дело № 2-423/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 февраля 2014 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
с участием истца Ивановой Е.В., Ивановой А.И.,
при секретаре Ткачевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой ЕВ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ивановой АИ и Ивановой АИ, к администрации города Зеи Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
Иванова Е.В., Иванова А.И. и Иванова А.И. на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории города Зеи в июле-августе 2013 года постоянно проживали в принадлежащем на праве собственности Ивановой Е.В. жилом помещении по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации это жилое помещение пострадало.
Иванова Е.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ивановой А.И. и Ивановой А.И., обратилась в суд с иском к администрации города Зеи Амурской области, просит признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории города Зеи Амурской области в июле-августе 2013 года и включить их в списки граждан, пострадавших в результате этой чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество.
В судебном заседании истец Иванова Е.В. на удовлетворении требований настаивала, пояснила, что она с несовершеннолетними детьми ФИО1 и ФИО2 зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит ей на праве собственности, в том числе проживали в нем на момент возникновения чрезвычайной ситуации в июле-августе 2013 года, в результате которой их дом пострадал, так как был подтоплен, вода находилась в его подполье, отчего лопнули три половые балки, полы стали проваливаться, фундамент под печью рассыпается, она проседает и лопается, перегородки отходят от стен, появились щели между стенами и полом. Указанные повреждения образовались после первичного обследования жилого дома межведомственной комиссией, то есть с наступлением морозов. Этот дом был построен в 1966 году, она приобрела его в 2002 году, ежегодно делает в нем косметический ремонт, а также ею был сделан ремонт конструктивных элементов жилого дома. Иное имущество в результате чрезвычайной ситуации не пострадало.
Иванова А.И. исковые требования в судебном заседании поддержала.
Представитель ответчика администрации города Зеи Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, из представленного отзыва следует, что с исковыми требованиями он не согласен, указывает, что при первоначальном обследовании жилого дома истицы было установлено наличие грунтовых вод в его подполье, при этом каких-либо повреждений, препятствующих или исключающих возможность дальнейшего в нем проживания не имелось, при повторном обследовании этого жилого помещения было установлено наличие его повреждений, однако в связи со значительным временным промежутком между подтоплением территории г. Зеи и этим обследованием главная комиссия при администрации г. Зеи по оценке ущерба, возникшего в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году, сделать вывод о наличии причинной связи между подтоплением этого дома и имеющимися в нем повреждениями не может.
В судебном заседании 7 февраля 2014 года представитель ответчика Владимирова К.В. дала аналогичные пояснения.
Представитель третьего лица министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие и в удовлетворении исковых требований отказать, так как истцом не представлено доказательств причинения ущерба ее имуществу в результате чрезвычайной ситуации.
Представители третьих лиц министерства финансов Амурской области, министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области и правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением и.о. главы города Зеи Амурской области от 31 июля 2013 года № 156-р на территории города Зеи введён режим чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и размывом части дорожного полотна трассы Зея-Тыгда.
Кроме того, факт чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зейского района Амурской области, сложившейся в результате ливневых дождей и увеличением сброса воды через водосливную часть плотины Зейской ГЭС из Зейского водохранилища в июле-августе 2013 года, является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в доказывании не нуждается.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По смыслу этого закона право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинён вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
В целях реализации ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии со статьей 25 этого Федерального закона и статьей 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В соответствии с положениями указанных Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального и областного бюджетов в связи с частичной или полной утратой имущества.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью); оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека).
На основании пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214, предусматривается выделение ассигнований из резервного фонда для выплаты пострадавшим гражданам при оказании единовременной материальной помощи 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество 50000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на семью.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждёнными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 (в редакции от 26 сентября 2013 года).
В соответствии с этими методическими рекомендациями единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.
Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
При этом полная утрата имущества фиксируется, если жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан, в иных случаях, при соблюдении условий этого пункта утрата имущества признается частичной.
В настоящее время действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в силу подпункта «б» пункта 2 которого Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 года поручено принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423, принятым во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693, утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным в: а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязательными условиями признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации является утрата имущества (частичная или полная) вследствие подтопления жилого дома и постоянное проживание в этом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, истец обратилась в суд, в обоснование указав, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором она с детьми постоянно проживает, пострадало в результате его подтопления в июле-августе 2013 года.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Иванова Е.В., Иванова А.И. и Иванова А.И. зарегистрированы и постоянно проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, в том числе проживали в нем на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории г. Зеи в июле-августе 2013 года, что подтверждается паспортными данными, сведениями, представленными отделением УФМС в г. Зее и комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Зеи, показаниями свидетелей СЕВ и ШНФ
Согласно данным Управления Росреестра по Амурской области и свидетельству о государственной регистрации права от <Дата обезличена> жилое помещение по адресу: <адрес> находится в собственности Ивановой Е.В.
Решением администрации города Зеи Амурской области от 4 октября 2013 года Ивановой Е.В отказано во включении ее и членов ее семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, так как в жилом помещении, занимаемом ими, повреждений, препятствующих либо исключающих возможность дальнейшего в нем проживания, не выявлено.
Вопреки доводам ответчика, наличие повреждений принадлежащего Ивановой Е.В. жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории города Зеи в июле-августе 2013 года, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно показаниям свидетеля СЕВ истица с детьми проживает по адресу: <адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации они также проживали в нем, используют его для постоянного проживания, а не как дачу. В результате чрезвычайной ситуации, возникшей летом 2013 года, их дом подтопило, вода в его подполье находилась на уровне 50-60 см от пола подполья, из-за чего с наступлением морозов со стен осыпается штукатурка, отклеиваются обои, между полом и плинтусами образовались щели, ведет перегородки печи, в подполье промерзает водонасосная станция «Кама». Она часто бывает в гостях у истицы и видела эти повреждения, они возникли после подтопления дома.
Из показаний свидетеля ШНФ следует, что истица с детьми проживает по адресу: <адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуация они также проживали в нем, используют указанный дом для постоянного проживания в нем, а не как дачу. В июле-августе 2013 года их дом подтопило, в подполье была вода, в результате чего дом накренился, на печи, которой истица отапливает жилое помещение, появились трещины, перегородки печи стали отходить от стен жилого дома, между полами и плинтусами образовалось пространство. Она лично видела эти повреждения, они возникли после подтопления дома, с каждым днем они увеличиваются.
Оснований ставить под сомнение достоверность показаний свидетелей СЕВ и ШНФ не имеется, поскольку они даны после предупреждения свидетелей об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, согласуются между собой, подтверждаются иными исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно актам обследования от 18 сентября 2013 года при визуальном комиссионном осмотре жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, специалистами главной комиссии при администрации г. Зеи установлено наличие грунтовых вод в подполье дома на уровне 1,67 м до пола, грибок на его стенах, которые частично обложены кирпичом, указано, что приусадебный участок поверхностными и грунтовыми водами не затоплен. Акты подписаны всеми членами комиссии, утверждены и.о. главы администрации г. Зеи.
В заключениях комиссии указано, что имущество не утрачено, конструктивные элементы жилого помещения не пострадали, в выплате единовременной материальной и финансовой помощи отказать. Имеется подпись Ивановой Е.В. о несогласии с заключениями комиссии.
Из акта обследования указанного жилого помещения межведомственной комиссией 26 декабря 2013 года следует, что дом 1967 года постройки, площадью 49,1 кв.м, отопление печное, фундамент дома – лежки, наружные и внутренние капитальные стены бревенчатые, перегородки дощатые, чердачное перекрытие деревянное. При осмотре подвала, находящегося в квартире, установлено, что грунт на его стенах не закреплен, то есть нет обшивки стен подвала, в результате чего осыпается грунт, что привело к оголению фундамента, в результате обрушения происходит промерзание фундамента. В доме имеется уклон полов, направленный от центра дома, где стоит печь, в сторону капитальных стен дома. В результате проседания пола, в местах примыкания печи и пола, образовались щели. В доме силами собственника ведется ремонт. В результате обследования в помещении не наблюдается повреждений несущих конструкций.
Согласно заключению межведомственной комиссии необходимо проведение капитального ремонта в жилом доме по адресу: <адрес>, член комиссии БОБ указала о необходимости его сноса.
Согласно акту обследования от 30 января 2014 года при комиссионном осмотре специалистами главной комиссии при администрации г. Зеи указанного жилого помещения установлено, что в подполье лопнули балки (лаги), имеется просадка пола и печи, трещины на печи, перекос дверной коробки, трещины на стенах. На момент осмотра утраченное имущество не зафиксировано. Акты подписаны всеми членами комиссии, утверждены главой администрации г. Зеи.
В заключениях комиссии указано, что в связи со значительным временным промежутком между подтоплением территории г. Зеи и этим обследованием комиссия делает вывод о наличии повреждений жилого помещения без указания причин и времени их возникновения, также указано, что имущество не утрачено, оснований для финансовой помощи не усматривается.
На представленных ответчиком фотографиях, выполненных при первоначальном обследовании, 18 сентября 2013 года, жилого помещения по адресу: <адрес>, зафиксировано наличие воды в подполье этого дома, половые балки, не имеющие повреждений.
На представленных истцом фотографиях, выполненных в январе 2014 года, зафиксированы лопнувшие половые балки, щели между полом и стенами, трещины на стенах, зафиксированное на фотографиях объективно подтверждается данными осмотра жилого помещения.
При осмотре судом 7 февраля 2014 года в порядке ст. 58 ГПК РФ жилого дома по <адрес> установлено, что истица с детьми проживает в данном доме, во всех помещениях дома имеются трещины на стенах, щели между полами и плинтусами - размером до 7,5 см, между перекрытием и печью - размером 2 см, перегородки печи не зафиксированы. В подполье, находящемся в доме, на момент осмотра воды нет, его стены частично выложены кирпичом, под двумя из трех половых балок установлены городки, балка №2 со стороны зала (от края стены) опоры не имеет, она провисла, балка № 1 на расстоянии 2 метров от стены с левой стороны и балка № 3 лопнули, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Согласно данным технического паспорта указанный жилой дом 1966 года постройки, по состоянию на 2002 год его износ составлял 35%, каких-либо повреждений его конструктивных элементов в паспорте не отражено.
Из показаний специалиста – начальника Зейского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвенторизация – Федеральное БТИ» БОБ, имеющей среднее специальное образование по специальности «Техническая эксплуатация зданий», следует, что на настоящий момент (февраль 2014 года) жилой дом по <адрес> имеет значительные повреждения, в том числе конструктивных элементов жилого помещения: половых балок, полов, стен, печи. Согласно представленным актам и фотоматериалам межведомственной комиссии, такие повреждения отсутствовали в сентябре 2013 года, в декабре 2013 года проявилась часть повреждений. Это обстоятельство свидетельствует о том, что указанные повреждения не являются следствием естественного износа, для которого характерно постепенное проявление повреждений, а появились они одномоментно, в короткий срок, чему способствовал подмыв грунта под домом, последующее промерзание грунта, насыщенного грунтовыми водами.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что жилое помещение, в котором проживает истица с детьми, пострадало в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории города Зеи в 2013 году, так как было подтоплено грунтовыми водами, наличие воды в его подполье привело к повреждению половых балок, просадке пола и печи, образованию трещин на стенах и печи.
Показания свидетелей СЕВ и ШНФ, данные в судебном заседании, о наличии повреждений жилого помещения Ивановой Е.В., времени их образования и, следовательно, наличии причинной связи между ними и подтоплением жилого дома подтверждаются актами обследования жилого помещения, а также фотоматериалами, представленными истцом и ответчиком.
Акты обследования жилого помещения истицы составлены компетентными лицами, в соответствии с действующим законодательством по форме, установленной в приложении № 6а к методическим рекомендациям МЧС России для акта обследования частного жилого помещения заявителя при обращении за компенсационными выплатами, поэтому оснований ставить под сомнение допустимость и достоверность сведений, изложенных в них, не имеется.
Зафиксированные на фотографиях повреждения объективно подтверждены при осмотре жилого помещения судом, что позволяет принять их в качестве допустимых и достоверных доказательств, имеющих отношение к делу, поскольку они содержат сведения о фактах, на основе которых суд может установить наличие обстоятельств, обосновывающих требования истца.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных правовых норм следует, что собственник вправе владеть и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, совершать в отношении данного имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, при этом он несет ответственность по содержанию принадлежащего ему имущества и риску случайной гибели или случайного повреждения имущества.
Учитывая, что в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории города Зеи в июле-августе 2013 года, пострадало жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Ивановой Е.В., основания для признания ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включения ее в списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, имеются, в данной части исковые требования суд считает необходимым удовлетворить.
Вместе с тем, принимая во внимание изложенное, основания для включения несовершеннолетних Ивановой А.И. и Ивановой А.И., не являющихся собственниками жилого помещения, в списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, отсутствуют, поэтому в этой части в удовлетворении требований следует отказать.
Оснований для включения Ивановой Е.В., Ивановой А.И. и Ивановой А.И. в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, суд не усматривает, поскольку из пояснений истца в судебном заседании следует, что иное имущество в результате наводнения, произошедшего на территории г. Зеи в июле-августе 2013 года, не пострадало, что также подтверждается актами обследования от 18 сентября 2013 года, 30 января 2014 года и данными осмотра судом жилого помещения истца.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ивановой ЕВ удовлетворить частично.
Признать Иванову ЕВ пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории города Зеи Амурской области в июле-августе 2013 года.
Обязать администрацию города Зеи Амурской области включить Иванову ЕВ в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории города Зеи Амурской области в июле-августе 2013 года, на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 19 февраля 2014 года
Судья Е.В. Охотская