Дело 2-1416/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2016 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению Зубенко Л. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Е. к Администрации МО «<адрес>» об обязании произвести выкуп жилого помещения в соответствии с условиями Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> №.
УСТАНОВИЛ:
Зубенко Л.И., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Е. обратилась в суд с иском к Администрации МО «<адрес>», указывая в обоснование заявленных требований, что она и несовершеннолетний Е. являются собственниками жилого помещения по адресу <адрес> Заключением межведомственной комиссии, многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>», утвержденную Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> №. <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, в чем ей было отказано. Полагает, что как собственник жилого помещения имеет право выбора любого из способов обеспечения жилищных прав. Просит суд обязать ответчика выкупить у неё жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> соответствии с условиями Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата> годах», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> №.
В судебное заседание представитель третьего лица – министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия не явился, заявлений, либо ходатайств представлено не было. Сведения об уважительности причин неявки отсутствуют. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ. суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании истец Зубенко Л.И. исковые требования поддержала, суду пояснила что в квартире по <адрес> проживает с <дата>, ранее проживала на основании договора найма, в <дата> приватизировала квартиру и приобрела право собственности на неё совместно с несовершеннолетним сыном Е.
Представитель администрации МО «<адрес>» Горбачева ЖВ. В судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что жилое помещение по <адрес> было включено в реестр муниципальной собственности в <дата>, после чего с З. был заключен договор социального найма, а в дальнейшем квартира передана в собственность З. и Е. в порядке приватизации. На момент заключения договора приватизации Администрации было известно, что жилой дом был признан аварийным, разрешить вопрос о предоставлении З. иного жилья взамен аварийного не представляется возможным в связи с отсутствием жилого помещения соответствующего по площади. Решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> Администрацией не принималось. Вопрос о внесении изменений в программу по переселению граждан в части изменения способа предоставления З. выплаты как собственнику жилья не разрешался. При обращении в Министерство строительства и модернизации ЖКК в устном порядке было отказано в разрешении данного вопроса.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Федеральный закон от <дата> N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 6 ст. 16 Федерального закона от <дата> N 185-ФЗ предусмотрено, что средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствие со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> N 47. Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.
Из содержания приведенных норм и положений следует, что в случае, если заключением комиссии жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, то органом местного самоуправления должно быть принято решение о сроках и порядке расселения жильцов.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Зубенко Л.И. и несовершеннолетний Е. были вселены в жилое помещение по адресу <адрес> <дата>, жилой площадью 24 кв.м. на основании ордера на право занятия жилого помещения. В качестве членов семьи в указанный ордер были включены муж Е., дочь З., сын Е., <дата> рождения.
С <дата> Зубенко Л.И. имеет регистрацию по адресу <адрес> <адрес>
<дата> между Администрацией МО ГП «<адрес>» и З. был заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу <адрес>, площадью 76,8 кв.м. в качестве членов семьи в договор социального найма были включены дочь З., сын Е.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии Администрации МО «<адрес>» от <дата> дом по адресу <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением правительства <адрес> № от <дата> на территории Республики Бурятия была утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>». В соответствии с приложением № к программе, дом по адресу <адрес>, признанный аварийным <дата> включен в перечень аварийных многоквартирных домов.
Согласно приложений №№ и 2 к Республиканской программе расселение и снос дома по <адрес> запланировано на 3 квартал <дата>, способ расселения граждан проживающих в указанном доме установлен как приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками.
Постановлением Правительства РБ от <дата> N 682 были внесены изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от <дата> N 332, которым с <дата> предусмотрена возможность предоставления выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.".
<дата> Зубенко Л.И. обратилась в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением, в котором просила выплатить ей выкупную цену за изымаемое жилое помещение по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в <адрес> в <дата> г.».
Как следует из письма Администрации МО «<адрес>» исх. № от <дата> Зубенко Л.И. в ответ на её заявление было разъяснено, что согласно многоквартирный жилой дом по <адрес> состоит в программе, утвержденной Постановлением правительства <адрес> № от <дата>, согласно которой будет приобретено жилье на вторичном рынке по ранее занимаемой площади.
Разъясняя порядок применения ст. 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 20, 22 Постановления от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи, с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.
Аналогичная правовая позиция изложена в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, согласно которой, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
По смыслу ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок, в случае не осуществления сноса или реконструкции указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, по смыслу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.
Указанными требованиями закона прямо предусмотрена процедура проведения сноса многоквартирного дома в связи с изъятием земельного участка и в силу требований ч. 10 ст. 32 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность произвести действия по сносу многоквартирного дома после признания его аварийным с установлением разумных сроков сноса, определяемых решением уполномоченного органа. Снос многоквартирного дома подразумевает также возможное возникновение права на самостоятельный снос и дальнейшее использование земельного участка у всех собственников в данном многоквартирном доме. В силу прямого указания закона решение об изъятии земельного участка производится только после невыполнения указанного распоряжения собственниками жилых помещений многоквартирного дома.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов Истца со стороны Ответчика в ходе исполнения процедуры сноса жилого дома и изъятия земельного участка до обращения за судебной защитой своих прав. В данном случае Администрацией МО "<адрес>" выкуп помещения производится только после вынесения решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, но данного решения Ответчиком не принималось. Обращение Истца с письменным требованием о выкупе объекта недвижимости в данном случае не порождает у Ответчика обязанности по выкупу жилого помещения, поскольку выполнение данных действий без указанного решения невозможно.
Кроме того, суд учитывает, что на момент признания дома аварийным истец Зубенко Л.И. и несовершеннолетний Е. собственниками квартиры по адресу <адрес> не являлись, и не могли выбирать способ обеспечения жилищных прав, указанное обстоятельство само по себе является основанием к отказу в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зубенко Л. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Е. к Администрации МО «<адрес>» об обязании произвести выкуп жилого помещения в соответствии с условиями Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> №.– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08 октября 2016 года
Судья В.В.Атрашкевич