Дело № 2-714/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск – Уральский 08 декабря 2016 года
Каменский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Дога Д. А.,
при секретаре судебного заседания Садыковой Ю. Ю.,
с участием представителя истца помощника прокурора Каменского района Свердловской области Хабибулиной А. З.,
с участием представителя истца Копытиной Л. М.,
представителя ответчика администрации Каменского городского округа Свердловской области Андреева Т. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района Свердловской области в интересах Воробьева М. В. к Администрации Каменского городского округа Свердловской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каменского района Свердловской области обратился в суд в интересах Воробьева М. В. к администрации Каменского городского округа Свердловской области о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал следующее.
Прокуратурой Каменского района Свердловской области по обращению в интересах Воробьева М. В., <данные изъяты>, ветерана Великой Отечественной Войны, проживающего в <адрес> проведена проверка по вопросу отсутствия с февраля 2016 года холодного водоснабжения.
В ходе проверки установлено, что холодное водоснабжение в <адрес> отключено по причине многочисленных порывов на участке трубопровода от пересечения <адрес>. Протяженность аварийного трубопровода составляет 900 метров.
В период с 2011 года по ноябрь 2012 года в администрацию Каменского городского округа Свердловской области по вопросу холодного водоснабжения от жителей домов, расположенных по <адрес> поступило 4 обращения. По результатам рассмотрения обращений, в адрес заявителей направлены ответы, согласно которым участок трубопровода по <адрес> признан ветхим, и требующим капитального ремонта. Проведение капитального ремонта трассы холодного водоснабжения планировалось в период подготовки к отопительному сезону 2011/2012 г., а также объект планировалось включить в план капитальных ремонтов на 2013 год. Однако, на момент проверки работы по восстановлению аварийного участка трубопровода не проведены и в план капитальных ремонтов на 2016 год не включены.
Согласно п. п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на
соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прокурор Каменского района Свердловской области в интересах Воробьева М. В. просит обязать администрацию Каменского городского округа Свердловской области организовать и обеспечить финансирование и выполнение работ по капитальному ремонту участка трассы холодного водоснабжения от пересечения <адрес>.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Хабибулина А. З. на заявленных исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель истца Копытина Л. М. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с 2011 года по настоящее время в <адрес> имеются трудности с холодным водоснабжением. С февраля 2016 года в доме <адрес> холодное водоснабжение полностью отсутствует, в связи с аварийной ситуацией на участке трассы холодного водоснабжения, расположенной по <адрес>. Собственником указанного жилого дома является ее отец Воробьев М. В., <данные изъяты>, ветеран Великой Отечественной Войны, который уже длительное время не имеет возможности потребления питьевой воды. До аварийной обстановки на трассе холодного водоснабжения по <адрес>, вода в дом отца поступала. Все обращения в различные инстанции по вопросу восстановления холодного водоснабжения до настоящего времени оставлены без внимания, люди остаются проживать в невыносимых условиях, без воды.
Представитель ответчика администрации Каменского городского округа Свердловской области Андреев Т. В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что прокурором Каменского района Свердловской области не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта спорного участка трассы холодного водоснабжения. Кроме того, между Воробьевым М. В. и МУСП «Каменская МТС» заключен договор на предоставление коммунальных услуг №*** от <*** г.>, согласно п. 3.1 данного договора границей балансового разграничения по водоснабжению является первый ответный фланец задвижки в ближайшем от дома колодце, отходящий водопровод является собственностью потребителя и обслуживается им. В соответствии с п. 5.1.5 договора, потребитель обязан самостоятельно нести расходы, осуществлять содержание и ремонт сетей водоснабжения и водоотведения, принадлежащих потребителю. Работы по проведению капитального ремонта спорного объекта администрацией не проводились. По состоянию на 2016 год в перечне объектов, требующих капитального ремонта, спорный объект сетей холодного водоснабжения отсутствует.
Истец Воробьев М. В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МУСП «КМТС» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. В отзыве представитель третьего лица указала, что на момент обращения с исковым заявлением в суд должна быть проведена строительно-техническая экспертиза состояния трубопровода системы холодного водоснабжения, просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 71).
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации МО «Каменский городской округ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Положениями п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 указанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, согласно п. 2.10.1 которых, системы водоснабжения водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В соответствии с п. 2.10.20 Правил технической эксплуатации системы водоснабжения, к капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб и т.д.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями ст. 210, ч. 1 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, работы по капитальному ремонту, модернизации и строительству трубопроводов являются обязательствами Администрации Муниципальное образование «Каменский городской округ».
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом «а» части 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года, потребителю в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Согласно Приложению № 1 Правил, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу действующего законодательства обязанность по надлежащему обеспечению водоснабжением возложена на орган местного самоуправления.
Судом установлено, что водопровод, расположенный в <адрес>, в том числе и участок трассы холодного водоснабжения от пересечения <адрес> являются собственностью муниципального образования «Каменский городской округ», что не оспаривалось представителем ответчика.
Материалами дела подтверждено, что Муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Каменская машино-технологическая станция» Комитетом по управлению имуществом Администрации Каменского городского округа <*** г.> по договору аренды объектов водоснабжения и водоотведения передано во временное владение и пользование водопровод, сети холодного водоснабжения в <адрес>, что следует из акта приема-передачи имущества от <*** г.> (л.д. 153-154). Пунктом 2.2.6 договора предусмотрена обязанность предприятия предоставлять услуги по водоснабжению и водоотведению. Согласно пункту 2.2.4 договора предприятие обязано поддерживать имущество в исправном состоянии, включая осуществление текущего ремонта и техническое обслуживание имущества (л.д. 150-151).
Согласно договору №*** от <*** г.> на предоставление коммунальных услуг, заключенному между Воробьевым М. В. и Муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Каменская машино-технологическая станция», в обязанности последнего как «Исполнителя» входит предоставление холодного водоснабжения. Согласно пункту 3.1 границей балансового разграничения по водоснабжению является первый ответный фланец задвижки в ближайшем от дома колодце, отходящий водопровод является собственностью «Потребителя» и обслуживается им. Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что границей балансового разграничения по водоотведению является первый выпуск канализационного колодца, отходящий коллектор является собственностью «Потребителя» и обслуживается им (л.д. 8).
Как установлено и не оспорено сторонами, прокуратурой Каменского района Свердловской области по обращению в интересах Воробьева М. В., <данные изъяты>, ветерана Великой Отечественной Войны, проживающего по адресу: Свердловская <адрес> проведена проверка по вопросу отсутствия холодного водоснабжения по указанному адресу с февраля 2016 года,
по результатам которой установлено, что холодное водоснабжение в <адрес> отключено по причине многочисленных порывов на участке трубопровода от пересечения <адрес>. Протяженность аварийного трубопровода составляет 900 метров.
Согласно представленному в материалы дела письму Администрации Муниципального образования «Каменский городской округ» №*** от <*** г.> за подписью Главы городского округа Щелконогова В. Л. работы по восстановлению трассы холодного водоснабжения по <адрес>, Свердлова и Советская включены в дополнительный план капитальных ремонтов на 2011 год. Капитальный ремонт трассы будет выполнен в период подготовки к отопительному сезону 2011/2012 года (л.д. 13).
В последующем, в 2012 году Администрация Муниципальное образование «Каменский городской округ» согласно письму №*** от <*** г.> за подписью Главы городского округа Белоусова С. А. сообщает на обращение гражданина Варобьева Н. В., проживающего по адресу: <адрес> что в результате установления автоматической насосной станции водоснабжение по <адрес> улучшилось, за исключением участка по <адрес>, так как данный участок является ветхим и требует капитального ремонта. При формировании бюджета на 2013 год данный объект будет включен в План капитальных ремонтов (л.д. 14).
Как следует из представленных суду документов и пояснений представителя ответчика работы по проведению капитального ремонта спорного объекта администрацией и иными хозяйствующими субъектами до настоящего времени не проводились.
В материалы дела представлено письмо МУСП «Каменская машино-техническая станция» №*** от <*** г.> на имя прокурора Каменского района Свердловской области, согласно которому, МУСП «Каменская МТС» подтверждает факт отключения холодного водоснабжения в <адрес>, в связи с многочисленными прорывами на участке трубопровода от пересечения <адрес> протяженность аварийного трубопровода составляет 900 метров. Срок восстановления холодного водоснабжения по указанному адресу обозначен в представленном письме не позднее <*** г.> (л.д. 16).
Согласно письму Администрации Муниципального образования «Каменский городской округ» №*** от <*** г.> направленного в адрес Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Смирнова Н. Б. по вопросу восстановления холодного водоснабжения, сообщено, что по <адрес>, расположены дома только частного жилого фонда. Пользователями холодной воды на аварийном участке трубопровода являются 4 жилых дома. Для проведения ремонта трассы холодного водоснабжения необходимы денежные средства в размере ***руб.. В План капитальных ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры Каменского городского округа на 2016 год указанные работы не включены. Трасса холодного водоснабжения идет под асфальтированной дорогой регионального значения, на балансе Администрации Каменского городского округа не состоит, по этой причине провести ремонт под дорогой невозможно. Холодное водоснабжение по <адрес> организовано, установлено водоразборное устройство на пересечении <адрес>. Стационарная водоразборная колонка, будет установлена до ноября 2016 года (л.д. 85).
Вместе с тем, представитель истца Копытина Л. М. в судебном заседании пояснила, что ответчиком действительно было организовано и установлено водоразборное устройство на пересечении <адрес>, однако указанное устройство в настоящий момент не работает, набрать питьевой воды не представляется возможным. Стационарная водоразборная колонка не установлена до настоящего времени. МУСП «Каменская машино-техническая станция» свои обязательства по договору №*** от <*** г.> на предоставление коммунальных услуг населению не исполняет, водоснабжение по <адрес> полностью отключено в связи с многочисленными порывами. Данное обстоятельство не отрицалось и
представителем ответчика Андреевым Т. В., который пояснил, что до настоящего времени стационарная водоразборная колонка не установлена по причине отсутствия необходимого оборудования, на данный момент оборудование у ответчика имеется, соответственно стационарная водоразборная колонка будет установлена в ближайшее время.
Согласно информации Маминской сельской администрации Каменского района Свердловской области от <*** г.> за №***, по адресу: <адрес>, холодное водоснабжение отсутствует (л.д. 99).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Воробьев М. В., проживающий в доме <адрес> не обеспечен услугами водоснабжения, водоотведения надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям.
Из представленного стороной ответчика дефектного акта №*** от <*** г.>, составленного в результате обследования объекта трассы холодного водоснабжения в <адрес> между домами №*** и №*** по <адрес>, усматривается, что по результатам аварийных ремонтов, толщина стенки трубопровода холодного водоснабжения DN 50 имеет измеренную толщину от 1,0 до 1,5 мм., к дальнейшей эксплуатации трубопровод холодного водоснабжения на всей протяженности участка не пригоден (л.д. 102).
Представителем ответчика не оспаривался факт того, что спорный трубопровод холодного водоснабжения от пересечения <адрес> представляет собой объект трассы холодного водоснабжения в <адрес> между домами №*** и №*** по <адрес>, который обозначен в дефектном акте №*** от <*** г.>.
С учетом изложенного суд считает установленным, что дальнейшая эксплуатация спорного трубопровода холодного водоснабжения невозможна, следовательно, требуется проведение капитального ремонта.
Каких-либо доказательств невозможности проведения капитального ремонта спорного объекта стороной ответчика суду представлено не было.
Учитывая, что именно на собственнике лежит обязанность по проведению капитального ремонта, принадлежащего ему имущества, требования прокурора Каменского района Свердловской области об обязании Администрации Каменского городского округа Свердловской области организовать и обеспечить финансирование и выполнение работ по капитальному ремонту участка трассы холодного водоснабжения от пересечения <адрес> в сторону дома <адрес>, в течение года после вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет федерального бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Каменского района Свердловской области в интересах Воробьева М. В. к Администрации Каменского городского округа Свердловской области о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Администрацию Каменского городского округа Свердловской области в течение года после вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить финансирование и выполнение работ по капитальному ремонту участка трассы холодного водоснабжения от пересечения <адрес> в сторону дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через приемную Каменского районного суда Свердловской области.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2016 года.
Председательствующий Д. А. Дога