Решение по делу № 2-1115/2020 ~ М-843/2020 от 10.04.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2020 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Беспаловой Е.А., при секретаре Терехиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №38RS0024-2019-004248-22 (2-1115/2020) по иску Романовского Василия Михайловича к Министерству обороны Российской Федерации в лице войсковой части (данные изъяты), к командиру войсковой части (данные изъяты) ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», войсковой части (данные изъяты) о признании недействительными результатов оценки условий труда,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска указано, что истец с ДД.ММ.ГГГГ работает в в/ч (данные изъяты) в должности авиационного техника по планеру и двигателю группы регламента и ремонта (самолетов) техническо-эксплуатационной части (авиационной техники).

В соответствии с отчетом о специальной оценке условий труда от ДД.ММ.ГГГГ ему был установлен класс условий труда 3.3 с ранее установленного 4, что повлекло снижение должностного оклада заработной платы на 12%.

При проведении оценки не были учтены вредные (опасные) факторы, а именно: шум, инфразвук, вибрация общая, локальная, неионизирующее излучение, тяжесть и напряженность трудового процесса. Специальная оценка была проведена формально без необходимых измерений и учета сложности и тяжести трудового процесса, а также без учета температурных колебаний на бетонного поверхности аэродрома, связанные с климатом в Иркутской области.

В связи с чем, истец просит признать действия работодателя войсковой части (данные изъяты) Министерства обороны РФ по завершению специальной оценки условий труда незаконными и неправомерными; признать недействительным отчет о проведении специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ., вернуть ранее предоставленную повышенную оплату труда (24 % к окладу по занимаемой должности), признать незаконными изменения условий труда по результатам проведенной специальной оценки условий труда.

В судебное заседание истец Романовский В.М. не явился, извещен надлежаще.

Представитель ответчика войсковой части (данные изъяты) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В возражениях на исковое заявление просили отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» по доверенности Кокарев Д.Г., просит дело рассмотреть в его отсутствие. В возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица ООО Экостандарт «Технические решения» в судебное заседание не явился, извещены судом надлежащим образом.

Представитель ответчика войсковой части (данные изъяты) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац 5 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу абзац 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты)-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N (данные изъяты)-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты)-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N (данные изъяты)-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (данные изъяты) утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Судом установлено, что Романовский В.М. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с войсковой частью (данные изъяты) Министерство обороны Российской Федерации в должности авиационного техника по планеру и двигателю группы регламента и ремонта (самолетов) техническо-эксплуатационной части (авиационной техники). В п.5 трудового договора установлена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 24 % от должностного оклада (л.д.64-68).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, в войсковой части (данные изъяты) создана комиссия для организации проведения специальной оценки условий труда (л.д.61-62).

ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и ООО Экостандарт «Технические решения» заключен государственный контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (л.д.34-36).

В соответствии с картой (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда рабочее место авиацинного техника по планеру и двигателям было отнесено к 3.3 классу условий труда (л.д.126-129).

ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, которая проводилась ООО Экостандарт «Технические решения» (л.д.113-117).

Дополнительным соглашением (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с результатами проведенной специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п.5 трудового договора: доплата за работу во вредных условиях труда составляет 12%; от должностного оклада.

По ходатайству истца, в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда по должности медицинских сестер в войсковой части (данные изъяты) Министерства обороны Российской Федерации, выполненной ООО «Экостандарт «Технические решения», определением Усольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу назначена государственная экспертиза, производство которой поручено Министерству труда и занятости <адрес> (л.д.148-151).

Эксперт при даче заключения от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) пришел к выводам о том, что качество проведения специальной оценки условий труда не отвечает требованиям, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) «О специальной оценке условий труда» и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (данные изъяты) СОУТ выполнена с рядом нарушений (л.д.162-181).

Выявленные замечания в пунктах 2.3, 2.4, 2.5 раздела 10 настоящего Заключения, не позволяют сделать однозначный вывод о качестве проведения исследований (испытаний) вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте.

Так, регистрация одного из средств измерения, использованного в ходе проведения СОУТ, не соответствует регистрации, указанной в Государственном реестре средств измерения по обеспечению единства измерений (пункт 2.3).

Отсутствуют сведения о поверке средств измерений приборов, использованных в ходе проведения СОУТ (пункт 2.5).

Качество проведения исследований (испытаний) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте, а также фактическое их проведение ставит под сомнение факт проведения исследований (измерений) одним экспертом (Гончаровой К.В.) в один день (ДД.ММ.ГГГГ) на 285 рабочих местах. Данная информация подтверждается Сведениями об организации, проводящей специальную оценку условий труда, и Сводной ведомостью результатов проведения специальной оценки условий труда.

Фактическое присутствие эксперта <данные изъяты>. на территории войсковой части (данные изъяты) ставит под сомнение письмо генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» начальнику отдела охраны труда ФКУ «ОСК ЦВО» от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) о разрешении допуска на объекты <адрес> работников общества, среди которых эксперт <данные изъяты>. заявлена не была.

Замечания, указанные пунктах 3.3, 4.5, 4.6, 5.2, 5.3, 5.4 раздела 10 Заключения, не позволяют дать оценку правильности отнесения условий труда на рабочем месте к классу условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), заключение отвечает требованиям статей 55, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание исследований материалов дела, в том числе представленные ответчиками документов, сделанные в результате их выводы и мотивированные ответы на поставленные вопросы.

Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется. Отвечающих требованиям главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.

Не выполнение ответчиком обязанности, провести специальную оценку условий труда в полном соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) «О специальной оценке условий труда», нарушает права работника и влечет признание результатов оценки недействительными.

Поскольку результаты проведенной специальной оценки условий труда рабочего места – авиационного техника по планеру и двигателям, оформленные картой (данные изъяты) ДД.ММ.ГГГГ, признаны судом недействительными, то работнику должны предоставляться гарантии и компенсации в том объеме и размере, которые имели место до проведения СОУТ, в связи, с чем работодатель обязан восстановить нарушенное право истца в виде ранее установленной доплаты за вредные условия труда в размере 24%.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры соединений (им равные) в отношении командиров (руководителей) и работников воинских частей (организаций) входящих в состав соединений (им равных).

Согласно выписке из указаний командующего войсками центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) войсковая часть (данные изъяты) включена в состав соединения – войсковая часть (данные изъяты) (л.д.197).

Согласно выписке из приказа командира войсковой части (данные изъяты) (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что представителем командира войсковой части (данные изъяты), наделенным полномочиями работодателя в отношении работников из числа гражданского персонала, работающих на должностях гражданского персонала в войсковых частях, непосредственно подчиненных командиру войсковой части (данные изъяты) является в том числе командир войсковой части в отношении работников работающих в войсковой части (данные изъяты) (л.д.202).

В связи с чем, основания для удовлетворения иска к Министерству обороны Российской Федерации в лице войсковой части (данные изъяты) ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» отсутствуют.

Требования истца в части признания незаконными действий работодателя по завершению специальной оценки условий труда являются излишне заявленными, их удовлетворение не влияет на права и законные интересы истца, поскольку организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах, истец не согласен с установленным ему классом, а также изменениями трудового договора по результатам специальной оценки условий труда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Романовского Василия Михайловича удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты специальной оценки условий труда рабочего места авиационного техника по планеру и двигателям войсковой части (данные изъяты) Министерства обороны Российской Федерации, оформленные картой (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконными изменения условий труда Романовского Василия Михайловича авиационного техника по планеру и двигателю группы регламента и ремонта (самолетов) техническо-эксплуатационной части (авиационной техники) по результатам специальной оценки условий труда в виде установления с ДД.ММ.ГГГГ доплаты за работу во вредных условиях труда в размере 12%, вместо ранее установленной в размере 24%.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации в лице войсковой части (данные изъяты) ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Беспалова


<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>


2-1115/2020 ~ М-843/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Романовский Василий Михайлович
Ответчики
войсковая часть 62266
Общество с ограниченной ответственностью Экостандарт "Технические решения"
Министерство обороны РФ
Командир войсковой части 35020
ФГКУ Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Беспалова Е.А.
Дело на сайте суда
usolsky--irk.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.05.2020Предварительное судебное заседание
17.06.2020Предварительное судебное заседание
25.06.2020Предварительное судебное заседание
31.08.2020Производство по делу возобновлено
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2021Дело оформлено
18.10.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее