Дело № 5-25,2020 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
поселок Пушкинские Горы 11 июня 2020 года
Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе:
Председательствующего Е.Е. Миллер
при секретаре И.Н. Турьяновой
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении юридического лица – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница» (далее – ГБУЗ Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница»), юридический адрес: Псковская область, рп. Пушкинские Горы, ул. Ленина, д. 41 о правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
Должностным лицом – старшим оперуполномоченным отдела по борьбе с незаконным оборотом синтетических видов наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, новых потенциально опасных психоактивных веществ, контролю в сфере легального оборота, борьбе с легализацией наркодоходов УКОН УМВД России по Псковской области майором полиции Пименовым А.В. проведена проверка соблюдения требований ст. 23 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в отношении ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница", в ходе которой установлено следующее.
ГБУЗ Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница» осуществляет деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений на основании лицензии, выданной Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеназванная лицензия выдана на осуществление следующих видов работ (услуг): хранение, приобретение, использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список 2 и 3 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. №.
Согласно лицензии, работы (услуги) осуществляются в здании больницы: 1. Кабинет главной медицинской сестры № (1 этаж); 2. Комната хранения лекарственных препаратов хирургического отделения № (3 этаж); 3. Комната хранения лекарственных препаратов терапевтического отделения № (5 этаж); 4. Комната скорой медицинской помощи № (1 этаж); 5 Комната хранения лекарственных препаратов педиатрического отделения № (2 этаж больницы).
В ходе проверки установлено, что в период с января по март 2020 года из кабинета главной медицинской сестры осуществлялся отпуск наркотических средств и психотропных веществ в хирургическое и терапевтическое отделения ГБУЗ Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница», расположенное в рп. Пушкинские Горы, Псковской области, ул. Ленина, д. 41, без наличия лицензии на данный вид работ (услуг).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах» отпуск наркотических средств, психотропных веществ – действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях.
Согласно ст. 23 вышеназванного Федерального закона, отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуск и реализация внесенных в Список 1 прекурсоров, осуществляются юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 17 Правил распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации из прекурсоров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 558, отпуск наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров производится юридическими лицами при наличии у них лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, с указанием работ (услуг) по отпуску наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Таким образом, ГБУЗ Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница» в вышеназванный период времени, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии, то есть допустило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП Российской Федерации.
Должностное лицо, составившее процессуальные документы в отношении юридического лица – ГБУЗ Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница», представил в суд ходатайство о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, в отсутствие их представителя.
Представитель юридического лица – ГБУЗ Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница» представил в суд ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении, без их участия.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница".
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от 18.12.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности»,в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащихрастений.
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ ( в ред. от 26.07.2019) "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
Под оборотом наркотических средств, психотропных веществ понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ст. 1 Федерального закона № 3-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 (в ред. от 04.04.2020) "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" утверждено "Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (далее - Положение), которое устанавливает порядок лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированиюнаркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 2 Положения деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает работы и услуги согласно приложению к Положению о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений), в соответствии с которым перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает в себя в том числе: ; отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; реализацию наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; распределение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в медицинских целях и другие.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом старшим оперуполномоченным отдела по борьбе с незаконным оборотом синтетических видов наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, новых потенциально опасных пссихоактивных веществ, контролю в сфере легального оборота, борьбе с легализацией наркодоходов УКОН УМВД России по Псковской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, в ходе которой установлено, что ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница», юридический адрес: Псковская область, рп. Пушкинские Горы, ул. Ленина, д. 41, в нарушение п. 18 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ осуществляет деятельность по обороту наркотических средств в помещении данного лечебного учреждения, расположенного по вышеуказанному адресу в отсутствие лицензии на отпуск.
В выданной Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации лицензии N № от ДД.ММ.ГГГГ, в перечне выполняемых работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров отсутствует указание на отпуск наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Указанные действия ГБУЗПсковской области "Пушкиногорская межрайонная больница» квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП Российской Федерации.
Факт совершения ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница» административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; определением № о возбуждениидела об административном правонарушении и проведении административного расследования, вынесенного уполномоченным должностным лицом от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом должностного лица от 16.03.2020 года, из которого следует, что ГБУЗ Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница» в нарушение ст. 23 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» осуществляет отпуск наркотических средств, в пределах своей организационной структуры без лицензии на данный вид работ (услуг); лицензией на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений от 21.08.2015 и приложениями N 1 и № 2 к лицензии от 21.08.2015 года; журналом регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; журналом регистрации операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ (хирургическое отделение); журналом регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (терапевтическое отделение); журналом регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (операционный блок); иными материалами дела.
Таким образом, в действиях ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП Российской Федерации, что подтверждается вышеперечисленными доказательствам.
В силу ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ отпуск наркотических средств, психотропных веществ это действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях.
Согласно представленным в материалы дела журналам регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница" в лице соответствующих медицинских работников используются наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, путем отпуска (передачи) в соответствующие профильные отделения (кабинеты) больницы, то есть в пределах своей организационной структуры для проведения лечения пациентов.
Вместе с тем данный вид работ в перечень работ и услуг, составляющих деятельность ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница" по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, указанный в лицензии № № от ДД.ММ.ГГГГ, не включен.
Доказательств того, что ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница" в установленном законом порядке переоформило данную лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, в материалы дела также не представлено.
При таких обстоятельствах действия (бездействие) ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница» квалифицируютсяч. 1 ст. 19.20 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, является порядок государственного управления.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Назначение административного наказания должно соотноситься с общественной опасностью совершенного правонарушения, противоправной направленностью совершенных действий, должно быть направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению требований законодательства, и отвечать принципам соразмерности и справедливости.
В рассматриваемом случае сведений об угрозе охраняемым общественным отношениям, наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а также о негативных последствий для жизни и здоровья граждан, материалы дела не содержат.
Санкция части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой юридическое лицо привлечено в административной ответственности, предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорскаямежрайонная больница" ранее к административной ответственности за нарушение лицензионной деятельности, отсутствие иных отягчающих обстоятельств, фактическое признание вины в несоблюдении лицензионных требований, незначительность общественной опасности выявленного нарушения (отпуск осуществлялся между структурными подразделениями ГБУЗ в целях выполнения социально значимых задач по обеспечению населения лекарственными препаратами), имущественное положениеучреждения, его финансирование за счет средств бюджета, учитывая, что санкция части 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации предусматривает такой вид альтернативного наказания, как предупреждение, в том числе для юридического лиц, так как, данная норма не конкретизирует субъекта административной ответственности, суд приходит к выводу о возможности назначения наказания ГБУЗ Псковской области "Пушкиногорскаямежрайонная больница" в виде предупреждения.
По мнению суда, примененная мера ответственности соразмерна целям административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь статьями29.9 – 29.11 КоАП Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо – Государственное бюджетной учреждение здравоохранения Псковской области «Пушкиногорская межрайонная больница», юридический адрес: Псковская область, рп. Пушкинские Горы, ул. Ленина, д. 41 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренногочастью 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации и назначить административное наказание, в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение десяти суток с момента его вынесения, подачей жалобы через Пушкиногорский районный суд.
Председательствующий ___________________________ Е.Е. Миллер