40МS0029-01-2020-001660-02
Дело №5-1-1/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Козельск 13 января 2020 года
Судья Козельского районного суда Калужской области Чехолина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г. Козельска материалы дела об административном правонарушении по статье17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя главы администрации муниципального района «Козельский район» Романовой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенному 20 августа 2020 года и.о. прокурора Козельского района Гладских К.И., прокуратурой Козельского района была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в ходе которой в деятельности заместителя главы администрации Романовой О.А. выявлены нарушения. Так, 28 апреля 2020 года на сайт электронной почты прокуратуры Калужской области обратился представитель Милюхина В.Н. по доверенности Арцышевский С.В. по факту нарушения прав заявителя со стороны администрации муниципального района «Козельский район» при оказании муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности. В ходе проведения проверки прокуратурой района было установлено, что 17 января 2020 года в администрацию муниципального района «Козельский район» обратился Милюхин В.Н. в целях получения разрешения на строительство магазина в г. Козельске, которому письмом отдела архитектуры и градостроительства администрации МР «Козельский район» № от 20 января 2020 года было отказано в выдаче такого разрешения, при этом в ответе не приведены конкретной причины для принятия такого решения, тем самым администрация муниципального района «Козельский район» ограничила заявителя в праве на получение полной и подробной информации о результатах рассмотрения его заявления, а также нарушила пункт 2.4.1 Административного регламента предоставления отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района «Козельский район» муниципальной услуги: «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капительного строительства в муниципальном районе «Козельский район», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Козельский район» № от 10 сентября 2019 года, выдав немотивированный отказ. Для устранения выявленных нарушений прокуратурой района 26 мая 2020 года в адрес главы администрации муниципального района «Козельский район» вынесено представление, которое в установленный срок умышленно не было исполнено заместителем главы администрации муниципального района «Козельский район» Романовой О.А.
В судебном заседании Романова О.А. вину в совершении административного правонарушения не признала и показала, что после рассмотрения представления прокурора от 26 мая 2020 года в администрации района, ею, как должностным лицом ответственным за его исполнение, было принято решение обжаловать его в судебном порядке. Решением Козельского районного суда Калужской области от 06 августа 2020 года представление прокурора было признано незаконным в части пункта 2, содержащего сведения о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, остальные требования представления суд признал законными. Не согласившись с данным решением администрацией муниципального района «Козельский район» была подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд, но еще до рассмотрения дела судом второй инстанции заявителю Милюхину В.Н. 20 октября 2020 года был направлен в дополнение к ранее направленному ответ за заявление от 17 января 2020 года ответ с подробным изложением причин отказа ему в выдаче разрешения на строительство.
Заместитель прокурора Козельского района Калужской области Гладских К.И. просил производство по делу об административном правонарушении по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главы администрации муниципального района «Козельский район» Романовой О.А. прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку 23 июня 2020 года в администрации муниципального района состоялось заседание по рассмотрению внесенного прокуратурой представления, по результатам которого, заместителем главы администрации Романовой О.А., усомнившейся в законности содержащихся в представлении требований, было принято решение об обжаловании его в судебном порядке. Однако, еще до вступления в законную силу решения Козельского районного суда Калужской области от 06 августа 2020 года, которым представление прокурора было признано законным, администрацией муниципального района «Козельский район» заявителю Милюхину В.Н. был дан мотивированный ответ, отвечающий требованиям закона и административного регламента.
Заслушав пояснения заместителя главы администрации МР «Козельский район» Романовой О.А., заместителя прокурора Козельского района Калужской области Гладских К.И., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Как видно из материалов дела и установлено судьей, прокуратурой Козельского района была проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «Козельского района» требований законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в сфере градостроительной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения такого законодательства.
26 мая 2020 года в адрес главы администрации муниципального района «Козельский район» Слабовой Е.В. внесено представление № об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (л.д.8).
В представлении указано на необходимость безотлагательного рассмотрения настоящего представления с участием представителя прокуратуры района, принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующим и недопущению подобных нарушений в дальнейшем; рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; уведомлении прокуратуры района о месте и времени рассмотрения настоящего представления в письменном виде; сообщения о результатах рассмотрения представления, вопроса об ответственности виновных лиц, а также принятых мерах в прокуратуру района в письменном виде в установленный законом месячный срок.
Представление прокурора получено главой администрации муниципального района «Козельский район» 29 мая 2020 года и отписано для исполнения заместителю главы администрации Романовой О.А. (л.д.14).
18 июня 2020 года заместителем главы администрации муниципального района «Козельский район» Романовой О.А. в прокуратуру Козельского района направлено уведомление о рассмотрения представления прокураты 23 июня 2020 года в 10 часов 00 минут, поступившее адресату 19 июня 2020 года (л.д.9).
Как установлено судьей и подтверждается материалами дела, и в том числе пояснениями, данными в судебном заседании заместителем прокурора Гладских К.И., что после внесения акта прокурорского реагирования он (заместитель прокурора Гладских К.И.), заместитель главы администрации Романова О.А. и заявитель Милюхин В.Н. 23 июня 2020 года встречались в служебном кабинете заместителя главы администрации Романовой О.А., обсуждали изложенные требования в акте прокурорского реагирования с целью быстрого и правильного разрешения поставленных вопросов. Не согласившись с представлением, его законностью и отсутствием оснований для выполнения изложенных в нем требований, 26 июня 2020 года в прокуратуру района заместителем района Романовой О.А. было направлено сообщение о том, что 25 июня 2020 года в адрес суда общей юрисдикции направлено административное исковое заявление о признании представления прокуратуры незаконным.
Решением Козельского незаконным районного суда от 06 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Калужского областного суда от 21 октября 2020 года, постановлено признать незаконным представление прокурора Козельского района от 26 мая 2020 года № в части пункта 2 представления, содержащего сведения о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, в остальной части исковые требования администрации муниципального района «Козельский район» оставлены без удовлетворения.
В рамках проверки, проведенной прокуратурой Козельского района в период с 20 августа 2020 года по 15 сентября 2020 года, установлено, что заместителем главы администрации муниципального района «Козельский район» Романовой О.А. в срок до 26 июня 2020 года не исполнила требования прокурора, вытекающие из его полномочий.
20 августа 2020 года и.о. прокурора Козельского района в отношении заместителя главы администрации муниципального района «Козельский район» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения требований прокурора об устранении указанных в представлении нарушений законодательства.
Кроме того, в судебном заседании Романовой О.А. заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела мотивированного отказа в выдачи Милюхину В.Н. разрешения на строительство, содержащегося в письме администрации муниципального района «Козельский район» № от 20 октября 2020 года и направленного Милюхину В.Н. в дополнение к ранее данному ответу на заявление от 17 января 2020 года № о выдаче разрешения на строительство магазина.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о прокуратуре) при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Пунктом 1 статьи 6 Закона о прокуратуре предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных, в том числе, в статье 22 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор в случае установления факта нарушения закона, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, вносит представление об устранении нарушений закона. При этом прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).
Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
По смыслу приведенных правовых норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года №84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой И.И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из дела, фактически представление было рассмотрено в месячный срок заместителем главы администрации муниципального района «Козельский район» Романовой О.А. с участием представителя прокуратуры Козельского района Калужской области – заместителя прокурора Гладских К.И. По результатам рассмотрения должностным лицом в установленный срок был направлен в прокуратуру письменный ответ о результатах рассмотрения представления. Как следует из его содержания, по результатам рассмотрения представления администрацией муниципального района «Козельский район» принято решение об обжаловании его в судебном порядке в связи с его незаконностью.
Данный ответ поступил в прокуратуру Козельского района 26 июня 2020 года.
Таким образом, заместитель главы администрации муниципального района «Козельский район» Романова О.А., получив отписанное ей для исполнения главой района представление прокурора, выполнила требования статей 7 и 24 Закона о прокуратуре.
Кроме того, после обжалования представления прокурора в судебном порядке и принятия судом первой инстанции решения о законности требований прокурора, содержащихся в представлении от 06 августа 2020 года, за исключением пункта 2 данного представления, администрацией муниципального района «Козелький район» заявителю Милюхину В.Н. письмом № от 20 октября 2020 года направлен мотивированный отказ в получении разрешения на строительство.
Факт умышленного невыполнения должностным лицом Романовой О.А. требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, не находит своего объективного подтверждения, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим оснований полагать о наличии в действиях Романовой О.А. состава вмененного ей административного правонарушения не имеется.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, судья приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодексом РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации муниципального района Козельский район» Романовой О.А. подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодексом РФ об административных правонарушениях, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации муниципального райогна «Козельский район» Романовой О.А. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: