Дело № 2-3375/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2014 года г.Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В. при секретаре Паначевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИП Филиппову И.А. об обязании установить информационные надписи, получить и зарегистрировать охранные свидетельства собственника и пользователя объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит:
- обязать Администрацию городского округа г. Уфа и Администрацию Калининского района городского округа г. Уфа установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), по адресу: <адрес>;
- обязать Администрацию городского округа г. Уфа получить охранное обязательство собственника на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в Министерстве культуры Республики Башкортостан;
- обязать Администрацию городского округа г. Уфа зарегистрировать охранное обязательство собственника на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ;
- обязать ИП Филиппова И.А. получить охранное обязательство пользователя на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать ИП Филиппова И.А. зарегистрировать охранное обязательство пользователя на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по РБ.
В обосновании иска указано, что здание по адресу: <адрес>, входит в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», являющийся объектом культурного наследия, и в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит государственной охране в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации. Указанное здание принадлежит на праве собственности МО ГО г.Уфа РБ, передано по договору аренды ИП Филиппову И.А. Однако, в нарушение действующего законодательства на здании не установлены информационные надписи и обозначения как об объекте культурного наследия, Администрацией ГО г.Уфа РБ не получено и не зарегистрировано охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, ИП Филипповым И.А., пользующимся помещением на праве аренды, не получено и не зарегистрировано охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия. Указанные обстоятельства ставят под угрозу сохранение здания как объекта культурного наследия, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор обращается в суд с настоящим иском.
Прокурор Петрова Р.В., допрошенная в судебном заседании, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик ИП Филиппов И.А., представители ответчиков Администрации ГО г. Уфа РБ, Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства культуры РБ, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд находит иск частично подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сведения об объектах культурного наследия содержатся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Формирование реестра в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона производится посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр.
Ведение реестра в соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия.
На основании ст.ст. 17, 18 настоящего Федерального закона федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, необходимых для решения вопроса о включении их в реестр как объектов культурного наследия, до принятия Правительством Российской Федерации либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом субъекта Российской Федерации, решения о включении объекта культурного наследия в реестр, относятся к выявленным объектам культурного наследия.
Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, здание по адресу: <адрес> входит в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», является выявленным объектом культурного наследия, решение о включении которого в реестр объектов культурного наследия не принято.
Указанное здание находится в собственности муниципального образования городской округ города Уфа Республики Башкортостан.
На основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 04.10.2012 года, заключенного между Арендодателем КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ и Арендатором ИП Филипповым И.А. сроком до 30.06.2015 года, здание по адресу: <адрес> передано в аренду ИП Филиппову И.А.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Как усматривается из ст. 55 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» договор аренды объекта культурного наследия заключается, в том числе, с учетом требований настоящего Федерального закона.
В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности данного объекта и подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.
В судебном заседании установлено, что охранное обязательство собственника объекта культурного наследия - здания, входящего в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенного по адресу: <адрес> Администрацией ГО г.Уфа РБ, осуществляющей функции собственника данного здания, не получено и не зарегистрировано соответствующим образом в соответствии со ст. 131 ГК РФ. Также не получено и не зарегистрировано ИП Филипповым И.А. обязательство пользователя данным объектом культурного наследия, что создает угрозу сохранению объекта культурного наследия и нарушает права граждан Российской Федерации, имеющих право на культурное наследие.
На основании изложенного, требования иска об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан получить в Министерстве культуры Республики Башкортостан и зарегистрировать в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, входящего в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенного по адресу: <адрес> об обязании ИП Филиппова И.А. получить в Министерстве культуры Республики Башкортостан и зарегистрировать в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, входящим «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенным по адресу: <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению.
Что касается искового требования об обязании Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия, входящем в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенном по адресу: <адрес>, указанное требование не обосновано на основании следующего.
Согласно ст. 27 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по установке информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов культурного наследия, включенных в реестр.
Принимая во внимание, что здание по адресу: <адрес> входит в выявленный объект культурного наследия, не включенный в реестр объектов культурного наследия, установка надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на такой объект не производится.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИП Филиппову И.А. об обязании установить информационные надписи, получить и зарегистрировать охранные свидетельства собственника и пользователя объекта культурного наследия, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан получить в Министерстве культуры Республики Башкортостан охранное обязательство собственника объекта культурного наследия входящего в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенного по адресу: <адрес> зарегистрировать охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, входящего в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенного по адресу: <адрес> в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Обязать ИП Филиппова И.А. получить в Министерстве культуры Республики Башкортостан охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, входящим «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенным по адресу: <адрес> зарегистрировать охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, входящим в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенным по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
В удовлетворении искового требования об обязании Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия, входящем в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенном по адресу: <адрес>, отказать ввиду необоснованности.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Бикчурина О.В.