Дело № 2-1331/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2017 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Шевердовой Н.А.
при секретаре Кузнецовой Э.Ф.,
с участием старшего помощника Кандалакшского транспортного прокурора Свильпова Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по заявлению
Кандалакшского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации
о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность государства,
заинтересованные лица:
Котов А.В.,,
Мурманская таможня ФТС России,
Управление МВД России по Мурманской области,
УСТАНОВИЛ:
Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании вещей бесхозяйными и обращении их в собственность государства.
В обоснование своих требований указал, что <дата> на таможенный пост МАПП Салла по направлению на въезд в Российскую Федерацию для прохождения таможенного контроля, в качестве водителя транспортного средства «Ауди», прибыл гражданин России Котов А.В. В ходе таможенного оформления Котов А.В. предъявил две пассажирских таможенных декларации, где в пункте 3.2. указал об отсутствии оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, подлежащих обязательному письменному декларированию.
В ходе таможенного осмотра в салоне указанного автомобиля были обнаружены предметы конструктивно схожие с боеприпасами (патроны к травматическому оружию) в количестве <данные изъяты> штук.
Выявленный товар был отобран <дата> по акту отбора проб и образцов <номер> и вынесено постановление о назначении криминалистической экспертизы. Согласно заключению эксперта представленные на исследование предметы являются патронами, предназначенными для бесствольных травматических пистолетов самообороны (МР-461 «Стражник», ПБ-4 «Оса» и их модификаций) и не являются боеприпасами.
В связи с выданным заключением эксперта, товар «патроны к травматическому оружию». В количестве <данные изъяты> штук, <дата> возвращены на таможенный пост МАПП Салла для организации возврата законному владельцу Котову А.В., где хранятся по настоящее время.
До настоящего времени Котов А.В. не явился на таможенный пост за получением товара, указанное бездействие свидетельствует об устранении Котова А.В. от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Кандалакшский транспортный прокурор на основании статей 225, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации просит признать вещи: «<данные изъяты> патронов к травматическому оружию», отобранные по акту отбора проб и образцов <номер> от <дата> у Котова А.В., хранящиеся на таможенном посту МАПП Салла Мурманской таможни (<адрес>) – бесхозяйными вещами, обратить их в собственность государства (федеральную собственность) и передать для последующего распоряжения уполномоченному органу – Управление МВД России по Мурманской области.
В судебном заседании старший помощник Кандалакшского транспортного прокурора Свильпов Э.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Заинтересованное лицо – Котов А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, телефонограммой просил рассмотреть дело в его отсутствие, высказал согласие с заявленными требованиями.
Представители заинтересованного лица Мурманской таможни ФТС России о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, не возражали против удовлетворения заявленных прокурором требований.
Представители заинтересованного лицо Управления МВД России по Мурманской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили мнение по заявлению, в котором указали, что согласно Федеральному закону от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Полагают возможным признать данное имущество бесхозяйным и передать в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, для последующей утилизации (уничтожения).
Заслушав старшего помощника Кандалакшского транспортного прокурора Свильпова Э.Ю., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что <дата> на таможенный пост МАПП Салла по направлению на въезд в Российскую Федерацию для прохождения таможенного контроля, в качестве водителя транспортного средства «Ауди», регистрационный знак <данные изъяты>, прибыл гражданин России Котов А.В. В ходе таможенного оформления Котов А.В. предъявил пассажирскую таможенную декларацию, где в пункте 3.2. указал об отсутствии оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, подлежащих обязательному письменному декларированию.
В ходе таможенного осмотра в салоне указанного автомобиля в кармане правой задней двери были обнаружены предметы конструктивно схожие с боеприпасами (патроны к травматическому оружию) в количестве <данные изъяты> штук.
Выявленный товар был отобран <дата> по акту отбора проб и образцов <номер>, и вынесено постановление о назначении криминалистической экспертизы.
Согласно заключению эксперта второго отдела <данные изъяты> от <дата> <номер>, представленные на исследование <данные изъяты> предметов являются патронами, представленные патроны предназначены для бесствольных травматических пистолетов самообороны и не являются боеприпасами.
После проведения экспертизы <дата> патроны возвращены на таможенный пост МАПП Салла с целью возврата владельцу.
<дата> начальником таможенного поста МАПП Салла направлялось уведомление Котову А.В. о необходимости получения взятого в качестве образца товара, однако до настоящего времени Котов А.В. не обратился за получением патронов.
Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно частям 1 и 2 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В силу части 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 186 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта.
Согласно части 1 статьи 187 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 189 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» задержанные товары и документы на эти товары подлежат возврату в случаях, установленных статьей 147 Таможенного кодекса Таможенного союза (часть 5);
в соответствии со статьей 146 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы осуществляют хранение задержанных товаров в течение одного месяца со дня их задержания, за исключением скоропортящихся продуктов, срок хранения которых составляет 24 часа с момента задержания, и товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за пределы этой территории, срок хранения которых составляет трое суток с момента задержания (часть 7);
по истечении сроков, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, невостребованные задержанные товары подлежат реализации, уничтожению или утилизации в соответствии со статьей 190 настоящего Федерального закона (часть 8).
Согласно части 1 статьи 147 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, а в случаях, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания, с учетом особенностей, установленных в настоящей статье.
В соответствии со статьей 146 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы осуществляют хранение задержанных товаров в течение одного месяца со дня их задержания, за исключением скоропортящихся продуктов, срок хранения которых составляет 24 часа с момента задержания, и товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за пределы этой территории, срок хранения которых составляет трое суток с момента задержания.
Согласно частям 1, 2 статьи 148 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 147 настоящего Кодекса, в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 3 настоящей статьи, - уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны эти товары. Реализация, уничтожение или иное использование товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.
В силу статьи 192 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» распоряжение драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, культурными ценностями, товарами, подлежащими маркировке, ценными бумагами, валютными ценностями, иными товарами, изъятыми из оборота или оборот которых на территории Российской Федерации ограничен, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. В соответствии с данным Положением Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Росимуществу (его территориальным органам) для учета, оценки, и реализации, переработке (утилизации), уничтожения.
Согласно статье 9 и 9.1Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» владение, пользование, продажа оружия возможна только при наличии соответствующей лицензии. Оружие, боеприпасы к нему, в том числе и холодное оружие, относятся к имуществу, ограниченному в обороте, и нахождение его допускается у участников гражданского оборота только по специальному разрешению.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее – Правила).
Согласно пункту 79 Правил, изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ. Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (статья 27 Федерального закона РФ «Об оружии»).
Из указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел.
В соответствии с частью 1 раздела I Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел, согласно пункту 21 части 11 Положения, МВД России осуществляет полномочия по участию в соответствии с законодательством Российской Федерации в мероприятиях по контролю за оборотом оружия;
На территории Мурманской области данные полномочия исполняет Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области.
Со дня помещения отобранного у Котова А.В. для исследования товара (<данные изъяты> патронов для травматического оружия) на склад хранения, т.е. с <дата>, прошло более <данные изъяты> лет. При этом Котов А.В. не изъявил желание забрать отобранные у него патроны. Данное обстоятельство суд расценивает как отказ Котова А.В. от права собственности на указанный товар, что подтверждается и выраженным Котовым А.В. согласием с заявлением.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание, что лицо, которому в соответствии с вышеприведенными нормами права подлежал возврату задержанный товар, отказалось от права собственности на него, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Кандалакшского транспортного прокурора, указанные товары - патроны необходимо признать бесхозяйными и, в силу вышеизложенных требований законодательства, передать их в Управление МВД России по Мурманской области для последующего распоряжения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Кандалакшского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации о признании имущества бесхозяйным удовлетворить.
Признать вещи: ««<данные изъяты> патронов к травматическому оружию», отобранные по акту отбора проб и образцов <номер> от <дата> у Котова А.В., хранящиеся на таможенном посту МАПП Салла Мурманской таможни (<адрес>) – бесхозяйными вещами, обратить их в собственность государства (федеральную собственность) и передать для последующего распоряжения уполномоченному органу – Управление МВД России по Мурманской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Шевердова