Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-23/2015 ~ М-28/2015 от 29.04.2015

Дело № 2-23/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2015 года                                   Великий Новгород

Великоновгородский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - Матвеева А.М.,

при секретаре судебного заседания - Филипповой В.С.,

с участием помощника военного прокурора Новгородского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Олюхова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военного прокурора Новгородского гарнизона, поданное в защиту интересов военнослужащего <данные изъяты> Герасимовой В.А., об оспаривании действий (бездействий) ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям», связанных с не выплатой командировочных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Новгородского гарнизона обратился в суд с заявлением в защиту интересов Герасимовой В.А.., в котором, с учетом уточнений, просил:

- признать бездействия ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям», выраженные в невыплате Герасимовой В.А.командировочных расходов за служебную командировку в период с 1 по 5 марта 2015 года в сумме <данные изъяты>, незаконными;

- взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям» в пользу Герасимовой В.А. командировочные расходы за служебную командировку в период с 1 по 5 марта 2015 года в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании помощника военного прокурора заявленные требования поддержал, пояснив, что Герасимова В.А. проходит военную службу по контракту в <данные изъяты>. В период с 1 по 5 марта 2015 года заявитель находился в служебной командировке в городе Смоленске, при этом понесенные им командировочные расходы составили <данные изъяты>. По прибытию из командировки Герасимова В.А. оформила авансовый отчет, который установленным порядком представил в довольствующий финансовый орган - ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям». Однако до настоящего времени заявителю выплата командировочных расходов финансовым органом не произведена.

Ссылаясь на Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», постановления Правительства РФ от 20.04.2000 №354, от 21.06.2010 № 467 и от 01.02.2011 № 43, а также, утвержденный приказом МО РФ от 30.12.2011 № 2700, «Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ», прокурор полагает, что данные действия заинтересованного лица незаконны и нарушают права заявителя.

Заявитель и представитель заинтересованного лица - ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям» в судебное заседание не прибыли, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены, при этом заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.

При этом от ВрИО руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям» (далее УФО) в суд поступили возражения, в которых он, не оспаривая право военнослужащих на компенсацию командировочных расходов, включающих в себя затраты на проезд, найм жилого помещения и возмещение суточных расходов, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, так как считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не является органом военного управления, нарушившим права военнослужащего на компенсацию командировочных расходов, а неосуществление расходных операций по выплате командировочных расходов обусловлено бездействием командования <данные изъяты>, которое привело к ненадлежащему финансированию потребностей воинской части по командировочным расходам.

В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указало, что УФО создано в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» на основании приказа Министра обороны РФ от 20.09.2010 № 144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории Псковской и Новгородской областей и действует на основании Положения, утвержденного Министром обороны РФ 12.09.2011 (далее - Положение), в соответствии с которым обязано эффективно и результативно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым предназначением и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

На основании заключенного с <данные изъяты> договора на обслуживание, УФО осуществляет финансово-экономическое обеспечение части, которое включает в себя планирование и получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления оплаты, в том числе и командировочных расходов.

Поскольку командир <данные изъяты> в нарушение требований Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Минобороны РФ от 02.05.2012 № 1055 «О планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий», и п. 2.1 заключенного договора на обслуживание, до настоящего времени не представил в УФО план служебных командировок <данные изъяты>, лимиты денежных средств на эти цели запланированы не были.

Кроме того, ВрИО руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям» считает, что данное заявление подано в суд с нарушением действующего законодательства. В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указало, что заявление подано военным прокурором Новгородского гарнизона без учета требований ст. 45 ГПК РФ, поскольку заинтересованному лицу не поступали сведения о наличии у Герасимовой В.А.. уважительных причин, подтверждающих невозможность самостоятельного обращения его в суд.

Так же заинтересованное лицо полагает, что заявление подано не по месту нахождения органа военного управления, действия которого обжалуются, что противоречит нормам ст. 254 ГПК РФ и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». По мнению заинтересованного лица, альтернативная подсудность, предусмотренная ч. 2 ст. 254 ГПК РФ, не применяется при обращении прокурора в суд.

Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к прокурору граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты.

Как усматривается из материалов дела, Герасимова В.А. обратился к военному прокурору Новгородского гарнизона с заявлением от 21.04.2015 (вх. №1253-87Ж от 23.04.2015) по вопросу о нарушении его права на возмещение командировочных расходов. В ходе прокурорской проверки указанные в заявлении факты подтвердились.

Таким образом, обращение военного прокурора Новгородского гарнизона в суд с рассматриваемым заявлением соответствует ст. 45 ГПК РФ, а доводы заинтересованного лица по данному вопросу суд находит не состоятельными.

В соответствии с п. 2 ст. 254 ГПК РФ, заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

В связи с чем, доводы заинтересованного лица о том, что данное заявление подано прокурором не по месту нахождения органа военного управления, действия которого обжалуются, суд также находит не обоснованными.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

При заключении с гражданами контракта о прохождении военной службы Министерство обороны РФ возлагает на себя обязанности неукоснительно соблюдать в отношении военнослужащего гарантированные ему Федеральным законом «О статусе военнослужащих» права, в том числе и право на получение причитающихся выплат.

