Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-193/2021 ~ М-131/2021 от 25.02.2021

                                                                   Дело № 2а-193/2021

    УИД:28RS0015-01-2021-000251-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2021 года                                                                                   г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,

при секретаре Шпартун Е.П.,

с участием представителя административного истца Учреждения Администрации города Райчихинска Васильковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Учреждения Администрации города Райчихинска к МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Учреждение Администрация города Райчихинска обратилось с исковым заявлением к МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Райчихинским городским судом Амурской области по делу от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию города Райчихинска Амурской области предоставить Ш.Т.Г. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города помещения, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с нормой предоставления жилой площади, установленной органом местного самоуправления муниципального образования городского округа города Райчихинска Амурской области, не менее 28 кв.м., в отношении должника Администрации города Райчихинска Амурской области, в пользу взыскателя Ш.Т.Г.. ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения. Постановление мотивировано тем, что исполнительный документ от ДД.ММ.ГГГГ не исполнен администрацией города Райчихинска в срок, установленный для добровольного исполнения и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения в срок для добровольного исполнения судебному приставу-исполнителю не представлено. На момент возбуждения исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном жилищном фонде свободные жилые помещения отсутствовали. Потребность администрации города Райчихинска в бюджетных ассигнованиях на 2020 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 43 866 144,00 рубля, в том числе по исполнению судебных решений, вступивших в законную силу – 18 886 812,00 рублей. Однако в 2020 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жилье детей-сирот в размере 4 308 282,00 рублей вместо необходимых 43 866 144,00 рублей. Так, в 2020 году муниципальному образованию городской округ город Райчихинск, согласно Соглашению между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Райчихинска о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов, бюджету городского округа города Райчихинска на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена субвенция в размере 4 308 282,00 рублей. В апреле 2020 года были проведены процедуры по приобретению 8 жилых помещений, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В ноябре 2020 года Министерством социальной защиты населения Амурской области были предоставлены дополнительные субвенции администрации города Райчихинска на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что позволило приобрести в 2020 году еще 3 квартиры, помимо приобретенных 8. Данные квартиры распределяются между гражданами указанной категории, в порядке очередности по дате вступления решения в законную силу, согласно списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предъявивших требование о предоставлении им жилого помещения по договору специализированного найма, то есть по судебным актам, выданным ранее, чем по иску Ш.Т.Г. При этом, главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме. В связи с чем, в действиях администрации отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный законом срок. Учитывая изложенное, Администрация города Райчихинска предпринимает все возможные меры по обеспечению детей-сирот жильем и своевременно решение суда не исполнено в связи с с обстоятельствами, не зависящими от нее.

На основании изложенного, просит суд освободить администрацию г. Райчихинска от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ Райчихинским городским судом Амурской области по делу от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца администрации города Райчихинска Василькова С.В. поддержала исковые требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МОСП по г. Райчихинск и пгт. Прогресс, заинтересованное лицо Ш.Т.Г. в судебное заседание не явились, уведомлены о дате судебного заседания надлежащим образом. В силу ст. 150, 152 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу на администрацию города Райчихинска возложена обязанность предоставить Ш.Т.Г. жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м., расположенное в черте города Райчихинска Амурской области, благоустроенное применительно к условиям города Райчихинска Амурской области, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям.

На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Также в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника - организации.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области в связи с неисполнением должником по исполнительному производству -ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Ш.Т.Г. жилого помещения принято постановление о взыскании с администрации города Райчихинска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Администрация города Райчихинска в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Часть 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствий установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств (министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации города Райчихинска переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, в связи с чем у администрации города Райчихинска в настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствовала реальная возможность по обеспечению Ш.Т.Г. жилым помещением в срок по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.

Иных доказательств, в нарушение ст. 59 КАС РФ, представителем ответчика суду не представлено.

В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органы муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местно! самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в предел, субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-С «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещена специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилы помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договор социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Как следует из представленного администрацией города Райчихинска Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социальной защиты населения Амурской области и городским округом города Райчихинска о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету городского округа города Райчихинска на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, был предусмотрен размер субвенции 4 308 282 рубля.

Из искового заявления следует, потребность администрации города Райчихинска в бюджетных ассигнованиях на 2020 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 43 866 144,00 рубля, в том числе по исполнению судебных решений, вступивших в законную силу – 18 886 812,00 рублей. Однако в 2020 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жилье детей-сирот в размере 4 308 282,00 рублей вместо необходимых 43 866 144,00 рублей.

В материалах дела имеется письмо Министерству социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в администрации города Райчихинска сложилась крайне сложная ситуация по исполнению решений суда по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке на получение жилого помещения стоят 72 человека. Не исполненными остаются 31 судебное решение, вступившее в законную силу в 2017-2020 годах. Общая потребность денежных средств для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 43 866 144,00 рублей, в том числе по исполнению судебных решений, вступивших в законную силу – 18 866 812,00 рублей. Просят при формировании областного бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг. рассмотреть вопрос об увеличении суммы средств, выделяемых городу Райчихинск на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу.

В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый 2020-2021 г.г.» муниципальному образованию городской округ город Райчихинск запланированы лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в размере 2 458,1 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

Согласно Закону Амурской области от 28.03.2019 года № 332-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию городской округ город Райчихинск размер лимитов бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа увеличен на 614 526,00 рублей.

На основании закона Амурской области от 28.03.2019 года № 332-ОЗ, общая сумма субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот для города Райчихинска составляет 3 072,6 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

Согласно Соглашению между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Райчихинска о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов, бюджету городского округа города Райчихинска на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена субвенция в размере 4 308 282,00 рублей.

В апреле 2020 года были проведены процедуры по приобретению 8 жилых помещений, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Исполнить решение Райчихинского городского суда по делу в срок, установленный исполнительным документом, не представлялось возможным по объективным причинам, в связи с недостаточным объемом финансирования для исполнения возложенных полномочий на орган местного самоуправления по обеспечению детей-сирот.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией города Райчихинска предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.

Поскольку исполнение решения суда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация города Райчихинска объективно была лишена возможности исполнить решение Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, суд считает установленным, что администрацией города Райчихинска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации города Райчихинска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Учреждения администрации города Райчихинска Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию города Райчихинска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ Райчихинским городским судом Амурской области по делу от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                           Ю.М. Кузнецова

2а-193/2021 ~ М-131/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Райчихинска Амурской области
Ответчики
МОСП по г. Райчихинску и пгт. Прогресс УФССП России по Амурской области
Другие
Шекландзе Евгений Тангизович
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Судья
Кузнецова Ю.М.
Дело на странице суда
raichihinskiy--amr.sudrf.ru
25.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2021Судебное заседание
15.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее