Дело № 2-2150/2020
64RS0045-01-2020-002698-15
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерациия06 июля 2020 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Избаш М.В.,
секретаря судебного заседания Абакарове И.М.,
с участием истца Сафроновой А.В., представителя истца Киселевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой А.В. к министерству строительства и ЖКХ <адрес>, третьи лица – министерство финансов Саратовской области, администрация Заводского района МО «Город Саратов», о признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области,
установил:
Сафронова Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области, в обоснование которого указала следующее.
Сафронова А. В., является лицом из числа детей-сирот. Ее отец Сафонов В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Сафронова Н.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с распоряжением Администрации Заводского района г. Саратова № от 11.06.2003 г. была определена в государственное учреждение –ГУ СРЦН с приютом «Возвращение», кроме того, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Впоследствии комиссия Отдела образования администрации Заводского района г. Саратова неоднократно выходила по месту регистрации истца с целью обследования жилищно-бытовых условий.
Согласно Акту обследования жилищно-бытовых условий от 25.04.2003 г., расположенный по вышеуказанному адресу одноэтажный деревянный дом без удобств находился в неудовлетворительном санитарном состоянии, требовал капитального ремонта, проживание в данном доме было признано невозможным.
Согласно Акту сохранности жилого помещения от 11.08.2003 г., санитарное состояние дома было признано неудовлетворительным, в доме были выбиты все стекла.
Согласно Акту сохранности жилья от 02.04.2004 г., Акту контрольного обследования жилищно-бытовых условий от 20.04.2004 г., <адрес>у находился в крайне неудовлетворительном состоянии и был не пригоден для жилья, так как входная дверь, рамы отсутствовали, пол и кирпичная пристройка были разобраны, потолок и стены были в трещинах, мебель отсутствовала.
Актом сохранности жилья от 01.10.2004 г. и Актом контрольного обследования жилищно-бытовых условий от 01.10.2004 г. было установлено, что жилье разрушено и непригодно для жилья, на месте остались обгоревшие стены.
Актом контрольного обследования жилищно-бытовых условий от 12.04.2005 г. установлено, что деревянный дом разрушен и непригоден для жилья; на месте дома остались одни обгоревшие стены; двери, оконные рамы отсутствовали. Жилье не сохранено.
На основании данных фактов 21.02.2005 г. директором образовательного учреждения, где истец находилась, было направлено ходатайство в адрес Главы администрации Заводского района г. Саратова об оказании содействия в постановке Сафроновой А.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Распоряжением Администрации Заводского района г. Саратова от 03.05.2005 г. №, было постановлено предоставить истцу жилое помещение по достижению совершеннолетия в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение разрушено.
Распоряжением Администрации Заводского района г. Саратова от 29.06.2007 г. № за Сафроновой А.В. было признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение разрушено.
Актом обследования жилищно-бытовых условий от 04.06.2010 г. было установлено, что жилье по адресу: <адрес>, разрушено и непригодно для жилья; на месте дома остались обгоревшие стены; крыша, пол отсутствуют; оконных рам и дверей нет; кирпичная пристройка разобрана.
На основе этого директором ГОУ НПО «ПЛ № 20» было направлено обращение в администрацию Заводского района г. Саратова с просьбой ускорить решение вопроса о предоставлении истцу жилья.
Согласно Акту инспекционной проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28.09.2010 г. дом состоит из бревенчатого сруба, бревна подвержены гнилостным повреждениям, оконные и дверные проемы пустые, пол отсутствует, потолочного перекрытия и крыши нет, фундамент разрушен. «Дом» не обеспечен коммунальными услугами.
Тем не менее, вопрос постановки истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения решен не был.
В 2010 г. Сафронова А.В. закончила ГОУ НПО «ПЛ № 20», однако в 2011 г. была вынуждена снова поступить учиться, поскольку Сафроновой А.В. не было где жить. Истцу было предоставлено общежитие, однако вскоре она была отчислена.
Впоследствии истец неоднократно обращалась по данному вопросу в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, однако, по устному пояснению работников Министерства, предоставленные документы были утеряны.
13.09.2012 г. истец и ее сестра Сошникова О.В. продали земельный участок, на котором ранее располагался принадлежавший нам дом, потому что у них не было возможности построить там новое жилое помещение.
В 2014 г. на устном приеме в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области истцу пояснили, что она «ухудшила свои жилищные условия» и жилье ей предоставлено не будет, без преставления каких-либо письменных разъяснений данного отказа.
В связи с юридической неграмотностью Сафронова А.В. не знала, что может обратиться в суд и обжаловать действия государственного органа. Кроме того, ее доходы были слишком малы для того, чтобы повторно собирать все необходимые справки и документы и обращаться за квалифицированной юридической помощью.
В 2017 г. Сафронова А.В. снова обратилась к ответчику, на что получила отказ, мотивированный тем, что невозможно установить факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом помещении, а также не истек 5-летний срок с момента заключения истцом договора купли-продажи недвижимости.
В 2018 г. истец обратилась к ответчику снова, на что получила письменный отказ, мотивированный пропуском срока подачи заявления, а также тем, что закрепленное за ней жилое помещение не было признанно непригодным для проживания.
В 2019 г. обратилась по данному вопросу в Прокуратуру, а позже - администрацию Президента Российской Федерации. После этого истцом были получены ответы из Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, где указано, что ее статус не соответствует требованиям Закона № 123-ЗСО, в связи с чем она не может быть поставлена на учет, а также из Прокуратуры г. Саратова, согласно которому отказ в постановке ее на учет является правомерным.
Таким образом, на данный момент внесудебные средства урегулирования данного вопроса счерпаны.
У истца имеется постоянная регистрация по адресу: <адрес>, но проживать в указанном жилом помещении у Сафроновой А.В. нет возможности, поскольку там также проживает ее сестра Сошникова О.В. с семьей. В настоящее время истец снимает жилье. Собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма истец не является.
На основании вышеизложенного истец обратился в суд и просит признать за ней право на обеспечение благоустроенным жилым помещением как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать ответчика принять Сафронову А. В. жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области.
Представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц - администрации Заводского района МО «Город Саратов», министерства финансов Саратовской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Истец Сафронова А.В. и представитель истца Киселева Е.С. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ (с изменениями, внесенными ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, которые распространяются на правоотношения, возникшие до дня его вступления в законную силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласност. 99ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 Федерального закона «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая применяется с 01.01.2013 г.
При этом согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу 01.01.2013 г., действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, редакция указанной нормы, введенная в действие с 01.01.2013 г., предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996года (в ред. Федерального закона от 29.02.2012года № 15-ФЗ) «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма иличленами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 7 ст. 8 указанного ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 9 ст. 8 Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Правовое регулирование отношений, возникающих в области обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Саратовской области осуществляется Законом Саратовской области № 123-ЗCO от 02.08.2012 г. «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции законов от 25.12.2012 года № 208-ЗСО и № 223-ЗCO).
Согласно ст. 3 приведенного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1).
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживаниянаселения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.
На основании ч.3 ст.3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 №123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Таким образом, исходя из смысла действующего законодательства, достижение 23-летнего возраста не может являться основанием для отказа в принятии на соответствующий жилищный учет.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет (ч. 10).
Не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 01.01.2013 г. на учете как нуждающиеся в жилье. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Соответственно, отсутствие лица на учете нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013 г. не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с 01.01.2013 года.
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список должно осуществляться на основании, в том числе, заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013 г.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24.04.2008 №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попеченияродителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
В судебном заседании установлено, что Сафронова А. В., является лицом из числа детей-сирот. Ее отец Сафонов В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 15-17)
В соответствии с распоряжением Администрации Заводского района г. Саратова № от 11.06.2003 г. была определена в государственное учреждение –ГУ СРЦН с приютом «Возвращение», кроме того, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 18).
Впоследствии комиссия Отдела образования администрации Заводского района г. Саратова неоднократно выходила по месту регистрации истца с целью обследования жилищно-бытовых условий.
Согласно Акту обследования жилищно-бытовых условий от 25.04.2003 г., расположенный по вышеуказанному адресу одноэтажный деревянный дом без удобств находился в неудовлетворительном санитарном состоянии, требовал капитального ремонта, проживание в данном доме было признано невозможным (л.д. 19).
Согласно Акту сохранности жилого помещения от 11.08.2003 г., санитарное состояние дома было признано неудовлетворительным, в доме были выбиты все стекла (л.д. 20).
Согласно Акту сохранности жилья от 02.04.2004 г., Акту контрольного обследования жилищно-бытовых условий от 20.04.2004 г., <адрес>у находился в крайне неудовлетворительном состоянии и был не пригоден для жилья, так как входная дверь, рамы отсутствовали, пол и кирпичная пристройка были разобраны, потолок и стены были в трещинах, мебель отсутствовала (л.д. 21-22).
Актом сохранности жилья от 01.10.2004 г. и Актом контрольного обследования жилищно-бытовых условий от 01.10.2004 г. было установлено, что жилье разрушено и непригодно для жилья, на месте остались обгоревшие стены (л.д. 23-24).
Актом контрольного обследования жилищно-бытовых условий от 12.04.2005 г. установлено, что деревянный дом разрушен и непригоден для жилья; на месте дома остались одни обгоревшие стены; двери, оконные рамы отсутствовали. Жилье не сохранено (л.д. 25).
На основании данных фактов 21.02.2005 г. директором образовательного учреждения, где истец находилась, было направлено ходатайство в адрес Главы администрации Заводского района г. Саратова об оказании содействия в постановке Сафроновой А.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д. 26-27).
Распоряжением Администрации Заводского района г. Саратова от 03.05.2005 г. № было постановлено предоставить истцу жилое помещение по достижению совершеннолетия в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение разрушено (л.д. 28)..
Распоряжением Администрации Заводского района г. Саратова от 29.06.2007 г. № за Сафроновой А.В. было признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение разрушено (л.д. 30).
Актом обследования жилищно-бытовых условий от 04.06.2010 г. было установлено, что жилье по адресу: <адрес>, разрушено и непригодно для жилья; на месте дома остались обгоревшие стены; крыша, пол отсутствуют; оконных рам и дверей нет; кирпичная пристройка разобрана.
На основе этого директором ГОУ НПО «ПЛ № 20» было направлено обращение в администрацию Заводского района г. Саратова с просьбой ускорить решение вопроса о предоставлении истцу жилья.
Согласно Акту инспекционной проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28.09.2010 г. дом состоит из бревенчатого сруба, бревна подвержены гнилостным повреждениям, оконные и дверные проемы пустые, пол отсутствует, потолочного перекрытия и крыши нет, фундамент разрушен. «Дом» не обеспечен коммунальными услугами (л.д. 31).
Тем не менее, вопрос постановки истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения решен не был.
В 2010 г. Сафронова А.В. закончила ГОУ НПО «ПЛ № 20».
В 2011 г. поступила учиться. Истцу было предоставлено общежитие, однако вскоре она была отчислена.
13.09.2012 г. истец и ее сестра Сошникова О.В. продали земельный участок, на котором ранее располагался принадлежавший нам дом, потому что у них не было возможности построить там новое жилое помещение.
В 2017 г. Сафронова А.В. снова обратилась к ответчику, на что получила отказ, мотивированный тем, что невозможно установить факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом помещении, а также не истек 5-летний срок с момента заключения истцом договора купли-продажи недвижимости (л.д. 34-35).
В 2018 г. истец обратилась к ответчику снова, на что получила письменный отказ, мотивированный пропуском срока подачи заявления, а также тем, что закрепленное за ней жилое помещение не было признанно непригодным для проживания (л.д. 36-37).
В 2019 г. обратилась по данному вопросу в Прокуратуру, а позже - администрацию Президента Российской Федерации. После этого истцом были получены ответы из Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, где указано, что ее статус не соответствует требованиям Закона № 123-ЗСО, в связи с чем она не может быть поставлена на учет, а также из Прокуратуры г. Саратова, согласно которому отказ в постановке ее на учет является правомерным (л.д. 38-41).
У истца имеется постоянная регистрация по адресу: <адрес>, но проживать в указанном жилом помещении у Сафроновой А.В. нет возможности, поскольку там также проживает ее сестра Сошникова О.В. с семьей. В настоящее время истец снимает жилье. Собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма истец не является.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований Сафроновой А.В. о признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области, поскольку судом установлено, что закрепленное за истцом жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сафроновой А.В. к министерству строительства и ЖКХ Саратовской области, третьи лица – министерство финансов Саратовской области, администрация Заводского района МО «Город Саратов», о признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области удовлетворить.
Признать за Сафроновой А.В. право на обеспечение благоустроенным жилым помещением как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать ответчика принять Сафронову А.В. на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 13 июля 2020 года.
Судья М.В. Избаш