Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-536/2013 ~ М-533/2013 от 07.08.2013

                                       Дело № 2-536/2013                    Р Е Ш Е Н И Е

           Именем Российской Федерации

12 августа 2013 года                                с.Каратузское

Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Филиппова О.П.,

при секретаре Дорофеевой Н.А.,

с участием заявителя Гиричевой А.И.,

представителя заинтересованного лица Колягиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гиричевой А.И. об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании места проведения митинга,

                 У С Т А Н О В И Л:

    Гиричева А.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании места проведения митинга, указав, что являясь организатором митинга, <> направила в адрес главы администрации муниципального образования Каратузский сельсовет уведомление о проведении <> митинга в с.Каратузское в сквере на ул.Советской вблизи администрации Каратузского района и Каратузского сельсовета. <> глава Каратузского сельсовета Саар А.А. в своем письме предложил внести изменения в уведомление и перенести место митинга на стадион «Колос» в с.Каратузское, сославшись на то, что стадион является специально отведенным местом для проведения публичных мероприятий. <> ей было вручено Распоряжение главы Каратузского сельсовета № 57 «а» - Р, которым утверждено место проведения публичных мероприятий в с.Каратузское, - стадион «Колос» на ул.Карла Маркса. Не согласившись с предложением об изменении места проведения митинга, она <> направила в администрацию Каратузского сельсовета повторное уведомление о проведении митинга в ранее указанном месте. В ответе от <> глава сельсовета вновь отказал в согласовании места проведения митинга и предупредил об административной ответственности за проведение митинга в несогласованном месте. Поскольку место проведения митинга Каратузским сельсоветом согласовано не было, митинг не состоялся. Заявитель считает, что отказ в согласовании места проведения митинга является незаконным. Распоряжение, на которое ссылается глава сельсовета не опубликовано, принято на основе несуществующего закона Красноярского края. Кроме того, на выбранном заявителем месте, проведение митингов действующим законодательством не запрещено. В этой связи, Гиричева А.И. просила суд признать незаконным действие (бездействие) главы администрации Каратузского сельсовета Саар А.А. препятствовавшего в проведении митинга.

Также заявитель просила обязать главу Каратузского сельсовета разрешить организатору провести публичное мероприятие – митинг на территории сквера в с.Каратузское на ул.Советская, напротив администрации Каратузского района вблизи администрации Каратузского сельсовета.

В судебном заседании заявитель Гиричева А.И. свои требования уточнила, просив признать незаконным отказ главы Каратузского сельсовета в согласовании места проведения митинга, пояснив, что являясь организатором публичного мероприятия <> направила в Каратузский сельсовет уведомление о проведении митинга, которое получено в сельсовете <> в 14 часов 10 минут. Митинг не имел политических целей, его целью была защита конституционных прав и свобод граждан, вопросы экологии и ЖКХ. Местом проведения митинга определен сквер на ул.Советской, расположенный напротив администрации Каратузского района и Каратузского сельсовета, хотя как таковым это место сквером не является. Начало <> в 12 часов, окончание в 15 часов. Предполагаемое количество участников 400 человек. Также заявлено об использовании звукоусиливающих устройств. Порядок во время проведения митинга был гарантирован с помощью назначенного уполномоченного представителя органа местного самоуправления и уполномоченного представителя органа внутренних дел. <> ей было вручено письмо за подписью главы Каратузского сельсовета Саар А. А.ча, в котором предложено изменить место проведения митинга и провести мероприятие на стадионе «Колос», со ссылкой на то, что стадион «Колос» определен распоряжением главы сельсовета как специально отведенное место для проведения публичных мероприятий, т.е. этим письмом ей было отказано в согласовании заявленного места проведения митинга. <> ей вручен текст распоряжения от <> <> «а» - Р, вынесенного на основании закона Красноярского края от 05.03.2013 № 4-1101 «О специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий». В районной газете «Знамя труда» это распоряжение опубликовано не было. Место проведения митинга организаторами было выбрано с учетом значимости вопросов, которые планировалось обсудить на нем, и на которые необходимо обратить внимание местных властей, поэтому и провести митинг решено недалеко от зданий администрации Каратузского района и Каратузского сельсовета. Закон не содержит запрета на проведение митинга в выбранном месте. Не согласившись изменять место проведения публичного мероприятия, она <> вновь направила уведомление в Каратузский сельсовет о проведении <> митинга в ранее указанном месте. Письмо главы Каратузского сельсовета Саар А.А. от <> ей вновь отказано в согласовании места проведения митинга, и она предупреждена об административной ответственности за проведение митинга не в специально отведенном для этого месте. Опасаясь административного преследования <> митинг проводить не стала. Считает, что отказ Каратузского сельсовета в согласовании места проведения митинга выдан по надуманным основаниям и не соответствует закону, в связи с чем, просила признать его незаконным.

Представитель заинтересованного лица Колягина А.А. в суде возражала против заявления, пояснив, что распоряжением главы Каратузского сельсовета от <> <> «а» - Р определено место проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования «Каратузский сельсовет», которым является стадион «Колос», расположенный на ул.Карла Маркса в с.Каратузское. После получения уведомления о проведении митинга на территории сквера на ул.Советской в с.Каратузское, организатору было направлено письмо, в котором предложено изменить место проведения митинга и провести публичное мероприятие на стадионе «Колос», поскольку выбранное организатором место не является специально отведенным. После получения повторного уведомления <> организатору также направлялось письмо об изменении места проведения митинга и сообщалось, что в случае его проведения в несогласованном месте, организатор может быть подвергнут административной ответственности. В соответствии с законом Красноярского края от 05.03.2013 № 4-1103 «О специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий», митинг должен проводится в специально отведенном месте. Считает отказ органа местного самоуправления в согласовании места проведения митинга законным и обоснованным. Кроме того, в предложенном организатором месте проведения митинга проходит тепловая сеть, и площадь участка не позволяет разместить на нем заявленное в уведомлении количество участников. В удовлетворении заявления просила отказать.

Заслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Как установлено в суде, Гиричева А.И. являясь организатором публичного мероприятия, <> направила в Каратузский сельсовет уведомление о проведении <> в с.Каратузское митинга с предполагаемым количеством участников в 400 человек, на территории сквера, расположенного на ул.Советской, напротив здания администрации Каратузского района. Цель мероприятия защита конституционных прав и свобод граждан Каратузского района, начало в 12 часов, окончание в 15 часов. Также в уведомлении заявлено об использовании звукоусиливающих средств.

Уведомление зарегистрировано в администрации Каратузского сельсовета <> в 14 часов 10 минут.

Письмом от <> <> заявителю предложено изменить место проведения митинга на стадион «Колос» по ул.Карла Маркса, со ссылкой на то, что выбранное организатором место проведения митинга не является специально отведенным, а стадион «Колос» таким местом в соответствии с распоряжением главы Каратузского сельсовета от <> <> «а» - Р, является.

Не согласившись изменить место проведения митинга, Гиричева А.И. <> направила в администрацию Каратузского сельсовета повторное уведомление о проведении митинга в ранее указанном месте.

Уведомление зарегистрировано в администрации Каратузского сельсовета <> в 10 часов 00 минут.

Письмом от <> <> заявителю вновь предложено изменить место проведения митинга на стадион «Колос» по ул.Карла Маркса, и, кроме того, Гиричева А.И. предупреждена об административной ответственности по ст.20.2 КоАП РФ.

То есть, по своей сути, указанными выше письмами организатору митинга органом местного самоуправления предложено изменить место проведения митинга по одной причине, - выбранное место не является специально отведенным.

В соответствии с положениями статьи 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно части 1 статьи 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Нормами статьи 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", проведение публичного мероприятия должно основываться, в том числе на принципе законности: соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 5 Федерального закона, организатор публичного мероприятия обязан: 1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 закона; 2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

В силу положений статьи 12 Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1 части 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2 части 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия (пункт 4 части 1).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона).

В суде установлено, что органом местного самоуправления документально подтверждено получение уведомлений о проведении публичного мероприятия и в течение трех дней со дня получения уведомлений до сведения организатора доведено предложение об изменении места проведения митинга, т.е. отказано в согласовании указанного в уведомлении места проведения мероприятия. Организатор митинга Гиричева А.И. не стала проводить <> заявленное ранее публичное мероприятие в связи с отказом органа местного самоуправления в согласовании места его проведения.

Конституционно-правовой смысл указанных выше положений закона выявлен в ряде определений Конституционного Суда РФ.

Так, в определении от 01 июня 2010 года N 705-О-О Конституционный Суд РФ указал, что использование в ч. 5 ст. 5 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (п. 1 ст. 2 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в ч. 5 ст. 5 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в полной мере применима и к положениям п. 2 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона.

Указанная правовая позиция сохраняет свою силу, поскольку не была скорректирована решениями Конституционного Суда РФ, принятыми впоследствии.

Как установлено в суде, письмами главы Каратузского сельсовета от <> и от <> Гиричева А.И. как организатору публичного мероприятия, был предложен другой вариант проведения публичного мероприятия - место, специально отведенное Распоряжением главы Каратузского сельсовета от <> <> «а» - Р.

При этом в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в указанных письмах не были приведены отвечающие требованиям закона мотивы невозможности проведения публичного мероприятия в указанные заявителем месте и время.

Наличие в с.Каратузское установленного места для проведения публичных мероприятий не отменяет закрепленное в ч. 1 ст. 8 указанного выше Федерального закона положение о том, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В таких случаях согласно ч. 2.1 ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

На наличие предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия администрация Каратузского сельсовета в ходе рассмотрения дела не ссылалось.

Доводы представителя заинтересованного лица о прохождении в заявленном месте проведения мероприятия тепловой сети, а также о том, что тепловод является наземным, не подтверждены документально.

Согласно ч.5 ст.3 Закона Красноярского края от 05.03.2013 № 4-1103 «О специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий», норма предельной заполняемости специально отведенных мест – один человек на один квадратный метр. Доказательств того, что выбранное организатором место проведения митинга не сможет вместить заявленное количество участников, представителем заинтересованного лица суду также не представлено.

Кроме того, в оспариваемых ответах, по мнению суда, отсутствует сама мотивация изменения места проведения публичного мероприятия по предложенному организатором адресу, что не соответствует требованиям ст. 5 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В данных ответах имеется лишь предложение об изменении места проведения публичного мероприятия на специально отведенное.

Помимо изложенного статьей 1 Закона Красноярского края 05.03.2013 № 4-1103 установлено, что единые специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются Правительством Красноярского края с учетом предложений, поступивших от органов местного самоуправления.

Таким образом, упомянутое выше распоряжение главы Каратузского сельсовета от <> <> «а» - Р принято с превышением полномочий, и кроме того, ко времени рассмотрения дела в суде не опубликовано, т.е. оно не может считаться нормативным правовым актом, в связи с чем, судом не принимается во внимание.

Статьей 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Поскольку необоснованным отказом органа местного самоуправления в согласовании места проведения митинга нарушены права заявителя на проведение публичного мероприятия, то Заявление Гиричева А.И. подлежит удовлетворению.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л :

    Заявление Гиричева А.И. удовлетворить.

Признать незаконным отказ органа местного самоуправления – администрации Каратузского сельсовета в лице главы Каратузского сельсовета Саар А. А.ча в согласовании места проведения <> митинга в сквере на ул.Советской с.Каратузское Каратузского района Красноярского края, изложенный в письмах от <> <> и от <> <>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца после принятия в окончательной форме, через суд принявший решение.

Председательствующий

2-536/2013 ~ М-533/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гиричева Анна Ивановна
Другие
администрация Каратузского сельсовета
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Филиппов Олег Петрович
Дело на странице суда
karatuz--krk.sudrf.ru
07.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2013Передача материалов судье
08.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2013Судебное заседание
16.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее