Р ЕШ Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2018 года
Ленинский райсуд г. Тюмени
В составе:
Председательствующего судьи Бубновой О.В.,
При секретаре Ерофеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1720/2018 по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области к Бондаренко Антону Юрьевичу об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа данного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа данного земельного участка, в соответствии с частью 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в том числе с размещением автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. В силу положений частей 1 и 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства объектов регионального значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории; решение об изъятии земельных участков может быть принято на основании ходатайства об изъятии земельных участков. В адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту – Департамент) 11.04.2017 года поступило ходатайство Главного управления строительства Тюменской области об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5270 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, район пос. Антипино, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации в целях строительства окружной автомобильной дороги г. Тюмени на участке от автомобильной дороги Тюмень-Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут- Нефтеюганск до автомобильной дороги Тюмень-Боровский-Богандинский III пусковой комплекс (2 этап) (далее по тексту - объект). На момент рассмотрения ходатайства об изъятии, вынесения постановления Правительства Тюменской области об изъятии строительство указанного объекта было предусмотрено документацией по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 13.02 2017 №48-п. В настоящее время строительство объекта предусмотрено документацией по планировке территории, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 22.05.2017 года №166-п. В соответствии с положениями статьи 56.5 ЗК РФ сообщение о планируемом изъятии земельного участка было размещено на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <адрес> Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту — ЕГРН) от № № земельный участок принадлежит на праве собственности Бондаренко Антону Юрьевичу. По результатам обследования, сведениям ЕГРН земельный участок свободен от объектов недвижимости. В целях строительства объекта постановлением Правительства Тюменской области от 14.08.2017 № 403-п принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации, площадь: 5270 кв.м., адрес (описание местоположения): Российская Федерация, обл. Тюменская, г. Тюмень, район поселка Антипино, кадастровый номер №, принадлежащего ответчику на праве собственности. В силу пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Так, 17.08.2017 постановление Правительства Тюменской области от № 403-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации по адресу: №.
В адрес ответчика 21.08.2017 года была направлена копия вышеуказанного постановления об изъятии, полученная ответчиком лично 31.08.2017. В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 статьи 56.6. ЗК РФ решение об изъятии земельного участка направлено в Управление Росреестра по Тюменской области заказным письмом с уведомлением от 16.08.2017 № 170816002/15-1. Таким образом, Департаментом в полной мере соблюдена процедура изъятия земельного участка, регламентированная законодательством. В целях изъятия земельного участка Департаментом был заключен государственный контракт от 11.04.2017 № 12 с ООО «Аллегра» на оказание услуг по оценке. Отчетом об оценке от 04.09.2017 № 192/17 рыночная стоимость объекта оценки: обязательств Тюменской области, возникающих в связи с изъятием для государственных нужд Тюменской области земельного участка, определена в размере 5 560 000 (пять миллионов пятьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек. Представителем ответчика 12.10.2017 года по доверенности лично было получено письмо от 11.10.2017 № с приложением проекта соглашения об изъятии, отчета об оценке и кадастрового паспорта земельного участка. В силу пунктов 9 и 10 статьи 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе направить в уполномоченный орган уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. При этом в силу пункта 10 статьи 56.8 ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 ЗК РФ соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. 24.10.2017 в адрес Департамента поступило предложение от ответчика об установлении размера возмещения за изымаемый земельный участок в размере 8 964 718 (восемь миллионов девятьсот шестьдесят четыре тысячи семьсот восемнадцать) рублей 00 копеек с приложением отчета об оценке от 14.10.2017 № 062-17 (далее по тексту — отчет № 062-17). По результатам рассмотрения отчета №062-17 было установлено, что он не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об оценочной деятельности). Ввиду чего письмом от 09.11.2017 № предложение ответчика об изменении размера возмещения было отклонено. Соглашение об изъятии было получено ответчиком 12.10.2017, по истечении девяносто дней между Департаментом и Ответчиком соглашение об изъятии земельного участка не достигнуто. Просит изъять у ответчика принадлежащий ему на праве собственности вышеуказанный земельный участок путем выкупа для государственных нужд Тюменской области по выкупной цене, установленной в отчете об оценке от 04.09.2017 года №192/17 в размере 5 560 000 рублей.
Представитель истца Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебном заседании данные исковые требования поддержала, показав суду, что с выводами судебной экспертизы не согласна, ибо данная экспертиза имеет недочеты, не соответствует требованиям закона об оценочной деятельности.
Ответчик Бондаренко А.Ю. в суд не явился, извещён в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Бондаренко А.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями в части необходимости выкупа у ответчика земельного участка согласилась, однако изначально ответчик не был согласен с выкупной ценой, предложенной истцом. С выводами судебной экспертизы о цене земельного участка согласны, полагает, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям закона, и просит определить выкупную цену земельного участка в размере, определённом судебной экспертизой.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в адрес Департамента 11.04.2017 года поступило ходатайство Главного управления строительства Тюменской области об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5270 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, район пос. Антипино, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации в целях строительства окружной автомобильной дороги г. Тюмени на участке от автомобильной дороги Тюмень-Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут- Нефтеюганск до автомобильной дороги Тюмень-Боровский-Богандинский III пусковой комплекс (2 этап). На момент рассмотрения ходатайства об изъятии, вынесения постановления Правительства Тюменской области об изъятии строительство указанного объекта было предусмотрено документацией по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 13.02 2017 №48-п. В настоящее время строительство объекта предусмотрено документацией по планировке территории, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 22.05.2017 года №166-п.
В соответствии с положениями статьи 56.5 ЗК РФ сообщение о планируемом изъятии земельного участка было размещено на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту — ЕГРН) от № 72/001/199/2017-114248 земельный участок принадлежит на праве собственности Бондаренко Антону Юрьевичу. По результатам обследования, сведениям ЕГРН земельный участок свободен от объектов недвижимости.
В целях строительства объекта постановлением Правительства Тюменской области от 14.08.2017 № 403-п принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации, площадь: 5270 кв.м., адрес (описание местоположения): Российская Федерация, обл. Тюменская, г. Тюмень, район поселка Антипино, кадастровый номер №, принадлежащего ответчику на праве собственности.
В силу пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Так, 17.08.2017 постановление Правительства Тюменской области от № 403-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации по адресу: <адрес>.
В адрес ответчика 21.08.2017 года была направлена копия вышеуказанного постановления об изъятии, полученная ответчиком лично 31.08.2017.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 статьи 56.6. ЗК РФ решение об изъятии земельного участка направлено в Управление Росреестра по Тюменской области заказным письмом с уведомлением от 16.08.2017 №.
Таким образом, суд считает, что Департаментом в полной мере соблюдена процедура изъятия земельного участка, регламентированная законодательством.
В целях изъятия земельного участка Департаментом был заключен государственный контракт от 11.04.2017 № 12 с ООО «Аллегра» на оказание услуг по оценке. Отчетом об оценке от 04.09.2017 № 192/17 рыночная стоимость объекта оценки: обязательств Тюменской области, возникающих в связи с изъятием для государственных нужд Тюменской области земельного участка, определена в размере 5 560 000 (пять миллионов пятьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек. Представителем ответчика 12.10.2017 года по доверенности лично было получено письмо от 11.10.2017 № с приложением проекта соглашения об изъятии, отчета об оценке и кадастрового паспорта земельного участка.
В силу пунктов 9 и 10 статьи 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе направить в уполномоченный орган уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
24.10.2017 в адрес Департамента поступило предложение от ответчика об установлении размера возмещения за изымаемый земельный участок в размере 8 964 718 (восемь миллионов девятьсот шестьдесят четыре тысячи семьсот восемнадцать) рублей 00 копеек с приложением отчета об оценке от 14.10.2017 № 062-17.
Однако отчет по оценке выкупной цены истцом не был принят со ссылкой на его не соответствие требованиям, установленным Законом об оценочной деятельности. Ввиду чего письмом от 09.11.2017 №№ предложение ответчика об изменении размера возмещения было отклонено. Соглашение об изъятии было получено ответчиком 12.10.2017, по истечении девяносто дней между Департаментом и Ответчиком соглашение об изъятии земельного участка не достигнуто.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей сторон, а также материалами дела.
Так, статья 235 ГК РФ предусматривает основания для прекращения права собственности. В силу п.п.3.2. п.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
В соответствии со ст.49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе с размещением автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства объектов регионального значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории; решение об изъятии земельных участков может быть принято на основании ходатайства об изъятии земельных участков.
В силу ч. 1 и ч.4 ст.56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Как указано выше, ходатайство соответствующего уполномоченного органа - Главного Управления строительства Тюменской области об изъятии земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику, имелось и было получено 11.04.2017 года Департаментом.
Согласно ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст. 55 ЗК РФ выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу ст.282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Проект соглашения об изъятии, отчет об оценке и кадастровый паспорт земельного участка представителем ответчика 12.10.2017 года по доверенности лично было получено письмо от 11.10.2017 №, данный факт представителем ответчика в судебном заседании оспорен не был.
Не соглашаясь с размером выкупной цены, предложенной истцом, по ходатайству ответчика по делу была проведена судебная экспертиза, по результатам которой экспертами было составлено экспертное заключение № от 18 апреля 2018 года.
Согласно заключению эксперта № от 18 апреля 2018 года рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства РФ, площадь: 5270 кв.м., адрес: Российская федерация, Тюменская область, г. Тюмень, район поселка Антипино, кадастровый номер №, на 18.04.2018 г. составляет 7 218 161 (семь миллионов двести восемнадцать тысяч сто шестьдесят один) рубль.
Суд считает, что данное заключение эксперта №563/04-2 от 18 апреля 2018 года соответствует требованиям закона, содержит подробные описания проведенных исследований. Выводы эксперта обоснованны, подтверждены соответствующими расчётами, основаны на объективных показателях и расчётах. Экспертное заключение подробно мотивировано, в нём отражены все этапы исследования, имеется ссылка на использованную научно-методическую литературу, экспертиза проведена специализированным экспертным учреждением. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Не доверять указанному доказательству у суда оснований не имеется.
Не соглашаясь с выводами судебной экспертизы, представитель истца, полагает, что оно противоречит требованиям закона об оценочной деятельности, экспертное заключение проведённое во исполнение судебного определения о назначении экспертизы не содержит сведений о наличии у эксперта профессиональных знаний в области оценочной деятельности, о страховании гражданской ответственности; экспертное заключение не содержит анализа рынка купли-продажи земельных участком и следствием этого описания объема доступных рыночных данных об объектах-аналогах; в процессе оценки земельного участка по вышеуказанному адресу по такому элементу сравнения «транспортная доступность» эксперт не учитывает в стоимости объекта оценки отсутствие прямого доступа с автомобильной дороги.
В связи с данной позицией представителем истца было заявлено ходатайство о проведении по делу повторной экспертизы, в назначении которой судом было отказано по причине отсутствия оснований для назначения повторной экспертизы.
Заявляя доводы в обоснование назначения повторной экспертизы и несогласия с выводами проведённой по делу судебной экспертизы представитель истца ссылается на свои показания. Однако суду не представлено доказательств тому, что представитель истца обладает специальными познаниями в области оценочной деятельности и может оценивать судебною экспертизу.
Вместе с тем, изучив судебную экспертизу, суд не находит оснований не доверять выводам данной экспертизы, ибо экспертом подробно описывается исследования по поставленным вопросам со ссылкой на нормативные материалы, экспертом используются различные подходы при определении оценки выкупной цены. Различные методы и аналогичные объекты на рынке продажи подобных объектов.
На основании изложенного суд принимает в качестве доказательства выкупной цены земельного участка по вышеуказанному адресу заключение эксперта от 18.04.2018 года, проведённое экспертами ФБУ Тюменская лаборатория судебной экспертизы во исполнение определения суда.
Оценив вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд находит требования истца об изъятии земельного участка по вышеуказанному адресу, принадлежащего на праве собственности ответчику, основанными на законе и обоснованными, при этом подлежащем выкупе по цене определенной заключением судебной экспертизы от 18.04.2018 года.
В соответствии с требованиями ст.ст.94,98 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования городской округ Тюмень подлежит взысканию госпошлина в размере 44 290 рублей 81 копейка, определенная из стоимости земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.235,239.2,281,282 ГК РФ, ст.ст.49,55,56.3,56.5,56.6.,56.10 ЗК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Изъять у Бондаренко Антона Юрьевича для государственных нужд Тюменской области земельный участок, площадью 5270 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, район поселка Антипино, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации, принадлежащий на праве собственности Бондаренко Антону Юрьевичу, с установлением суммы выкупной цене в размере 7 218 161 рубль.
Взыскать с Бондаренко Антона Юрьевича госпошлину в доход муниципального образования городской округ Тюмень в размере 44 290 рублей 81 копейка.
В остальной части требований иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тюменский областной суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Ленинский райсуд г. Тюмени.
Судья подпись О.В. Бубнова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 июля 2018 года.
Копия верна.
Подлинник решения суда подшит в материалы гражданского дела № 2-1720/2018
Гражданское дело хранится в Ленинском районном суде г. Тюмени
Решение вступило (не вступило) в законную силу
"_____"________________________2018 года
Судья: О.В. Бубнова
Секретарь: В.А. Гожинецкая