Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1388/2019 ~ М-1130/2019 от 25.09.2019

Дело № 2-1388/2019 Мотивированное решение изготовлено 15.10.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 11 октября 2019 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Захаровой Е.Г.,

с участием:

истца Тарасовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой А.Н., Тарасова Н.В. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья,

установил:

Тарасова А.Н., Тарасов Н.В. обратились в суд с иском к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья. В обоснование заявленных требований указали, что проживают в жилом помещеним по адресу: <адрес>, по договору социального найма. Постановлением главы муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района № 1 от 09 января 2013 года <адрес> наряду с другими квартирами в указанном доме была признана непригодной для постоянного проживания, а дом аварийным и подлежащим расселению в срок до 2018 года. До настоящего времени дом не расселен, благоустроенное жилье взамен занимаемому жилому помещению им не представлено. Просят возложить на ответчика обязанность предоставить им благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта гп Зеленоборский, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению площадью не менее 40,1 кв. м, и находящееся в черте населенного пункта в срок до 01 января 2020 года.

В судебном заседании истец Тарасов Н.В. участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. По телефону ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на заявленных требованиях.

Истец Тарасова А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что на установлении срока предоставления благоустроенного жилья не настаивает, указала, что постановлением главы администрации муниципального образования городское поседение Зеленоборский № 1 от 09 января 2013 года ее квартира признана непригодной для проживания и установлен срок для отселения жителей квартир до 2018 года, сам же <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу только в 2016 году, в связи с чем полагала, что срок для предоставления жилья взамен непригодного для проживания истек в 2018 году.

Представитель ответчика – администрации городского поселения Зеленоборский в судебном заседании участия не принимал, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв по иску, согласно которому просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что <адрес> признан аварийным, дата расселения граждан из вышеуказанного дома не указана. Свободных благоустроенных квартир на территории городского поселения не имеется. Представил справку, согласно которой на территории городского поселения Зеленоборский реализуется региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы. <адрес> включен в данную программу, срок расселения 2020-2025 годы. Подтвердил, что Тарасова А.Н. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях под номером 104.

Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

На основании пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Абзацем 7 пункта 7 Положения предусмотрено, что рРешение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Судом установлено, что <адрес> является муниципальной собственностью, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно договору социального найма <номер> от <дата> жилое помещение - <адрес> является двухкомнатной, общей площадью 40, 1 кв. м, в том числе жилой - 22,3 кв. м, передана нанимателю Тарасовой А.Н. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование. К членам семьи отнесен сын Тарасовой А.Н. (истец) - Тарасов Н.В. (истец).

Из справки о регистрации по месту жительства и составе семьи формы 9 МКУ «ОГХ» следует, что в <адрес> Тарасова А.Н. зарегистрирована с <дата>, Тарасов Н.В. зарегистрирован с <дата> постоянно, что также подтверждено поквартирной карточкой жилого помещения, справкой отделения по вопросам миграции МО МВД России «Кандалакшский».

Согласно сообщению администрации гп Зеленоборский Тарасова А.Н. состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях под № 104 с даты подачи заявления – 06.08.2013.

Постановлением № 1 главы администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района от 09 января 2013 года утверждено решением межведомственной комиссии № 13 от 29 декабря 2012 года, согласно которому <адрес> признана непригодной для проживания, срок расселения квартиры установлен до 2018 года.Из заключения № 80 от 29 декабря 2012 года межведомственной комиссии следует, что при осмотре <адрес> года постройки имеет гниль цоколя обшивки цоколя, искривление горизонтальных линий стен, рамы повреждены гнилью, деформации оконных и дверных блоков, трещины в перегородках. В квартире значительный уклон пола от середины к внешним стенам, что говорит о деформации фундамента. На шиферной кровле трещины, сколы, протечки кровли. Износ на 30 октября 1991 года – 72%, в настоящее время износ значительно увеличился.

Из заключения межведомственной комиссии № 06 от 11 марта 2016 года следует, что <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района № 123 от 11 марта 2016 года <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, расселение граждан предусмотрено в срок до 2024 года, снос дома в срок до 01.01.2025 года.

<адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы. Срок расселения 2020-2025 годы.

Суд не может согласиться с доводами ответчика относительно сроков расселения нанимателей жилого помещения <адрес> до 2025 года в силу того, что решение о признании квартиры непригодной для проживания и ее расселении до 2018 года принято значительно раньше (09.01.2013 года) нежели решение о признании непригодным для проживания жилого <адрес> в целом (11.03.2016); ответчиком с учетом состояния именно спорной квартиры установлен срок расселения – до 2018 года и изменений данного срока не установлено.

Сроки расселения непригодной для проживания квартиры определены постановлением и на день рассмотрения дела в суде истекли, жилое помещение взамен непригодного для проживания истцам не предоставлено.

Суд также критически относится к представленному ответчиком акту обследования спорного жилого помещения от 09 октября 2019 года, согласно которому состояние квартиры хорошее и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, поскольку данный акт составлен членами комиссии в составе ведущего специалиста административно-правового сектора администрации гп Зеленоборский, зам директора МУП ЖКХ «Вымпел» и начальника МКУ «ОГХ». Данный акт противоречит экспертному заключению ООО «ЭльГранд-Проект» от 2013 года, составленному инженером-проектировщиком ФИО4, обладающей соответствующими познаниями в области строительства.

Согласно экспертному заключению проведенной в 2013 году экспертизы безопасности ООО «ЭльГранд-Проект» фундамент, стеновое ограждение, перекрытия находятся в аварийной состоянии, крыша в предаварийном состоянии, в связи с чем, сделан вывод о нахождении несущих конструкций дома в аварийном состоянии. Экспертиза проведена инженером-проектировщиком ФИО4.

При указанных обстоятельствах, требования истцов о предоставлении им благоустроенного жилого помещения подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд отказывает истцам в удовлетворении требований в части установления ответчику срока для предоставления жилья, поскольку это противоречит нормам жилищного законодательства.

Так, в силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Согласно пункту 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, законом установлено внеочередное предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.

В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).

В силу пунктов 38, 47 Положения признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Из анализа приведённых правовых норм следует, что законом установлены определённые требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, поскольку предоставление другого жилого помещения носит в этом случае компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, наличия обращения истца для постановки на учет, наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила предоставления жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, то предоставляемое жильё должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учёта обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий (часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, анализируя исследованные в судебном заседании доказательства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования и возложения на администрацию обязанности предоставить истцам вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (<адрес>), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте п. Зеленоборский.

В удовлетворении требований об установлении срока исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения взамен непригодного для проживания суд отказывает истцам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ – 40,1 ░░. ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-1388/2019 ~ М-1130/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тарасов Николай Валентинович
Тарасова Александра Николаевна
Ответчики
Администрация городского поселения Зеленоборский
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Лебедева И.В.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
25.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2019Передача материалов судье
26.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2019Судебное заседание
15.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2019Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее