Дело № 3а-189/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 апреля 2019 года г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием представителей административного ответчика правительства Архангельской области Барановой Н.В. и Кузнецовой О.А., прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С.,
в отсутствие административного истца общества с ограниченной ответственностью «Сольвычегодская здравница», заинтересованных лиц <данные изъяты> Завгороднего Е.В., <данные изъяты> Зашихина С.Н., администрации муниципального образования «Сольвычегодское»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сольвычегодская здравница» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области»,
установил:
постановлением правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 5 июня 2012 года.
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ без приложения, на официальном сайте правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в полном объеме, вступил в законную силу, является действующим.
Согласно строке 208 таблицы № 13 «Котласский муниципальный район» приложения к названному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, место нахождения которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, отнесенного к группе видов разрешенного использования № 17 (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), составляет <данные изъяты> руб., удельный показатель кадастровой стоимости, использованный при определении кадастровой стоимости данного земельного участка - 771,91 руб./кв.м.
ООО «Сольвычегодская здравница» (далее по тексту также – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании постановления правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № в указанной части противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты его принятия.
В обоснование заявленного требования указало, что является собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке. В настоящее время арбитражным судом рассматривается спор между Обществом и администрацией муниципального образования «Сольвычегодское» о взыскании платы за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за 2015-2017 годы, которая рассчитана, исходя из величины кадастровой стоимости земельного участка, установленной оспариваемым постановлением. Вместе с тем, допущенная в ходе государственной массовой кадастровой оценки реестровая ошибка привела к тому, что величина установленной постановлением правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № кадастровой стоимости этого объекта недвижимости не является достоверной, что установлено решением Архангельского областного суда от 18 сентября 2018 года. Полагает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующей с даты ее принятия.
Административный истец ООО «Сольвычегодская здравница», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Представители административного ответчика правительства Архангельской области Баранова Н.В. и Кузнецова О.А., возражая против удовлетворения административного иска, пояснили, что оспариваемое постановление принято в рамках полномочий правительства Архангельской области, не противоречит закону, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Заинтересованные лица <данные изъяты> Завгородний Е.В., <данные изъяты> Зашихин С.Н., администрация муниципального образования «Сольвычегодское», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Подчередниченко О.С., суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м из числа земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с видом разрешенного использования «для эксплуатации зданий и сооружений», местоположение которого установлено относительно ориентира – здания, находящегося в границах участка адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет в 2009 г.
В 2012 году на территории Архангельской области проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов по состоянию на 5 июня 2012 года. Результаты указанных работ утверждены постановлением правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области». В строке 208 раздела таблицы № 13 «Котласский муниципальный район» приложения к названному постановлению содержатся данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
ООО «Сольвычегодская здравница» на основании договоров купли-продажи от 1 апреля 2014 г. и от 1 сентября 2014 г. приобрело право собственности на объекты производственного назначения – здания сборочного цеха, конторы и модульного цеха, парокотельной, гаража ДОЦ, склада запасных частей, расположенные на указанном земельном участке. Право собственности административного истца на это имущество зарегистрировано в установленном законом порядке. Права в отношении земельного участка, необходимого для эксплуатации данных объектов недвижимости, оформлены Обществом только в 2018 году.
Представленные суду материалы свидетельствуют о наличии между администрацией муниципального образования «Сольвычегодское» и ООО «Сольвычегодская здравница» переданного на рассмотрение арбитражного суда спора о взыскании платы за пользование этим земельным участком за 2015-2017 годы, при разрешении которого судом применено постановление правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № в оспариваемой части. Решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 февраля 2019 года, которым этот спор разрешен по существу, на дату рассмотрения дела в законную силу не вступило.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Общество вправе обратиться в суд с рассматриваемым административным иском.
Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 2 июня 2016 года) государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
До принятия оспариваемого постановления последний раз государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Архангельской области утверждалась по состоянию на 1 января 2007 года.
Таким образом, периодичность государственной кадастровой оценки земель соблюдена.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 431-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Пунктом 5.2.1 Положения о Федеральный службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, полномочия по проведению государственной кадастровой оценки возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр).
Приказом Росреестра от 25 марта 2011 года № «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2012 году» принято решение о проведении в 2012 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области.
12 августа 2012 года Росреестром был заключен государственный контракт № на выполнение работ по теме: «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель» с ФГУП «<данные изъяты>» (субподрядчик – Ярославский филиал ФГУП «<данные изъяты>») (далее по тексту - оценщик).
Для выполнения указанных работ, в соответствии со статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценщику передан перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в виде ХМL-файлов.
Согласно статье 24.14 названного закона оценщик заключил договор страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления своей деятельности.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного Федерального закона, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
По результатам работ 23 октября 2012 года оценщиком был подготовлен отчет № об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 5 июня 2012 года. Данным отчетом удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового квартала с кадастровым номером <данные изъяты>, отнесенных к 17 группе видов разрешенного использования земельных участков, определен в размере 771,91 руб. за кв.м, в связи с чем величина кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В соответствии со статьей 24.16 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 23 июня 2016 года) в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
Оценщик обеспечил проведение экспертизы данного отчета, получив положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков НП «<данные изъяты>» от 14 ноября 2012 года, согласно которому отчет соответствует требованиям действующего законодательства.
Поскольку положительное экспертное заключение на отчет было получено, Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу приняло результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Архангельской области и направило их на утверждение в орган исполнительной власти Архангельской области.
Во исполнение требований статьей 24.17, 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (действовавших до 1 января 2019 года), оспариваемым постановлением правительства Архангельской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области. Указанное постановление официально опубликовано.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правительство Архангельской области при принятии данного нормативного правового акта действовало в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении установленного законом порядка принятия оспариваемого постановления правительства Архангельской области установлены вступившим в законную силу решением Архангельского областного суда от 21 августа 2013 года.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оценщиком в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке, в частности, при определении величин удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области, требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 (действовавших до 31 октября 2017 года), Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Соответствие отчета об оценке от 23 октября 2012 года № об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области требованиям действующего законодательства и достоверность выводов оценщика, полученных в результате анализа сведений, характеризующих состояние рынка объектов оценки, в том числе, в пределах территории, на которой расположены объекты оценки, подтверждены положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков НП «<данные изъяты>» от 14 ноября 2012 года.
Доводы административного истца фактически сводятся к тому, что в результате неполноты представленных оценщику сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, этот земельный участок был ошибочно отнесен к 17 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), а не к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), что в итоге привело к установлению недостоверной величины его кадастровой стоимости.
Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Проверка достоверности данных о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной оспариваемым постановлением, в том числе, касающихся правильности отнесения оценщиком конкретного земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования земельных участков, исходя из содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений об этом участке, производится путем рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что спор о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> разрешен вступившим в законную силу решением Архангельского областного суда от 18 сентября 2018 года, которым в связи с выявлением реестровой ошибки при проведении государственной массовой кадастровой оценки установлена новая кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, подлежащая применению к правоотношениям с участием административного истца в соответствии с положениями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Обращение в суд с рассматриваемым административным иском, фактически, направлено на преодоление положений указанного федерального закона, устанавливающих правила применения новой кадастровой стоимости, измененной на основании судебного постановления, принятого по результатам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, что само по себе не может служить основанием для признания нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель противоречащим федеральному законодательству.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку постановление правительства Архангельской области № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит федеральному законодательству, а также законодательству Архангельской области, в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Сольвычегодская здравница» следует отказать.
В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации - http://pravo.gov.ru.
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - http://pravo.gov.ru.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░