Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4048/2018 ~ М-4222/2018 от 29.10.2018

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

31 октября 2018 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-4048/18 по иску М. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2018 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4048/18 по иску М. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара,

установил:

М.. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что 23.10.2018 г. им как организатором и Ф.. как уполномоченным лицом было подано Главе г.о. Самара уведомление о проведении 3.11.2018 г. с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия – митинга с использованием флагов, плакатов, транспарантов, накидок, с использованием звукоусиливающей аппаратуры с предполагаемым количеством участников 300 человек в г. Самаре на площади Козлова (специально отведенное место для проведения встреч депутатов с избирателями) в целях информирования избирателей о своей деятельности, высказывания избирателями предложений депутату и ответам на их вопросы. В своём ответе от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о. Самара со ссылкой на нахождение на расстоянии менее 150 метров детского сада «Мир детства», <адрес>, отказала ему в согласовании. Ему было предложено провести встречу с избирателями в форме публичного мероприятия в сквере «Родина». Заявленное в уведомлении от 23.10.2018 г. место определено постановлением Администрации г.о. Самара №26 от 26.01.2018 г. в качестве специально отведённого для проведения встреч депутатов с избирателями. Просит признать незаконным решение Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара об отказе в согласовании публичного мероприятия, обязать не препятствовать проведению публичного мероприятия.

В судебном заседании истец, являющийся также представителем заинтересованного лица Фёдорова М.А. по доверенности от 2.05.2017 г., заявленные требования поддержал.

Представитель ответчиков Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара по доверенности от 17.04.2018 г. №1-01/02-01/2545 Мамедли М.Н. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 32-38).

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Истец является депутатом Самарской губернской думы – представительного органа государственной власти Самарской области.

Как следует из материалов дела, 23.10.2018 г. истец обратился с уведомлением на имя Главы г.о. Самара о проведении 3.11.2018 г. с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут публичного мероприятия – митинга на пл. Козлова, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти в целях информирования избирателей о своей деятельности (л.д. 7). Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, согласно уведомлению, должно составлять 300 человек, обеспечение общественного порядка и организация медицинской помощи осуществляется организатором мероприятия совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел, предполагается использование звукоусиливающей аппаратуры, флагов, плакатов, транспарантов, накидок.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10), подписанным от имени Администрации г.о. Самара руководителем Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара С., истцу было предложено изменить место проведения митинга и провести его на территории сквера «Родина».

Истец с изменением места проведения мероприятия не согласен.

Отказ органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия в избранном его организатором месте, хотя бы и сопровождённый предложением об изменении места проведения мероприятия, явным образом затрагивает конституционное право заявителя на мирное собрание, в связи с чем может быть оспорен им в суде в порядке, предусмотренном ст.22 КАС РФ.

Установленный п.4 ст.219 КАС РФ десятидневный срок на обращение в суд заявителем соблюдён.

Статьёй 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на свободу мирных собраний. Оно не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение права на мирные собрания может оцениваться как «необходимое в демократическом обществе» и преследующее законную цель, только если оно вызвано острой общественной необходимостью и является соразмерным преследуемой цели.

В соответствии с п.6 ст.11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Порядок проведения публичных мероприятий и установления ограничений в реализации права граждан на мирные собрания в РФ определён ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно ст.7 названного закона, уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Согласно ст.12 того же закона орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями закона.

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с тем же законом или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.

В соответствии со ст.3 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» уведомление о проведении публичного мероприятия в избранном истцом месте подлежало направлению Главе местной администрации г.о. Самара. Соответственно, Администрация г.о. Самара должна была совершить действия и принять решения, предусмотренные ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ при разбирательстве дел об оспаривании решений, действий, бездействия органов местного самоуправления суд вне зависимости от доводов административного искового заявления проверяет, соблюдены ли требования процедурных норм, т.е. нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен. Законом (п.11 ст.226 КАС РФ) установлена презумпция незаконности оспариваемых решений, действий, бездействия. Бремя доказывания их соответствия закону возлагается на орган, принявший оспариваемое решение (совершивший оспариваемое действие допустивший оспариваемое бездействие).

Принятое ответчиком решение входило в его компетенцию, установленную ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ст.3 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области».

Распоряжением Администрации г.о. Самара от 24.06.2016 г. №78-р (л.д. 44) С, персонально был наделён полномочиями на принятие от имени Администрации г.о. Самара решения по уведомлению о проведении публичного мероприятия. Следовательно, оспариваемое решение от имени ответчика было принято уполномоченным лицом.

Специального порядка принятия решения по уведомлению о проведении публичного мероприятия закон не предусматривает.

Предусмотренное пп.2 п.1 ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обоснованное предложение организатору мероприятия об изменении места его проведения представляет собой, по существу, отказ в согласовании проведения публичного мероприятия в том месте, которое избрано его организатором. В связи с этим такое решение органа местного самоуправления является законным только при наличии предусмотренных п.3 той же статьи оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в том месте, которое избрано его организатором. По смыслу Конституции РФ, право выбора места проведения публичного мероприятия является составной частью конституционного права на мирные собрания. Ограничение этого права, в т.ч. в форме предложения организатору изменить место проведения публичного мероприятия, возможно только с соблюдением положений ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ч.3 ст.55 Конституции РФ, т.е. на основании закона и во имя достижения цели, диктуемой общественной необходимостью.

Как следствие, предложение организатору публичного мероприятия изменить место его проведения является «обоснованным» в терминологии пп.2 п.1 ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» только в том случае, когда оно имеет своим основанием обстоятельство, указанное в п.3 той же статьи, а именно наличие установленного названным федеральным законом или законом субъекта РФ запрета на проведение публичного мероприятия в избранном его организатором месте.

В силу пп.2.1 ст.8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» отказ в согласовании проведения публичного мероприятия является законным только при наличии предусмотренных п.3 ст.12 того же закона оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в том месте, которое избрано его организатором. По смыслу Конституции РФ, право выбора места проведения публичного мероприятия является составной частью конституционного права на мирные собрания. Ограничение этого права возможно только с соблюдением положений ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ч.3 ст.55 Конституции РФ, т.е. на основании закона и во имя достижения цели, диктуемой общественной необходимостью.

Согласно п.2 ст.8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Согласно п.2.2 ст.8 того же закона законом субъекта РФ дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

В силу ст.3.4 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» к числу мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся территории, расположенные ближе 150 метров от границ опасных производственных объектов и военных объектов, зданий, занимаемых дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями, зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний, зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи. При этом границами зданий и объектов являются внешние границы ограждающих конструкций (стен) зданий на уровне их примыкания к поверхности земли, а границами объектов, имеющих закреплённые земельные участки, границы таких земельных участков.

В судебном заседании путем исследования общедоступного картографического материала (2gis.ru) установлено, что по адресу: <адрес>, действительно расположен, в том числе, детский сад Автономной некоммерческой образовательной организации «Мир детства», т.е. дошкольная образовательная организация. Площадь Козлова расположена в пределах 150 м от стены указанного дома (л.д. 43), что исключает возможность проведения на ней публичного мероприятия.

Истец не отрицает данного обстоятельства, однако указывает, что постановлением Администрации г.о. Самара от 26.01.2018 г. №26 (л.д. 13-14) площадь Козлова определена как одно из специально отведённых мест для проведения встреч депутатов с избирателями на территории г.о. Самара.

Понятие специально отведённых мест для проведения публичных мероприятий введено п.1.1 ст.8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которому органы исполнительной власти субъекта РФ определяют единые специально отведённые или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.

Таким образом, правом определять специально отведённые места для проведения публичных мероприятий наделены только органы исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии со ст.3.2 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» единые специально отведённые или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места определяются Департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области.

Следовательно, Администрация г.о. Самара как орган местного самоуправления не наделена полномочиями по определению специально отведённых мест для проведения публичных мероприятий.

Департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области решения об определении мест, специально отведённых для проведения публичных мероприятий депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти Самарской области не принималось. В общий Перечень единых специально отведённых или приспособленных мест на территории Самарской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утверждённый приказом Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20.02.2013 г. №8-п, площадь Козлова не включена.

Более того, из текста постановления Администрации г.о. Самара от 26.01.2018 г. №26 следует, что оно принято во исполнение п.5.3 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Названная статья регламентирует статус депутата выборного органа местного самоуправления. Согласно указанной норме органы местного самоуправления определяют специально отведённые места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления. При этом, согласно п.5.4 той же статьи встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Следовательно, постановления Администрации г.о. Самара от 26.01.2018 г. №26 не распространяет своё действие на отношения сторон, поскольку оно, во-первых, определяет специально отведённые места для встреч с избирателями депутатов выборных органов местного самоуправления (а заявитель является депутатом представительного органа субъекта федерации), а во-вторых, не регулирует проведение встреч в форме публичных мероприятий.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 14.02.2013 г. №4-П при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Суд учитывает, что избранная заявителем цель мероприятия – встреча с избирателями – предполагает, что место его проведения должно быть удобным для избирателей, находиться в районе их проживания. Однако истец избран депутатом Самарской губернской думы не по одномандатному избирательному округу, а по пропорциональной системе, избирательный округ в данном случае охватывает всю территорию Самарской области. Истец указывает, что решением фракции он осуществляет работу с избирателями, проживающими в Самарской, Ленинском, Октябрьском и Железнодорожном районах г. Самары. Однако в уведомлении о проведении публичного мероприятия истец на это обстоятельство не ссылался, круг избирателей - потенциальных участников встречи жителями указанных районов не ограничивал. При таких обстоятельствах решение ответчика предложить заявителю провести мероприятие в Промышленном районе г. Самары являлось правомерным и не противоречило смыслу закона.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.10.2018 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-4048/2018 ~ М-4222/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Матвеев М.Н.
Ответчики
Глава г.о.Самара Лапушкина Е.В.
Администрация г.о.Самара
Другие
Федоров М.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
29.10.2018Регистрация административного искового заявления
29.10.2018Передача материалов судье
29.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2018Судебное заседание
31.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее