Судья: Тулякова О.А. гр. дело № 33-2942/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2019 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Пияковой Н.А.,
судей: Маликовой Т.А., Маркина А.В.
при секретаре: Нугайбековой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Богданова Н.П. на решение Советского районного суда г. Самары от 18 декабря 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Богданова Н.П. к Бикбовым Р.Ш., А.М., Р.М., Р.М., Танееву А.И., Мустафиной Р.М. о признании реестровой ошибки, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ, установлении границ земельного участка – оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пияковой Н.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к Бикбово й Р.Ш., Бикбову А.М., Бикбову Р.М., Бикбову Р.М., Танееву А.И., Мустафиной Р.М. о признании реестровой ошибки, установлении границ земельного участка.
В обоснование своих требований истец указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 475,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 5, с кадастровым номером №.
Ответчикам принадлежит смежный земельный участок с жилым домом, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Николаева Н.И., собственница смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> обратилась к истцу с просьбой устранить реестровую ошибку, допущенную при межевании его земельного участка.
Поскольку межевание земельного участка истца проводила геодезическая служба ООО «Геостат» в 2008 году, он обратился в данную организацию для проверки сведений о местоположении границ своего земельного участка. Специалистами ООО «Геостат» был осуществлен повторный выезд на земельный участок истца. В результате чего реестровая ошибка, допущенная в сведениях ЕГРН на земельный участок с КН №, подтвердилась.
Геодезической службой ООО «Геостат» проведены измерения в отношении земельного участка истца, в результате выявлено, что фактическое местонахождение границы земельного участка на местности не соответствует местоположению сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а именно площадь земельного участка истца фактически составляет 381 кв.м.
По мнению истца, наличие реестровой ошибки при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, допущенная геодезической службой ООО «Геостат» в 2008 году, повлекло наличие в ЕГРН недостоверных сведений о местоположении границы земельного участка, а именно пересечение фактических границ земельного участка с КН № с границами смежного земельного участка с КН № (площадь пересечения 9 кв.м., занятых существующим строением истца, фактически расположенным на земельном участке с КН №).
В связи с допущенной реестровой ошибкой, воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости, истец лишен возможности уточнить сведения о местоположении границ и площади земельного участка по фактически сложившимся границам.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточненных исковых требований, просил:
1. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
2. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях о координатах характерных точек, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
3. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
4. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ и характерных точек земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в точках 50, 48, 51, 60, 22, 61, площадью 9 кв.м., по координатам поворотных точек каталога координат схемы расположения земельных участков, выполненной ООО «Геостат» от ДД.ММ.ГГГГ.
5. Установить границы принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, согласно схемы расположения земельных участков, выполненной ООО «Геостат» от 30.11.2018 г., указав площадь участка 376 кв.м.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Богданов Н.П. просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В заседании судебной коллегии представители истца Богданова Н.П. – Силантьева Т.Г. и Винокурова Л.П. по доверенности поддержали доводы апелляционной жалобы, ответчики Бикбов А.М., Бикбова Р.М., Бикбов Р.М. просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда считает правильным.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии, не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу положений ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Одним из способов защиты права может являться восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" (действующий на момент спорных правоотношений, далее - Закон о кадастре), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу положений ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится, в том числе, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
На основании части 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежала исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от 18.09.1976 г. истец приобрел в собственность 1/2 долю жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 486 кв.м.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 475,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 5.
02.11.2009 г. земельный участок истца поставлен на кадастровый учет за №.
Сведения о земельном участке истца внесены в государственный кадастр недвижимости по заявлению Богданова Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара № от 23.06.2009 г. об утверждении схемы расположения земельного участка и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Геостат».
Ответчикам на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством имущественных отношений Самарской области, на праве общей долевой собственности принадлежит смежный земельный участок площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и поставленного на кадастровый учет 03.11.2009 г.
Сведения о земельном участке ответчиков внесены в государственный кадастр недвижимости по их заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка и межевого плана от 12.10.2009 г., подготовленного ООО «Геостат».
Истец ссылался на то, что в результате допущенной реестровой ошибки при межевании его земельного участка фактическое местонахождение границы земельного участка на местности не соответствует местоположению сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), имеет место пересечение границы земельного участка истца с границей смежного земельного участка ответчиков с кадастровым номером 63:01:0921002:523, сведения о котором содержатся в ЕГРН, площадь наложения составляет 9 кв.м., площадь земельного участка истца фактически составляет 376 кв.м.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 61 указанного Закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
По смыслу вышеприведенных норм реестровая (кадастровая) ошибка может быть исправлена по решению суда при отсутствии спора о границах и в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ бремя доказывания наличия такой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки.
Исходя из существа рассматриваемого спора, бремя доказывания наличия реестровой (кадастровой) ошибки при межевании в 2009 году земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу на праве собственности, возлагается на истца.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что истец не представил суду доказательств, подтверждающих, что при межевании его земельного участка были неправильно установлены его границы, а также, что границы участка ответчиков установлены с нарушением требований земельного законодательства.
Как установлено выше границы земельных участков истца и ответчиков установлены, поскольку описание местоположения их границ содержится в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Из пояснений сторон следует, и не оспаривалось ответчиком, что после установления границ земельного участка истца, им был возведен взамен металлического гаража, стоящего на границе участков истца и ответчика, капитального строения, который согласно схеме расположения земельных участков ООО «Геостат» от 30.11.2018 г., частично находится на участке ответчиков, площадь пересечения (наложения) составляет 9 кв.м.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что в 2009 году стороны согласовывали границы своих земельных участков и каких-либо замечаний у них друг к другу не было.
Объективных и бесспорных доказательств существования иных границ земельного участка истца и его конфигурации более 15 лет, по сравнению с теми, которые были согласованы в 2009 году с соседними землепользователями, фактически при одновременной постановки на кадастровый учет земельных участков сторон, истцом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Богданову Н.П. в удовлетворении его исковых требований о признании реестровой ошибки и установлении границ земельного участка, поскольку не установлено наличие реестровой ошибки при постановке участка истца на кадастровый учет, в связи с чем отсутствуют основания для установления иных границ земельного участка, принадлежащего истцу.
Доводы апелляционной жалобы Богданова Н.П. о необоснованном отказе в удовлетворении его исковых требований судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку представленных в деле доказательств, не имеют правового обоснования и не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда, так как являлись предметом исследования в ходе рассмотрения дела, где судом первой инстанции им дана обоснованная оценка, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, дана правильная оценка всей совокупности доказательств по делу и оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 18 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богданова Н.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: