Решение по делу № 33-4665/2019 от 18.07.2019

Судья Лушкова С.В. Дело № 33-4665/2019г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Мельниковой А.В.,

рассмотрела в судебном заседании 29 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения РК на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2019 года, которым

удовлетворены исковые требования прокурора города ...;

Министерство здравоохранения Республики Коми обязано обеспечить Р. лекарственным препаратом «Бозутиниб» в количестве, необходимом для проведения лечения до его отмены лечебным учреждением;

указано решение суда привести к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения истца Р.., прокурора Ч. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. ... в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к Министерству здравоохранения РК о возложении обязанности обеспечить бесплатно Р. лекарственным препаратом «Бозутиниб» в количестве, необходимом для проведения лечения до его отмены лечебным учреждением; обращении решения к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал, настаивал на обращении решения к немедленному исполнению, поскольку лекарственный препарат назначен Румянцевой Л.В. по жизненным показаниям, отмене и замене не подлежит.

Истец Р. требования поддержала, пояснила, что препарат назначен по жизненным показаниям на основании заключения врачебной комиссии от <Дата обезличена>.; в период с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена>. она получала лечение препаратом в стационарных условиях в РосНИИ гематологии и трансфузиологии, до настоящего времени препаратом не обеспечена. Упаковка препарат рассчитана на 28 дней.

Представитель ответчика требования не признал, пояснил, что заявка на обеспечение истца лекарственным препаратом получена Министерством <Дата обезличена> сформированы необходимые документы для производства закупочных мероприятий, на <Дата обезличена> назначено проведение аукциона по закупу 1 упаковки препарата.

Представители третьих лиц - ГБУЗ РК «...» и ГУ «...» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованием о его отмене.

В суде апелляционной инстанции истец и прокурор с доводами жалобы не согласились, просили оставить решение суда без изменения.

Представители ответчика и третьих лиц участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела Р. наблюдается в ГБУЗ РК «...» и ГУ «...» с диагнозом «хронический миелоидный лейкоз».

Р. имеет право на льготное лекарственное обеспечение в рамках региональной программы согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и по федеральной льготе в рамках Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», что ответчиком не оспаривается.

Лекарственный препарат «Бозутиниб» назначен Р по жизненным показаниям на основании заключения врачебной комиссии ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии» ФМБА России от 25.12.2018г.

Данный препарат не включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018-2019 г.г., а также не включен в Перечень лекарственных препаратов для лечения больных высоко затратными нозологиями, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018г. № 2738, и в Перечень лекарственных препаратов для льготного обеспечения согласно территориальной программы государственных гарантий.

На момент рассмотрения настоящего дела истица не была обеспечена необходимым ей лекарственным препаратом.

В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пункт 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Из ст. 19 указанного Закона усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Так, в разделе Перечня № 890 «категории заболеваний» названы «онкологические заболевания», «гематологические заболевания», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным»; «цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения».

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с п. п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012г. № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим, в том числе, функции по формированию и реализации государственной политики, в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования об обязании Министерства здравоохранения РК бесплатно обеспечить Р. лекарственным препаратом «Бозутиниб» в количестве, необходимом для проведения лечения до его отмены лечебным учреждением, суд правильно пришел к выводу о том, что истица имеет право на бесплатное обеспечение вышеуказанным лекарственным препаратом, однако до настоящего времени им не обеспечена.

Учитывая при этом длительность неполучения Р. лекарственного препарата (с даты назначения - <Дата обезличена> обеспечена лишь в стационарных условиях в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в РосНИИ гематологии и трансфузиологии), факт отсутствия доказательств принятия ответчиком соответствующих мер, начиная с <Дата обезличена> до <Дата обезличена>., суд, применив положения ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, посчитал необходимым привести решение к немедленному исполнению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Р. бесплатно указанным препаратом лежит на Министерстве здравоохранения РК.

Доводы ответчика о не согласии с приведением решения к немедленному исполнению в связи с тем, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Министерством осуществлялись организационные мероприятия по лекарственному обеспечению Р.., не опровергают вышеизложенные выводы суда и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Поскольку Р. не была обеспечена лекарственным препаратом, суд первой инстанции обосновано пришел к вводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, предъявленных в интересах Р.., о возложении обязанности на Минздрав РК бесплатно обеспечить ее лекарственным препаратом.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4665/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Сыктывкара в инт. Румянцевой Людмилы Владимировны
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГБУЗ РК Сыктывкарская городская поликлининка №3
ГУ Коми республиканский онкологический диспансер
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Агранович Ю.Н.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
29.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее