Решение по делу № 33-18795/2019 от 12.09.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-18795/2019

город Уфа                     25 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Фроловой Т.Е.,

судей Науширбановой З.А. и Фагманова И.Н.,

при помощнике судьи Фархутдиновой Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошелевой З. С. к Игнатьевой О. А., Игнатьеву И. В. о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, внесении в ЕГРН сведений о прекращении ответчиками права собственности на жилое помещение и восстановлении срока исковой давности

по апелляционной жалобе Кошелевой З.С. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 19 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фагманова И.Н., объяснения Кошелевой З.С., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Игнатьевой О.А., не возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Кошелева З.Б. обратилась в суд с иском к Игнатьевой А.А., Игнатьеву И.В. о признании договора купли-продажи недействительным, внесении в ЕГРН сведений о прекращении ответчиками права собственности на жилое помещение, указав ее собственником, и восстановлении срока исковой давности.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что дата между ней и ответчиками заключен договор купли-продажи, в результате которого ответчики стали сособственниками по ? доли квартиры по адресу: адрес. По утверждению истицы, сделка носила мнимый характер, о чем они заранее договорились: она не намеревалась продавать квартиру, а ответчики не имели цели приобретать квартиру и платить за нее, так как сделка совершена с целью обналичивания средств материнского капитала. В договоре указано, что квартира продается по цене 1000000 рублей, уплата предусмотрена в 2 этапа: аванс в размере 570000 рублей уплачивается покупателями продавцу до сдачи документов на государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру в Управление Росреестра по адрес, а окончательный расчет покупателей с продавцом в размере 430000 рублей производится за счет кредитных средств кредитора путем перечисления денежных средств с универсального счета покупателя Игнатьева И.В. на универсальный ее счет. Однако, денежные средства в размере 570000 рублей фактически ей не передавались, а 430000 рублей, поступившие на ее счет, она в полном объеме вернула ответчикам. Была договоренность, что через некоторое время спорную квартиру ответчики переоформят на нее, но Игнатьев И.В. от этого уклонился. Доказательствами фиктивности сделки являются отсутствие вселения ответчиков в квартиру, оплаты жилищно-коммунальных услуг и передачи ей денег в оплату квартиры, а также несения ею бремени содержания квартиры.

Просила признать договор купли-продажи квартиры, расположенный по адресу: адрес, заключенный между ней и ответчиками, недействительным, внести в ЕГРН сведения о прекращении ответчиками права собственности на жилое помещение, указав ее собственником, и восстановить срок исковой давности.

Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований Кошелевой З.С. к Игнатьевой О.А., Игнатьеву И.В. о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, внесении в ЕГРН сведений о прекращении ответчиками права собственности на жилое помещение и восстановлении срока исковой давности отказано.

В апелляционной жалобе Кошелева З.С., указав аналогичные доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований, восстановив срок исковой давности.

Также в дополнении указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание ее доводы и не дана оценка представленным ею доказательствам, ограничившись лишь их формальным перечислением в судебном решении. Расписка о получении денежных средств и акт передачи квартиры покупателям были оформлены только для вида с целью показа формального исполнения сделки. Свои обещания о переоформлении на нее квартиры ответчики не выполнили, воспользовавшись состоянием ее здоровья, так как в течение 2014-2018 годов она проходила лечение от онкологического заболевания и по этой причине все вопросы материального характера у нее отошли на второй план. Считает, что Игнатьев И.В., воспользовавшись ее подавленным состоянием, обманным путем завладел квартирой, обещая ее вернуть. В момент заключения сделки она с документами не ознакомилась. Об отсутствии намерения исполнять сделку подтверждает и тот факт, что ответчики в жилое помещение не вселялись, и в суде первой инстанции он не оспаривался. Более того, Игнатьева О.А., признав ее исковые требования, подтвердила о не передаче ей денежных средств и совершении сделки только для вида с целью обналичивания материнского капитала. Средства материнского капитала ею возвращены Игнатьеву И.В. Игнатьева О.А. сдавала квартиру с ее согласия еще за несколько лет до заключения сделки с 2014 года, оставляя себе денежные средства. Однако, указанные обстоятельства судом первой инстанции не приняты во внимание и признаны пояснения свидетеля Мугатаровой Э.М., запись телефонного разговора между Игнатьевой О.А. и Игнатьевым И.В. и фотография, приобщенная к делу, недопустимыми доказательствами. Также она просит восстановить срок исковой давности, пропущенный ею по уважительным причинам (наличие онкологического заболевания).

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы и ответчицы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пунктами 2 и 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу пунктов 1-3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Согласно пункту 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Пунктом 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

В соответствии со статьей 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Согласно статье 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

Пунктом 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается следующее:

Согласно договору купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от дата, заключенному между Кошелевой З.С. (продавцом) и Игнатьевым И.В., Игнатьевой О.А. (покупателями), продавец продал, а покупатели купили в общую долевую собственность по ? доли каждому в праве общей долевой собственности однокомнатную квартиру по адресу: адрес.

В данном договоре также указано, что квартира продана по цене 1000000 рублей. Квартира переходит в общую долевую собственность покупателям с момента государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на квартиру в Управлении Росреестра по адрес и внесения записей в ЕГРН. Квартира приобретается покупателями за счет собственных средств и кредитных средств в сумме 430000 рублей, предоставляемых ОАО «Сбербанк России» согласно кредитному договору №... от дата, и передается кредитору в залог в счет исполнения обязательств по кредитному договору, заключенному в городе Ишимбае между Игнатьевым И.В., Игнатьевой О.А. и кредитором. Расчеты между покупателями и продавцом производятся в 2 этапа: аванс в размере 570000 рублей уплачивается покупателями продавцу до сдачи документов на государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру в Управлении Росреестра по адрес, оплата аванса подтверждается соглашением об авансе от дата. Окончательный расчет покупателей с продавцом в размере 430000 рублей производится за счет кредитных средств кредитора путем перевода средств с универсального счета покупателя Игнатьева И.В. в ОАО «Сбербанк России» на универсальный счет продавца Кошелевой З.С. в ОАО «Сбербанк России» в течение 15 банковских дней после принятия банком договора купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной, содержащего отметки Управления Росреестра по адрес о государственной регистрации права общей долевой собственности покупателей и ипотеки в силу закона на квартиру.

В указанном договоре предусмотрено право продавца требовать расторжения договора в случае не получения денежных средств, однако такие требования истицей не заявлялись. Данный договор был подписан сторонами, что ими не оспаривается.

Как следует из дел правоустанавливающих документов и лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, других письменных материалов, сторонами предприняты действия по реальному заключению и фактическому исполнению указанного договора купли-продажи квартиры.

Квартира перед продажей была оценена у независимого оценщика. Перед подачей документов в Росреестр оплачены государственные пошлины. Стороны подписали договор купли-продажи, акт приема-передачи квартиры и соглашение об авансе от дата. С ОАО «Сбербанк России» ответчиками Игнатьевыми заключен кредитный договор №... от дата. Игнатьева О.А. дата обратилась в пенсионный фонд с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала, которое было удовлетворено.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истицы о признании сделки недействительной по заявленному основанию - мнимости, договор купли-продажи недвижимости, заключенный между Кошелевой З.С., Игнатьевой О.А., Игнатьевым И.В., отвечает требованиям: статей 432, 555 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку сторонами было достигнуто соглашение о предмете договора, которым является спорная квартира, и определена цена отчуждаемой недвижимости; статей 434, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку договор заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного обеими сторонами, и переход права собственности к покупателю по договору купли-продажи недвижимости был зарегистрирован.

По мнению судебной коллегии, данная сделка также не может быть признана ничтожной по обстоятельствам ее мнимости, поскольку стороны придали ей все соответствующие правовые последствия, соблюдены требования закона, цель сделки достигнута: имущество передано в собственность покупателя, а продавец получила денежные средства от его продажи.

При таких обстоятельствах, между сторонами договора купли-продажи возникли именно те гражданско-правовые последствия, на которые была направлена оспариваемая сделка.

Материалами дела достоверно подтверждается, что Кошелевой З.С., Игнатьевой О.А., Игнатьевым И.В. совершены действия, направленные именно на заключение договора купли-продажи недвижимости.

Для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Из представленных документов следует, что исполнение договора купли-продажи квартиры началось в марте-апреле 2015 года, соответственно - в марте-апреле 2018 года истек срок исковой давности. Тяжелая болезнь истицы имело место в 2014-2016 годах, за последние 6 месяцев срока исковой давности: октябрь 2017 года - март 2018 года доказательства тяжелой болезни, исключающей подачу иска в суд, истицей не представлено, а исковое заявление подано ею в суд лишь дата после истечения срока исковой давности.

В связи с этим, суд первой инстанции не нашел законных оснований для удовлетворения заявления Кошелевой З.С. о восстановлении срока исковой давности, при этом пропуск срока исковой давности, о котором заявлено представителем ответчика Тукаевым И.Т., является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Кошелевой З.С.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 19 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошелевой З.С. - без удовлетворения.

Председательствующий                     Фролова Т.Е.

судьи                                 Науширбанова З.А.

Фагманов И.Н.

                                    

Справка: судья Шагизиганова Х.Н.

33-18795/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кошелева Зимфира Сабитовна
Ответчики
Игнатьева Ольга Александровна
Игнатьев Игорь Валерьевич
Другие
Бикмухаметова Альбина Михайловна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Фагманов Ильдар Назипович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
25.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Передано в экспедицию
25.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее