указанных зонах, имеют право на замену места военной службы в установленном порядке и бронирование жилой площади по прежнему месту службы (ч. 11). Решения о дополнительных мерах социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях, принятые Правительством Российской Федерации, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, распространяются на граждан, проходящих военную службу на этих территориях, а также на членов их семей (ч. 12).
В соответствии со ст. ст. 28.1 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 определенным категориям лиц также может быть назначена трудовая пенсия по старости с уменьшением общеустановленного возраста в зависимости от срока проживания на загрязненной территории.
При этом, суд находит несостоятельными доводы истца о том, что положения приказа МЧС России №727 не предусматривают определенного срока пребывания военнослужащих на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, который может нарушить право граждан на получение специального удостоверения.
Установлено, что населенный пункт с.Ульяново Калужской области относится к зоне отселения, что следует из материалов дела и сторонами не оспаривается.
Войсковая часть №, в которой проходил службу Панов М.В., располагалась в с.Ульяново Калужской области, что также следует из материалов дела.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств о том, что Панов М.В. постоянно проживал на загрязненной территории, в зоне проживания с правом на отселение. Кроме того установлено, что прохождение истцом военной службы в зоне проживания с правом на отселение началось после 30.06.1986 и продолжительность периода прохождения истцом военной службы и проживания на территории с правом на отселение составляет менее 3 лет, а именно 1 год 4 месяца 23 дня.
Таким образом, законом установлено, что возмещение вреда за риск вследствие проживания (работы) или прохождения военной службы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, напрямую зависит от времени и продолжительности проживания (работы) или прохождения военной службы. Указанный срок недостаточен для приобретения мер социальной поддержки, как лицу, проживавшему или работавшему на загрязненных территориях.
Правом на иные, предусмотренные данным Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, истец, как военнослужащий проходивший военную службу и проживающий на территории с правом на отселение в период с 01.07.1991 по 24.11.1992 в населенном пункте с.Ульяново Калужской области, не обладает, поскольку военнослужащим предоставляется ряд социальных гарантий в период прохождения военной службы на территории, подвергшейся радиационному воздействию, предоставление каких-либо гарантий в случае их выезда с загрязненной территории не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обязательным условием для выдачи удостоверения является наличие права на меры социальной поддержки, установленные приведенным выше законом, которое у истца, исходя из представленных доказательств не определяется, оснований для удовлетворения требований истца о признании отказа в выдаче удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, незаконным, и возложении обязанности выдать специальное удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Панова Максима Викторовича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г.Воронежа» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданину, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и об обязании выдать удостоверение - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2020 года.