При этом, нормами названного закона не предусмотрена возможность даже временного приостановления гарантированных военнослужащим денежных выплат и компенсаций в зависимости от каких-либо условий, в том числе и связанных с недостаточным финансированием (отсутствием лимитов бюджетных обязательств) конкретных финансовых органов соответствующими довольствующими службами, Министерством обороны Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Как следует из пунктов 1, 6, 7 и 9 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки.

Военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку. При этом военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, направляемый в служебную командировку, пользуется правом на бронирование и получение вне очереди места в гостинице по командировочному удостоверению. При этом лицам, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы в соответствии с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» гласит, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ (далее Порядок), утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 № 2700, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).

Исходя из положений постановления Правительства РФ от 01.02.2011 № 43 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета», п. 122 Порядка, а также п. 1 приказа Министра обороны РФ от 26.03.2011 № 375, военнослужащим, направляемым в командировку на территории Российской Федерации, возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Исходя из положений п. 1 и 6 постановления Правительства РФ от 20.04.2000 №354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», п. 119 Порядка, а также п. 1 приказа Министра обороны РФ от 08.06.2000 № 300, должностным лицам Министерства обороны предписано возмещать военнослужащим, имеющих право на проезд на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных за свой счет, расходы, связанные с приобретением проездных документов, после осуществления проезда и предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду.

Исходя из положений постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета», пункта 124 Порядка, военнослужащим, направленным в командировки, возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное жилое помещение) за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

В случае вынужденной остановки в пути командированным военнослужащим возмещаются расходы по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 467.

При отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.

Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ от 21.02.2013 №160 личному составу Герасимова В.А. проходит военную службу по контракту в <данные изъяты>, состоит на должность <данные изъяты>, в воинском звании <данные изъяты>

Из копии командировочного удостоверения от 27 февраля 2015 года № 114 следует, что Герасимова В.А. на основании телеграммы от 17.02.2015 №39/9 направлена в служебную командировку в г. Смоленск в <данные изъяты> сроком на пять дней в период с 1 по 5 марта 2015 года на чемпионат дивизии по стрельбе. В командировочном удостоверении имеется отметка о том, что заявитель убыл в командировку 1 марта 2015 года, а прибыл 5 марта 2015 года, при этом бесплатным питанием он обеспечен не был, указанные отметки заверены надлежащим образом.

Согласно авансовому отчету Герасимовой В.А.. от 09.04.2015 № 1936, копии счета ФАУ «Центральный спортивный клуб армии» филиал (СКА г. Смоленск) от 02.03.2015 №101321, копии кассового чека ФАУ МО РФ ЦСКА от 02.03.2015, а также пункту 43, представленных ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям», сведений о военнослужащих войсковых частей и учреждений МО РФ Новгородского гарнизона, находящихся в служебной командировке в 1 квартале 2015 года и которым до настоящего времени не оплачены командировочные расходы, по командировке в город Смоленск задолженность финансового органа перед Герасимовой В.А. по командировочным расходам составила <данные изъяты>.

На основании вышеизложенного, доводы указанные ВРиО руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям» о том, что он является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является органом военного управления, а невыплата командировочных расходов обусловлена бездействием командования <данные изъяты>, суд считает не состоятельными, поскольку именно ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям» осуществляет выплату командировочных расходов военнослужащим <данные изъяты>, в соответствии с действующим законодательством.

При этом суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования на возмещение командировочных расходов, по причине неутверждения лимитов денежных средств на указанные цели, не может являться законным основанием нарушения или ограничения, гарантированного Федеральным законом «О статусе военнослужащих», права военнослужащего на компенсацию понесенных им командировочных расходов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, в соответствии с приведенными законами и иными нормативно-правовыми актами, Герасимовой В.А. положены к выплате командировочные расходы за служебную командировку в период с 1 по 5 марта 2015 года в размере <данные изъяты>, на которые указывает сам финансовый орган.

При таких обстоятельствах суд находит заявление военного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению и бездействия ФКУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям», связанные с невыплатой заявителю указанных расходов признает незаконными.

В связи с чем, в целях восстановления прав заявителя, суд полагает необходимым взыскать с финансового органа в пользу заявителя командировочные расходы за служебную командировку в период с 1 по 5 марта 2015 года в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ «░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 1 ░░ 5 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 1 ░░ 5 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-23/2015 ~ М-28/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Герасимова В.А.
ВПНГ в защиту интересов военнослужащего
Другие
ФКУ "УФО по Псковоскй и Новгородской областям
Суд
Великоновгородский гарнизонный военный суд (Новгородская область)
Судья
Матвеев А.М.
Дело на сайте суда
gvs--nvg.sudrf.ru
29.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2015Передача материалов судье
29.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2015Предварительное судебное заседание
21.05.2015Судебное заседание
21.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2015Дело оформлено
02.10.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее