Дело №2-1117\21 ...
УИД: 54RS0018-01-2021-001133-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 года гор.Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Табола К.В.,
При секретаре Ярославцевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимовой А.А. к Администрации города Искитима Новосибирской области о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец Герасимова А.А. обратилась в Искитимский районный суд Новосибирской области с иском к Администрации г. Искитима Новосибирской области о предоставлении благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади в пределах территории города Искитима, Новосибирской области, за счет средств бюджета Новосибирской области.
В обоснование исковых требований истец указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации города Искитима Новосибирской области от 17 декабря 2013 года Номер истец была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени не обеспечена жильем.
В настоящее время истец достигла возраста 18 лет, то есть в соответствии с положением федерального законодательства должен быть обеспечен жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На обращение в Администрацию г. Искитима Новосибирской области с просьбой о предоставлении жилья, получил отказ в связи с очередностью.
В судебном заседании истица не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя адвоката Ламбаевой С.В..
Представитель истца адвокат Ламбаева С.В. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации г.Искитима Новосибирской области Никитина Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала, предоставив письменный отзыв на исковые требования. Указали, что в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на 30.04.2021 года, истец, имеет Номер.
Считают, что реализация права на обеспечение жилым помещением одного лица не может строиться на реализации прав за счет другого лица, поскольку недопустимо ущемление прав других лиц.
Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства Администрации г. Искитима Новосибирской области в судебное заседание не явился. Был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации Новосибирской области в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд, с учетом мнения лиц, явившихся в судебное заседание, пришел к выводу о том, что возможно рассмотреть дело без участия не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Конституцией РФ в ст. 40 гарантируется право граждан на жилище.
В соответствии со ст. 109.1. ч. 1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Органом, обязанным предоставить истцу жилое помещение является администрация г. Искитима Новосибирской области в силу ст. 1 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-03 (ред. от 02.02.2015) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями", согласно которой органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Жилые помещения предоставляются вышеуказанным гражданам, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
Согласно п.1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. №331-0З «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Герасимова А.А. Дата года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации г. Искитима Новосибирской области от 17.12.2013г. Номер истец была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Герасимова А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В соответствии со ст. 2 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Закон Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закон Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ) регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области.
Согласно ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей..., однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Новосибирской области определен в ст. 2 Закона Новосибирской области № 331-ОЗ от 05.06.2013 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства - Министерством социального развития Новосибирской области (п.п.53, п.8 Положения о Министерстве социального развития Новосибирской области, утвержденного Постановлением губернатора Новосибирской области от 13.07.2010г. № 203).
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган формирует сводный список.
Список муниципального образования формируется органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области в хронологической последовательности по датам принятия органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области решений о включении лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в список муниципального образования.
Сводный список формируется в хронологической последовательности по дате принятия решения органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. В случае, если даты принятия указанных решений совпадают, граждане включаются в сводный список в алфавитном порядке.
Из содержания вышеприведённых правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути, формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Непринятие мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления Герасимовой А.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, влечет нарушение его прав и законных интересов.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди (по списку).
Отсутствие жилых помещений, необходимых для их предоставления, незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что истцу, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жильё по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения предоставлено не было.
Суду не представлено доказательств того, что истец имеет на праве собственности какое-либо жилое помещение.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению без указания срока предоставления жилья, так как решение суда подлежит исполнению по вступлении его в законную силу в порядке, установленном ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», и обязывает администрацию города Искитима Новосибирской области предоставить Герасимовой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади на одного человека.
Возражения представителя ответчика относительно того, что в случае удовлетворения исковых требований будет нарушен порядок очередности внутри списка и ущемлены права иных лиц, включенных в список, признаются судом несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона Новосибирской области № 490-ОЗ от 24 ноября 2014 года органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона Новосибирской области № 490-ОЗ от 24 ноября 2014 года уполномоченные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать в полном объеме передачу органам местного самоуправления финансовых средств из областного бюджета <Адрес>, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
На основании ч. 1 ст. 6 Закона Новосибирской области № 490-ОЗ от 24 ноября 2014 года финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
С учётом вышеуказанных положений закона, суд считает необходимым обязать администрацию г. Искитима Новосибирской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Герасимовой А.А. к Администрации города Искитима Новосибирской области о предоставлении жилья, удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Искитима Новосибирской области предоставить Герасимовой А.А., Дата года рождения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади в пределах территории города Искитима, Новосибирской области, за счет средств бюджета Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Искитимский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено Дата.
Судья : /подпись/ Табола К.В.