РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2021 года город Москва
Тушинский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Крыловой А.С.,
при секретаре судебного заседания Содбоевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5435/2021 по иску Любимой Евгении Леонидовны, Меланьина Василия Ивановича, Кобаладзе Шоты Ахмедовича, Кривицкой Светланы Михайловны, Ануфриева Алексея Юрьевича к ГБУ «Жилищник района Митино» г. Москвы о признании отсутствия перерасчета незаконным и взыскании денежных средств,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Любимой Евгении Леонидовны, Меланьина Василия Ивановича, Кобаладзе Шоты Ахмедовича, Кривицкой Светланы Михайловны, Ануфриева Алексея Юрьевича к ГБУ «Жилищник района Митино» г. Москвы о признании отсутствия перерасчета незаконным и взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тушинский районный суд г. Москвы.
Судья А.С. Крылова
Уникальный идентификатор дела 77RS0029-02-2020-002612-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2021 года город Москва
Тушинский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Крыловой А.С.,
при секретаре судебного заседания Содбоевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5435/2021 по иску Любимой Евгении Леонидовны, Меланьина Василия Ивановича, Кобаладзе Шоты Ахмедовича, Кривицкой Светланы Михайловны, Ануфриева Алексея Юрьевича к ГБУ «Жилищник района Митино» г. Москвы о признании отсутствия перерасчета незаконным и взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
истцы Любимая Е.Л., Меланьин В.И., Кобаладзе Ш.А., Кривицкая С.М., Ануфриев А.Ю. обратились в суд с уточенным иском к ответчику ГБУ г. Москвы «Жилищник района Митино» о признании отсутствия перерасчета за тепловую энергию, осуществляемого в порядке 354 Правил, необоснованным увеличением размера платы с 2015 по 2019 год; признании необоснованными требования оплаты с 2015 по 2019 год за услуги «антенна (коллективная антенна)» и «запирающее устройство»; взыскать с ГБУ «Жилищник района Митино» г. Москвы сумму в размере 152 046 руб. 00 коп. в пользу истцов в размерах согласно приложению № 2 к исковому заявлению, штрафа в соответствии Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1) в размере 76 023 руб. 00 коп. и штрафа в соответствии с п. 6 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в размере 76 023 руб. 00 коп.
В обоснование иска истцы указывают, что являются собственниками и нанимателями жилых помещений в районе Митино города Москвы и плательщиками за жилищно-коммунальные услуги ответчику, который управляет многоквартирными домами, в которых расположены принадлежащие истцам помещения. Ссылаясь на положения п.3(2) и п.42(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила от 06.05.2011 № 354), полагают, что ответчиком в соответствии с законом неправомерно не произведен перерасчет за отопление за период с 01.01.2015 по 31.12.2019. Также указывают, что ответчик необоснованно включил в квитанцию на оплату за жилищно-коммунальные услуги статью за антенну, так как содержание антенны включено в стоимость ремонта и содержания жилого помещения, что противоречит Постановлению Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», п. 5.6.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МКД2-03.2003, Указу Президента Российской Федерации от 24.06.2006 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». Вместе с тем, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом ответчик включил в квитанцию на оплату за жилищно-коммунальные услуги статью за запирающее устройство, что является незаконным, так как содержание запирающего устройства включено в стоимость ремонта и содержания, что противоречит Постановлению Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», п.5.6.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003. Решение собственников помещений в многоквартирном доме по указанным истцами адресам о включении в ЕПД дополнительной услуги «антенна» и запирающее устройство» не принималось. Общая сумма необоснованно увеличенного и предъявленного к оплате размера платы с 2015 по 2019 год составила 152 046 руб. 00 коп.
Истцы Любимая Е.Л., Меланьин В.И., Кобаладзе Ш.А., Кривицкая С.М., Ануфриев А.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, направили в суд своего представителя по доверенностям Абушаева Т.Р., поддержавшего заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУ «Жилищник района Митино» г. Москвы по доверенности Кирюхин И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель 3-его лица Государственного центра жилищных субсидий г. Москвы по доверенности Можарова О.М. в судебном заседании пояснила, что предоставление льготы носит заявительный характер, истцы за получением льготы не обращались и не являлись их получателями.
Представитель 3-его лица ПАО «МОЭК» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки в суд не представил.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Меланьин В.И. является нанимателем квартиры № 329 по адресу: г. Москва, …., Любимая Е.Л. – собственником квартиры № 2 по адресу: г. Москва, …, Кобаладзе Ш.А. – собственником квартиры № 101 по адресу: г. Москва, …, Кривицкая С.М. – собственником ½ доли квартиры № 184 по адресу: г. Москва, …, Ануфриев А.Ю. – собственником ½ доли квартиры № 91 по адресу: г. Москва, ул…...
Управляющей компанией указанных домов является ответчик ГБУ г. Москвы «Жилищник района Митино».
Поскольку истцы являются потребителями услуг, предоставляемых управляющей компанией ГБУ г. Москвы «Жилищник района Митино», отношения, возникшие между сторонами, регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в рамках заявленных исковых требований.
В преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 указано, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (пунктом 2) разъяснено, что при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой – организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно требованиям статей 309, 310, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Обязательство должно исполняться в срок, установленный Договором. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Частью 3 ст. 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В силу пунктов 1, 2 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу положений пунктов 2-4 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Судом установлено, что ответчик г. Москвы ГБУ «Жилищник района Митино» является организацией, предоставляющей услуги по управлению и эксплуатации указанных выше многоквартирных домов по адресам:
г. Москва, ……………...
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из письменных материалов дела и не оспаривалось истцами, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги осуществляется ответчиком по ставкам и тарифам, утвержденным Постановлениями Правительства Москвы на соответствующий год.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 42(1) указанных Правил, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41» (далее – постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП) установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
При этом, в соответствии с пунктом 54 Правил от 06.05.2011 № 354 в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП на территории города Москвы (за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению сохраняется порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года и расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.
№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с п.42(2) Правил от 06.05.2011 № 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года – с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения №2 к настоящим Правилам.
Таким образом, исходя из вышеуказанных требований закона, перерасчет по формуле 6(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правилами от 06.05.2011 № 354, применяется только в случае изменения способа оплаты за коммунальную услугу отопления.
Органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению не принималось, порядок расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года не изменялся. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В соответствии с п.3(1) приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011
№ 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1).
Согласно п.3(2) приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 №354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2019), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Из материалов дела следует, что жилые помещения в поименованных выше спорных домах индивидуальными (квартирными) приборами учета тепловой энергии не оборудованы, а доказательств обратного истцами суду не представлено, в связи с чем формула 3(2) для расчета размера платы за отопление применена не может быть. Доводы истцов в данной части не основаны на законе.
Учитывая изложенное, основания для проведения перерасчета как по формуле 6(1), так и по формуле 3(2) у ответчика отсутствуют.
В силу действующего законодательства начисление по услуге «отопление» производится ответчиком исходя из фактического объема потребления тепла за предыдущий год на основании счетов ресурсоснабжающей организации ПАО «МОЭК» равномерно в течение года с последующим перерасчетом по фактическому расходу тепла.
Порядок расчета начислений за услугу «отопление», представленный ответчиком, истцами не оспорен. Указанный расчет судом проверен, признан правильным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании необоснованными отсутствия перерасчета за тепловую энергию, осуществляемого по формулам 6(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 № 354, увеличение размера платы с 2015 по 2019 год, – удовлетворению не подлежат, поскольку требования основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ЖК РФ и подп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
При этом в п. 8 вышеуказанных Правил системы коллективного приема телепередач, включая сети кабельного телевидения, оптоволоконную сеть, поименованы как информационно-телекоммуникационные сети, внешней границей которых является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Из совокупности указанных норм жилищного законодательства следует, что система коллективного приема телепередач (СКПТ) в многоквартирном доме, обслуживающая более одного жилого и (или) нежилого помещения, входит в состав общего имущества в таком доме.
Так, правовые основы деятельности в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, определяет Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в соответствии со ст. 44 которого услуги связи оказывают операторы связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого с пользователями услугами связи (абонентами) в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (Правилами оказания услуг для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 785), которыми регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, в том числе, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи.
Правовые основы отношений по содержанию СКПТ как части общего имущества в многоквартирном доме установлены жилищным законодательством. Исполнителем услуг по обслуживанию такой СКПТ является лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией таким лицом является управляющая организация, соответственно, обслуживание СКПТ она осуществляет в счет исполнения обязательств по договору управления многоквартирным домом. Выполнение данных работ осуществляется управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, все собственники помещений в многоквартирном доме несут расходы на содержание общего имущества, включая СКПТ, путем внесения платы за содержание жилого помещения в адрес лица, ответственного за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющей организации). Плата за содержание жилого помещения устанавливается на общем собрании собственников помещений в расчете на 1 квадратный метр общей площади и взимается независимо от того, пользуются ли собственники (наниматели) помещений СКПТ для целей приема сигнала телевизионного вещания или нет.
Согласно приложению № 7 к постановлению Правительства Москвы от 04.06.1996 № 465 «О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда», работы, связанные с проведением телевизионного кабеля от этажного контроллера в жилое помещение, относится к видам работ, выполняемых за счет собственных средств проживающих.
Таким образом, предъявляемые к оплате собственникам и нанимателям помещений суммы за услугу «антенна», установленные в расчете на 1 квартиру (абонентское устройство), не связаны с расходами на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и отражают размеры абонентской платы за услуги связи для целей телевещания (кабельного аналогового, цифрового телевидения), установленные соответствующим оператором связи в соответствии с законодательством о связи.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе отказаться от оказания услуг связи для целей телевещания и не пользоваться СКПТ (не заключать договор об оказании услуг связи с оператором связи либо расторгнуть его) по своему усмотрению. Если такой договор заключен, то собственник помещения обязан вносить абонентскую плату оператору связи в соответствии с тарифами, установленными операторами связи в расчете на 1 абонентскую точку (за исключением обязательных общедоступных телеканалов, трансляция которых осуществляется бесплатно (ст.29 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»). Если в отсутствие письменного договора с оператором связи абонентская плата за услуги связи включена в единый платежный документ, собственник (наниматель) помещения вправе обратиться с заявлением об её исключении из единого платежного документа, поскольку вправе не оплачивать услуги, которыми он не намерен пользоваться.
Доказательств обращения с заявлением об исключении начислений за услугу «антенна» истцами суду не представлено.
Как указано выше, во исполнение требований ч. 3 ст. 39 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 2 указанных Правил приведен неисчерпывающий перечень общего имущества многоквартирного дома, где в числе прочего указано механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подп. «д» пункта 2 Правил).
Из содержания данной нормы следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, к общему имуществу отнесена внутридомовая система электроснабжения, состоящая в числе прочего из автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей подъездов многоквартирного дома. Следовательно, АЗУ дверей подъездов, находящиеся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающие более одной квартиры, отвечают признакам общего имущества.
Также суд учитывает, что запирающие устройства в подъездах домов, где проживают истцы, установлены во исполнение распоряжения Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 03.11.1997 № 1145-РЗП «Об укреплении входов в жилые дома».
Согласно представленным в материалах дела оборотным ведомостям истцы производили оплату за услуги запирающего устройства в спорный период 2015-2019 г.г.
Доказательств оказания ответчиком ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» услуг по техническому обслуживанию запирающих подъезд устройств и домофонов в суд представлено не было.
С доводами истцов, что включение в единый платежный документ услуги запирающего устройства является необоснованной, суд согласиться не может, поскольку плата за обслуживание запирающего устройства в случае, если оно установлено на всех дверях подъездов, является обязательным платежом вне зависимости от пользования автоматически запирающимся устройством и, соответственно, от наличия договора обслуживания, и в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 155 ЖК РФ должна производиться ежемесячно.
Доводы истцов относительно оплаты услуги «запирающее устройство» основан на ошибочном толковании норм материального права, так как автоматические запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома входят в состав общего имущества, однако, обязанность по его обслуживанию возложена на иную, чем управляющая компания, организацию. Кроме того, обеспечение функционирования данного оборудования является одной из характеристик безопасности как дома, так и жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества.
Включение в единый платежный документ платы за услуги коллективной антенны и услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств не противоречит статье 154 ЖК РФ и не свидетельствует о необоснованном взимании оплаты за указанные услуги, поскольку платежи населения за эти услуги являются целевыми и не могут быть использованы для оплаты других работ и услуг.
Разрешая спор, суд также принимает во внимание, что ГБУ г. Москвы «Жилищник района Митино» не является поставщиком услуг отопления, связи для целей телевещания и технического обслуживания автоматически запирающихся устройств дверей подъездов и домофонов, плата за указанные услуги в пользу указанного Учреждения не поступает, что подтверждается письменными материалами дела и истцами не оспорено.
В связи с отказом истцам в иске по основным требованиям, не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании излишне уплаченных денежных средств, а также штрафов, поскольку нарушения прав истцов как потребителей в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Любимой Евгении Леонидовны, Меланьина Василия Ивановича, Кобаладзе Шоты Ахмедовича, Кривицкой Светланы Михайловны, Ануфриева Алексея Юрьевича к ГБУ «Жилищник района Митино» г. Москвы о признании отсутствия перерасчета незаконным и взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тушинский районный суд г. Москвы.
Судья А.С. Крылова
Решение изготовлено в окончательной форме 12 января 2022 года
12