дело № 2-1537/18
Решение
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 05 марта 2018г.
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего судьи О.А. Капустина
при секретаре О.Ю. Максимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьева Сергея Михайлова к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
установил:
Прокофьев С.М. обратился в суд с указанным иском к ответчикам, сославшись на то, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим заявлено требование о возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности по предоставлению Прокофьеву С.М. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, а на Департамент Смоленской области по образованию и науке (ранее Департамент Смоленской области по образовании, науке и делам молодежи) – по осуществлению финансирования исполнения Администрацией г. Смоленска государствен-ных полномочий по обеспечению Прокофьева С.М. жилым помещением.
Истец Прокофьев С.М. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Администрации г. Смоленска в лице Управления опеки и попечительства Администрации г. Смоленска Самусенкова М.Ю. в судебном заседании иск не признала, не оспаривая право Прокофьева С.М. на обеспечение жилым помещением.
Департамент Смоленской области по образованию и науке, не оспаривая право Прокофьева С.М. на обеспечение жилым помещением, заявил о рассмотрении дела без участия своего представителя.
По правилам части 3 статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусматривает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п.14.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
По делу установлено, что мать истца, П.Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения –умерла ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается свидетельством о смерти № №, выданным ДД.ММ.ГГГГг. Управлением записи актов гражданского состояния Администрации г. Смоленска (л.д. 9).Постановлением Администрации г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГг. Прокофьев С.М. признан не имеющий жилья (л.д. 11).
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГг. истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории г. Смоленска, под № (л.д. 12).
До настоящего времени Прокофьев С.М. жилым помещением в порядке статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ не обеспечен, жилья в собственности не имеет.
Учитывая то обстоятельство, что гарантированное законом право истца на жилое помещение не реализовано не по его вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г. Смоленска обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в г. Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления, которая должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (часть 1 статьи 2 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. №114-з).
В соответствии со статьями 2-3 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. №114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Исходя из положений Закона Смоленской области от 28 декабря 2016г. №153-з «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений является Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, на который согласно пункту 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014г. №202, а также пункта 3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 30 декабря 2016г. №820, возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права Прокофьева С.М. на обеспечение жильем, суд возлагает на упомянутый Департамент, как уполномоченный орган, обязанность осуществить финансирование исполнения Администрацией г.Смоленска государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию г. Смоленска приобрести благоустроенное жилое помещение в г. Смоленске в течение трех месяцев с даты перечисления необходимых для этого средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (часть 1 статьи 2 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. №114-з), и предоставить это жилое помещение Прокофьеву Сергею Михайловичу по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке и осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Прокофьева Сергея Михайловича, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в городе Смоленске общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий судья О.А. Капустин