<адрес>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> суд <адрес> в составе:
председательствующего ФИО6
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО1
представителя ответчика № в <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> о включении спорных периодов в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам, суд
У с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> о включении спорных периодов в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам. Свои требования мотивирует тем, что он обратился в УПФР (ГУ) в <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, однако в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ему было отказано.
Согласно Протокола заседания Комиссии Управления ПФР в <адрес> по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, специальный стаж истца составил <адрес> отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в стаж лечебной деятельности не включен период прохождения им службы в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по №.
Не соглашаясь с указанным Решением комиссии, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском, в котором сослался на действовавшее в период его службы в армии союзное законодательство, и просил суд включить в стаж для назначения трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (№ 2 дня), а также периоды повышения квалификации (1 год 6 месяцев 18 дней) и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования.
Истец просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды службы по призыву в Вооруженных Силах ФИО2, а именно №, а также периоды повышения квалификации, а № дней. Назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с № закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточненные требования и их обоснование поддержал, просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности УПФР в <адрес> исковые требования не признала и пояснила, что у истца отсутствует льготный тридцатилетний стаж работы по лечебной работе. Периоды нахождения истца в командировках, в связи с повышением квалификации не включены в льготный стаж, т.к. фактически истец не осуществлял лечебную деятельность. Кроме того, работодатель направляя документы в пенсионный фонд также не подтвердил в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, наличие у него льготного стажа.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из трудовой книжки истца (л.д.8) усматривается, что она первично заполнена ДД.ММ.ГГГГ работниками кадровой службы Детской больницы № Киселевского горздравотдела <адрес>. Из записи в трудовой книжке также следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет средне-специальное образование и специальность -фельдшер. До поступления в детскую больницу стажа не имеет. Из трудовой книжки истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал в должности фельдшера Киселевской детской больницы № 1. Запись № в трудовой книжке свидетельствует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен в связи с уходом в Советскую Армию.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 25), выданной Киселевским ГВК <адрес> усматривается, что ФИО1 действительно служил в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Воинское звание - сержант, служил санитарным инструктором младших медицинских специалистов. Основанием для выдачи справки указан - военный билет НА № 6438710, выданный Киселевским ЕВК <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из записей в военном билете НА № (л.д. 61-66) и учетной карточки к указанному военному билету истца (л.д. 66) следует, что ФИО1, закончивший № году Прокопьевское медицинское училище по специальности №», ДД.ММ.ГГГГ призван на действительную военную службу и ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас. При этом в разделах «15. Прохождение действительной военной службы» и «27. Наименование военно-учетной специальности и должностной квалификации» в военном билете истца обозначены: должность - «санитарный инструктор», № инструктор младших медицинских специалистов формирований других министерств и ведомств». Из военного билета также усматривается, что в в/№ был зачислен ДД.ММ.ГГГГ на должность - военный строитель. Принял военную присягу ДД.ММ.ГГГГ в в/ч №. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность сан.инструктора.
В протоколе № заседания Комиссии УПФ РФ в <адрес> по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17) указано, что «в специальный стаж истца, исчисленный в рамках Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П и составляющий 28 лет 4 месяца 8 дней, не засчитан период службы в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по 04№ поскольку в военном билете не уточняется специальность прохождения военной службы. В справке военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ № о прохождении военной службы указано, что ФИО1 служил санитаром инструктором младших медицинских специалистов». Кроме того, комиссия указала, что данной специальности нет в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в № следовательно, взять в стаж; для исчисления стажа лечебной деятельности нет возможности».
Однако, как следует из представленной в суд справки от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной Киселевским горвоенкоматом (л.д.25) ФИО1 служил санитарным инструктором младших медицинских специалистов.
Кроме того, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях», Закон ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении граждан в ФИО2», Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Нормативными правовыми актами, напрямую регулировавшими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в Советской Армии, являлись Закон ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС ФИО2 от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 1397.
Согласно подпункту «г» пункта 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются, в том числе и служба в составе Вооруженных Сил ФИО2.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил ФИО2 и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
То обстоятельство, что истец, будучи медицинским работником, проходил действительную военную службу по специальности в период службы в Советской Армии (Вооруженных Силах) ФИО2, подтверждено объяснениями истца и документально.
Согласно записям в трудовой книжке и военном билете истца установлено, что на момент призыва на действительную военную службы истец имел медицинскую специальность фельдшера, окончив медицинское училище.
В представленной в материалах дела Справке от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 25), выданной Киселевским ГВК <адрес> указано, что ФИО1 действительно служил в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Воинское звание - сержант, служил санитарным инструктором младших медицинских специалистов. Основание для выдачи справки - военный билет НА № 6438710, выданный Киселевским ГВК <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Руководством по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-морского флота (приказы заместителя ФИО2 обороны ФИО2 - начальника Тыла Вооруженных Сил ФИО2 1981 г. № 74, 1985 г. № 1, 1989 г. № 64):
«санитарный инструктор роты подчиняется командиру роты, а в порядке внутренней службы - старшине роты;
отвечает за оказание медицинской помощи личному составу роты, за своевременное выявление больных и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в роте;
обязан:
- следить за соблюдением санитарных условий в помещения роты;организовывать мероприятия по сохранению здоровья личного состава роты и выполнению им правил личной гигиены; наблюдать за содержанием личным составом в чистоте одежды, белья и постельных принадлежностей; следить за доброкачественностью воды, которой пользуется рота, а также за чистотой и дезинфекцией уборных;
оказывать заболевшим первичную медицинскую помощь в случае отсутствия врача или фельдшера;
представлять заболевших на осмотр врачу или фельдшеру после доклада командиру роты, а в случаях, не терпящих отлагательства, лично направлять больных к врачу, докладывая об этом командиру роты (старшине роты);
- выполнять предписанные врачом простейшие лечебные назначения и наблюдать за выполнением больными указаний врача».
С учетом изложенного, и в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период, а именно период службы ФИО1 в армии может быть засчитан в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.к. на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, истцом было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов гражданского дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии в УПФ РФ (ГУ) в <адрес> ФИО1 обратился 07.05.2013.
С учетом исчисленного ответчиком специального стажа истца № и подлежащего включению в него периода службы истца в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (№ дня) требуемый № стаж лечебной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ истцом выработан.
С учетом ч.3 ст. 107 ГПК РФ, согласно которой «Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало», пенсия ФИО1 подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ «При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.»
Согласно ст. 167 ТК РФ «При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.»
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Истцом не представлено суду доказательств того, что в период нахождения его на курсах повышения квалификации, он выполнял в полном объему, в течение полного рабочего дня свои трудовые функции, связанные с лечебной деятельностью.
ФИО1 был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
До даты регистрации период работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию засчитывается по документам, выдаваемым работодателем, либо государственными (муниципальными) органами.
Период работы истца после регистрации, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ г., дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица ФИО1, представленной УПФР по <адрес>, с учетом информации представленной страхователем (работодателем), периоды нахождения ФИО1 в командировках, связанных с повышением квалификации, не отнесены работодателем к лечебной деятельности, однако включены в общий трудовой стаж (л.д.49-51).
Таким образом, спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, т.к. указанные периоды, согласно Выписке из лицевого счета застрахованного лица ФИО1, не отмечены страхователями, как льготные периоды, дающие право на досрочную трудовую пенсию.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить частично исковые требования ФИО1 к <адрес> в <адрес> о включении спорных периодов в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам.
Обязать УПФР в <адрес> включить ФИО1 период службы по призыву в <адрес> ФИО2 № дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - службу санитарным инструктором младших медицинских специалистов, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ г.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий: подпись ФИО7
Копия верна: Судья ФИО8