Дело № 2-384/2021
10RS0014-01-2021-000838-68
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием прокурора Плоховой Д.С.,
представителя ответчика Администрации Эссойльского сельского поселения Ореханова А.И.,
представителя третьего лица Администрации Пряжинского национального муниципального района Гаврош О.М.,
представителя третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Пряжинского и Суоярвского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по республике Карелия – Павлова С.Ю.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пряжинского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эссойльского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пряжинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что прокуратурой Пряжинского района, с привлечение специалистов ОНД и ПР по Пряжинскому и Суоярвскому районам, ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Пряжинскому району» проведена проверка исполнения администрацией Эссойльского сельского поселения на территории п. Эссойла требований пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлены нарушения по обеспечению администрацией Эссойльского сельского поселения Пряжинского района исполнения требований пожарной безопасности на территории п. Эссойла: не организовано размещение и обустройство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м. либо установка приемных колодцев, обустройство пожарного водоема; кроме того на территории населенного пункта имеются районы с недостаточным противопожарным водоснабжением, где отсутствуют гидранты; до настоящего времени не разработана и не принята муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности; установлено, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии. Указанные нарушения, с учетом пожарной обстановки, создают угрозу жизни и здоровью населения п. Эссойла Пряжинского района. На основании изложенного, ссылаясь на нормы законодательства, просит обязать администрацию Эссойльского сельского поселения в срок до 01.08.2022 г. выполнить мероприятия:
построить в п. Эссойла подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12м. либо установить приемные колодцы по следующим адресам: <адрес>
построить пожарный водоем по адресу: <адрес>;
организовать установку пожарных гидрантов по адресам: <адрес>;
разработать муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Эссойльского сельского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Плохова Д.С. исковое заявление поддержала, по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика – глава администрации Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, указал, что у администрации отсутствуют полномочия по осуществлению обязанностей по пожарной безопасности в заявленном прокурором объеме требований, поскольку пожарные гидранты переданы на баланс района вместе с водопроводными сетями, обслуживание и сооружение новых относится к полномочиям района, а также указал на отсутствие финансовых средств на устранение нарушений.
Представитель третьего лица – глава администрации Пряжинского национального муниципального района Гаврош О.М. в судебном заседании удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ОНД и ПР Пряжинского и Суоярвского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по РК Павлов С.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В силу положений статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, среди прочих, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Как следует из статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
На основании статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
На основании статьи 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требования данного закона об обеспечении пожарной безопасности обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты, к которым относится в том числе, муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество).
Согласно статье 68 данного нормативного акта на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, в поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 (в редакции на дату проведения проверки) органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Пунктами 4.1., 4.3 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 №225 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения. Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Пунктом 10.3 указанных правил установлено, что количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
Согласно пункту 10.4 свода правил СП 8.13130, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.
Согласно пункту 10.7 указанного свода правил, если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3 - 5 м3. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 мм. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка. На соединительном трубопроводе со стороны водоема следует предусматривать решетку.
В соответствии с части 1 статьи 127 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные гидранты устанавливают на сетях наружного водопровода для подачи воды в целях пожаротушения.
Требования к пожарным гидрантам регламентированы СП 8.13130, утвержденными Приказом МЧС России от 30.03.2020 №225.
Пунктом 8.9 указанного свода правил предусмотрено, что расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
В соответствии с пунктом 8.10 данного свода правил количество пожарных гидрантов и расстояние между ними определяют расчетом, исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов, с учетом требований пункта 8.9 настоящего свода правил. На сети водопровода населенных пунктов с числом жителей до 500 чел. вместо гидрантов допускается устанавливать стояки диаметром 80 мм с пожарными кранами.
Судом установлено, что прокуратурой Пряжинского района с привлечением специалистов ОНД и ПР по Пряжинскому и Суоярвскому районам проведена проверка соблюдения исполнения администрацией Эссойльского сельского поселения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки было установлено, что на территории п. Эссойла Пряжинского района отсутствуют источники противопожарного водоснабжения, имеются районы с недостаточным противопожарным водоснабжением; не разработана и не принята муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Согласно сведениям администрации Эссойльского сельского поселения муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности будет разработана и утверждена в течение мая-июня
Факт отсутствия водопроводных сетей, а также достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения представителем ответчика не оспаривались. Также не оспаривался тот факт, что до настоящего времени не разработана и не принята муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Объекты водоснабжения: водопроводные сети в п. Эссойла Пряжинского района принадлежат на праве собственности Администрации Пряжинского национального муниципального района.
Согласно сведений Администрации Эссойльского сельского поселения, бюджетных средств на указанные выше цели в настоящий момент не предусмотрено.
Вместе с тем, вышеприведенными положениями законодательства предусматривается возложение на органы местного самоуправления поселения обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Доводы ответчика о том, что законодательством на органы местного самоуправления обязанность по созданию (установки) водоисточников для целей наружного пожаротушения не возложена, с учетом того, что водопроводные сети ни на каком праве администрации сельского поселения не принадлежат, а также отсутствие финансовых средств для устранения нарушений, суд признает не состоятельными, с учетом приведенных выше норм законодательства.
Специалистами ОНД и ПР по Пряжинскому и Суоярвскому районам и ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Пряжинскому району» по результатам проверки предложены места организации размещения площадок с твердым покрытием/пирсов размерами 12х12 метров или установка приемных колодцев, с учетом норм СП 8.13130 по следующим адресам: <адрес> а также установление гидранта в районе <адрес>
Указанные адреса мест организации размещения площадок с твердым покрытием/пирсов или установка приемных колодцев, а также установления гидрантов предложены специалистами по соблюдению правил противопожарной безопасности, в соответствии с нормами СП 8.13130, и сомнений у суда в их целесообразности и эффективности использования для целей, для которых они предусмотрены, не вызывают.
В соответствии с вышеизложенными нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что на сегодняшний день нарушения по исполнению требований пожарной безопасности на территории п. Эссойла Пряжинского района Администрацией Эссойльского сельского поселения не устранены, что создает угрозу жизни и здоровью населения п. Эссойла Пряжинского района, доказательств об обратном в нарушении статье 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, суд находит исковые требования прокурора Пряжинского района о возложении на Администрацию Эссойльского сельского поселения обязанности по выполнению мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности подлежащими удовлетворению.
Определяя в соответствии с статьей 204 ГПК РФ срок исполнения мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности, суд учитывает финансовое положение ответчика, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, а также соблюдение баланса интересов ответчика и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлены исковые требования, и полагает необходимым установить срок исполнения настоящего решения не позднее, чем до истечения двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку срок исполнения решения суда находится за пределами материально-правовых требований истца, позиция об отклонении исковых требований в соответствующей части (установление более продолжительного срока для исполнения решения вместо месяца испрашиваемого) в резолютивной части решения суда не отражается.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения не позднее, чем до истечения двух лет со дня вступления настоящего решения в законную силу выполнить следующие мероприятия:
построить в п. Эссойла подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12м. либо установить приемные колодцы по следующим адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
построить пожарный водоем по адресу: <адрес>;
организовать установку пожарных гидрантов по адресам: <адрес>
разработать муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Эссойльского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со статьей 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 05 октября 2021 года, последний срок для подачи апелляционной жалобы –08 ноября 2021 года.