Дело № 2а-694/2019
УИД 36RS0032-01-2019-000988-19
Строка № 022а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Рамонь 11 сентября 2019 года
Рамонский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Поповой Е.В.,
при секретаре Тамбовцевой И.А.,
с участием -
административного истца Распопова О.Б., его представителя Турищевой О.Б.,
представителя ответчика администрации Рамонского муниципального района Воронежской области Меченко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Распопова О. Б. к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий администрации Рамонского муниципального района Воронежской области выразившиеся в сообщении отдела градостроительной деятельности №208 от 18.06.2019г. об отмене «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422,
УСТАНОВИЛ:
Распопов О.Б. обратился в суд с административным иском к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, уточнив его в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными действий администрации Рамонского муниципального района Воронежской области выразившиеся в сообщении отдела градостроительной деятельности №208 от 18.06.2019г. об отмене «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка площадью 1044 кв.м, кадастровый №..., расположенный по адресу: <.......>, с разрешенным видом использования для ведения дачного хозяйства. Указанный земельный участок находится в пределах территории дачного некоммерческого товарищества «Парус».
Согласно Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (в ред. действующей до 01.01.2019 г.), указанный вид разрешенного использования (код 13.3) ранее предполагал размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиваем плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение хозяйственных строений и сооружений.
Приказом Минэкономразвития России от 09.08.2018 г. №418 в указанный Классификатор видов разрешенного использования земельных участков были внесены изменения, которыми данный вид разрешенного использования исключен из указанного выше Классификатора.
Исходя из описания ранее существовавшего вида разрешенного использования земельного участка, в настоящий момент принадлежащий административному истцу земельный участок подпадает под следующие виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (код 2.2), ведение садоводства (код 13.2).
23.04.2019 г. Распопов О.Б. обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкций объекта индивидуального строительства или садового дома на указанном земельном участке, согласно разрешенному использованию. На что получил уведомление отдела градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №422 от 06.05.2019 г.
Однако в дальнейшем отдел градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области письмом от 18.06.2019 г. №208 Распопову О.Б. сообщил об отмене в порядке самоконтроля уведомления № №422 от 06.05.2019 г., так как на земельный участок с кадастровым номером №... наложены ограничения (обременения), предусмотренные пунктами 15, 16, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, в связи с нахождением земельного участка в границах водоохранной зоны р. Воронеж. А также дополнительно сообщило, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в зоне затопления паводковыми водами реки Воронеж.
С указанным решением административный истец не согласен, поскольку оно не соответствует законодательству, а также фактическим обстоятельствам и нарушает права собственника использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием.
На основании ч. 1 Постановления правительства Воронежской области от 21.02.2018 г. №180 «Об утверждении границ и режимов особой охраны территорий отдельных памятников природы областного значения и о внесении изменений в постановление администрации Воронежской области от 28.05.1998 № 500» «Участок р. Воронеж» является памятником природы областного значения.
Согласно п.1.20 ч.1 главы III Приложения к Постановлению правительства Воронежской области от 21.02.2018 г. №180, на территории памятников природы запрещается строительство (размещение) объектов, не связанных с обеспечением функционирования памятника природы, населенных пунктов и иных объектов, расположенных в его границах, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего постановления.
Кроме этого, Дачным некоммерческим товариществом «Парус» с Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области был заключен договор водопользования от 08.08.2017 г. за № 36-05.01.01.006-Р-ДРБВ-С-2017-00514/00, в котором имеется схема размещения объектов, в том числе планируемых жилых домов. Следовательно, как считает административный истец, при заключении данного договора Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области учитывал особый режим использования территории и наличие средств обеспечения защиты от затоплений в виде гидротехнических сооружений на ней, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г.. №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (л.д.4-6).
В судебном заседании административный истец Распопов О.Б. и его представитель Турищева О.Б. уточненный административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, просили суд его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Меченко А.Ю. возражал в удовлетворении заявленных административных требований Распопова О.Б. по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым обжалуемое решение принятое уполномоченным органом в порядке самоконтроля было принято в соответствии с законом. В силу ч.7 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 г. №217-ФЗ « О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вид разрешенного использования принадлежащего административному истцу земельного участка – садовые земельные участки. По сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Воронежской области, земельный участок Распопова О.Б. расположен в границах водоохранной зоны реки Воронеж, для которой статьями 15-17 Водного кодекса РФ установлены особые условия и порядок использования земельных участков, в том числе связанные со строительством на них зданий. Кроме того, данный земельный участок частично находится в границах памятника природы регионального значения «Участок р.Воронеж», в связи с чем на этот земельный участок распространяются ограничения, определенные постановлением правительства Воронежской области от 21.02.2018 г. №180, в том числе ограничения указанные в п.1.20 раздела III по строительству (размещению) объектов, не связанных с обеспечением функционирования памятника природы, населенных пунктов и иных объектов, расположенных в его границах, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего постановления. При этом земельные участки предназначенные для садоводства или ведения дачного хозяйства к земельным участкам, подпадающие под исключение из данной нормы, не относятся. Кроме того из поданных Распоповым О.Б. уведомления о планируемом строительстве и приложенных документов определить соблюдение ограничений указанных в ч. 16 ст.65 Водного кодекса РФ было невозможно. Распопов О.Б. не лишен возможности повторно обратиться с уведомлением о планируемом строительстве и приложением всех предусмотренных документов, в том числе тех, которые подтверждают выполнение требований, предусмотренных ст. 65 Водного кодекса РФ (л.д. 33-36).
Изучив доводы административного искового заявления, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8). К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесена, в частности, направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений (пункт 5.1 части 1 статьи 8).
В соответствии со ст.51.1 ГрК РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Согласно ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, в том числе проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (п.1).
Из представленных суду документов следует, что Распопов О.Б. является собственником земельного участка площадью 1044 кв.м, кадастровый №..., расположенный по адресу: <.......>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для ведения дачного хозяйства. Указанный земельный участок находится в пределах территории дачного некоммерческого товарищества «Парус» (запись регистрации №... от 09.10.2015 г.) (л.д.7).
23.04.2019 г. Распопов О.Б. обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкций объекта индивидуального строительства или садового дома на указанном земельном участке, согласно разрешенному использованию (л.д.8-11).
На что получил уведомление отдела градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №422 от 06.05.2019 г.
Однако в дальнейшем отдел градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области письмом от 18.06.2019 г. №208 Распопову О.Б. сообщил об отмене в порядке самоконтроля уведомления № №422 от 06.05.2019 г., так как на земельный участок с кадастровым номером №... наложены ограничения (обременения), предусмотренные пунктами 15, 16, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, в связи с нахождением земельного участка в границах водоохранной зоны р. Воронеж. А также дополнительно сообщило, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в зоне затопления паводковыми водами реки Воронеж.
В соответствии с п.10 ст.51.1 ГрК РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Административному истцу указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в соответствии с частью 6 статьи 61.1 (вместо статьи 67.1) Водного кодекса Российской Федерации в отсутствие проекта по оборудованию указанного объекта сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиливания и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, по причине нахождения выбранной административным истцом территории для строительства жилого дома в зоне возможного затопления, подтопления, которая относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В качестве основания для направления административному истцу оспариваемого уведомления послужило одно обстоятельство - недопустимость размещения объекта в соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок находится в границах зон затопления, подтопления. Иных оснований оспариваемое уведомление не содержит.
Таким образом, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче уведомления о планируемом строительстве, носит уведомительный характер, не содержит конкретных параметров планируемого строительства, в связи с чем, у административного истца отсутствует возможность представить испрашиваемый проект.
В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, суд полагает, что действия администрации об отмене Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №42, являются незаконными, поскольку административным ответчиком не указаны конкретные действия, которые необходимо совершить административному истцу для получения указанного уведомления, т.е. оно не конкретизировано, не содержит в себе сведений о том, какие конкретно документы необходимо представить административному истцу, в связи с чем, указанное не является основанием для отмены ранее выданного «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422.
Кроме того, оспариваемый документ носит уведомительный характер и в приложение к заявлению о получении уведомления о планируемом строительстве не требуется даже прикладывать проект возводимого жилого дома, не говоря уже о проекте сооружения препятствующего затоплению и подтоплению, который невозможно изготовить в отсутствие проекта планируемого жилого дома.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение №208 от 18.06.2019 г. является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Распопова О. Б. к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий администрации Рамонского муниципального района Воронежской области выразившиеся в сообщении отдела градостроительной деятельности №208 от 18.06.2019г. об отмене «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422– удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Рамонского муниципального района Воронежской области выразившиеся в сообщении отделом градостроительной деятельности №208 от 18.06.2019г. об отмене «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422.
Данное решение подлежит немедленному исполнению после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в апелляционном порядке, через суд принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Председательствующий
В окончательной форме
решение принято судом 16 сентября 2019 г.
Дело № 2а-694/2019
УИД 36RS0032-01-2019-000988-19
Строка № 022а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Рамонь 11 сентября 2019 года
Рамонский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Поповой Е.В.,
при секретаре Тамбовцевой И.А.,
с участием -
административного истца Распопова О.Б., его представителя Турищевой О.Б.,
представителя ответчика администрации Рамонского муниципального района Воронежской области Меченко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Распопова О. Б. к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий администрации Рамонского муниципального района Воронежской области выразившиеся в сообщении отдела градостроительной деятельности №208 от 18.06.2019г. об отмене «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422,
УСТАНОВИЛ:
Распопов О.Б. обратился в суд с административным иском к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, уточнив его в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными действий администрации Рамонского муниципального района Воронежской области выразившиеся в сообщении отдела градостроительной деятельности №208 от 18.06.2019г. об отмене «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка площадью 1044 кв.м, кадастровый №..., расположенный по адресу: <.......>, с разрешенным видом использования для ведения дачного хозяйства. Указанный земельный участок находится в пределах территории дачного некоммерческого товарищества «Парус».
Согласно Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (в ред. действующей до 01.01.2019 г.), указанный вид разрешенного использования (код 13.3) ранее предполагал размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиваем плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение хозяйственных строений и сооружений.
Приказом Минэкономразвития России от 09.08.2018 г. №418 в указанный Классификатор видов разрешенного использования земельных участков были внесены изменения, которыми данный вид разрешенного использования исключен из указанного выше Классификатора.
Исходя из описания ранее существовавшего вида разрешенного использования земельного участка, в настоящий момент принадлежащий административному истцу земельный участок подпадает под следующие виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (код 2.2), ведение садоводства (код 13.2).
23.04.2019 г. Распопов О.Б. обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкций объекта индивидуального строительства или садового дома на указанном земельном участке, согласно разрешенному использованию. На что получил уведомление отдела градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №422 от 06.05.2019 г.
Однако в дальнейшем отдел градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области письмом от 18.06.2019 г. №208 Распопову О.Б. сообщил об отмене в порядке самоконтроля уведомления № №422 от 06.05.2019 г., так как на земельный участок с кадастровым номером №... наложены ограничения (обременения), предусмотренные пунктами 15, 16, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, в связи с нахождением земельного участка в границах водоохранной зоны р. Воронеж. А также дополнительно сообщило, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в зоне затопления паводковыми водами реки Воронеж.
С указанным решением административный истец не согласен, поскольку оно не соответствует законодательству, а также фактическим обстоятельствам и нарушает права собственника использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием.
На основании ч. 1 Постановления правительства Воронежской области от 21.02.2018 г. №180 «Об утверждении границ и режимов особой охраны территорий отдельных памятников природы областного значения и о внесении изменений в постановление администрации Воронежской области от 28.05.1998 № 500» «Участок р. Воронеж» является памятником природы областного значения.
Согласно п.1.20 ч.1 главы III Приложения к Постановлению правительства Воронежской области от 21.02.2018 г. №180, на территории памятников природы запрещается строительство (размещение) объектов, не связанных с обеспечением функционирования памятника природы, населенных пунктов и иных объектов, расположенных в его границах, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего постановления.
Кроме этого, Дачным некоммерческим товариществом «Парус» с Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области был заключен договор водопользования от 08.08.2017 г. за № 36-05.01.01.006-Р-ДРБВ-С-2017-00514/00, в котором имеется схема размещения объектов, в том числе планируемых жилых домов. Следовательно, как считает административный истец, при заключении данного договора Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области учитывал особый режим использования территории и наличие средств обеспечения защиты от затоплений в виде гидротехнических сооружений на ней, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г.. №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (л.д.4-6).
В судебном заседании административный истец Распопов О.Б. и его представитель Турищева О.Б. уточненный административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, просили суд его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Меченко А.Ю. возражал в удовлетворении заявленных административных требований Распопова О.Б. по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым обжалуемое решение принятое уполномоченным органом в порядке самоконтроля было принято в соответствии с законом. В силу ч.7 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 г. №217-ФЗ « О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вид разрешенного использования принадлежащего административному истцу земельного участка – садовые земельные участки. По сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Воронежской области, земельный участок Распопова О.Б. расположен в границах водоохранной зоны реки Воронеж, для которой статьями 15-17 Водного кодекса РФ установлены особые условия и порядок использования земельных участков, в том числе связанные со строительством на них зданий. Кроме того, данный земельный участок частично находится в границах памятника природы регионального значения «Участок р.Воронеж», в связи с чем на этот земельный участок распространяются ограничения, определенные постановлением правительства Воронежской области от 21.02.2018 г. №180, в том числе ограничения указанные в п.1.20 раздела III по строительству (размещению) объектов, не связанных с обеспечением функционирования памятника природы, населенных пунктов и иных объектов, расположенных в его границах, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего постановления. При этом земельные участки предназначенные для садоводства или ведения дачного хозяйства к земельным участкам, подпадающие под исключение из данной нормы, не относятся. Кроме того из поданных Распоповым О.Б. уведомления о планируемом строительстве и приложенных документов определить соблюдение ограничений указанных в ч. 16 ст.65 Водного кодекса РФ было невозможно. Распопов О.Б. не лишен возможности повторно обратиться с уведомлением о планируемом строительстве и приложением всех предусмотренных документов, в том числе тех, которые подтверждают выполнение требований, предусмотренных ст. 65 Водного кодекса РФ (л.д. 33-36).
Изучив доводы административного искового заявления, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8). К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесена, в частности, направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений (пункт 5.1 части 1 статьи 8).
В соответствии со ст.51.1 ГрК РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Согласно ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, в том числе проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (п.1).
Из представленных суду документов следует, что Распопов О.Б. является собственником земельного участка площадью 1044 кв.м, кадастровый №..., расположенный по адресу: <.......>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для ведения дачного хозяйства. Указанный земельный участок находится в пределах территории дачного некоммерческого товарищества «Парус» (запись регистрации №... от 09.10.2015 г.) (л.д.7).
23.04.2019 г. Распопов О.Б. обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкций объекта индивидуального строительства или садового дома на указанном земельном участке, согласно разрешенному использованию (л.д.8-11).
На что получил уведомление отдела градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №422 от 06.05.2019 г.
Однако в дальнейшем отдел градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области письмом от 18.06.2019 г. №208 Распопову О.Б. сообщил об отмене в порядке самоконтроля уведомления № №422 от 06.05.2019 г., так как на земельный участок с кадастровым номером №... наложены ограничения (обременения), предусмотренные пунктами 15, 16, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, в связи с нахождением земельного участка в границах водоохранной зоны р. Воронеж. А также дополнительно сообщило, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в зоне затопления паводковыми водами реки Воронеж.
В соответствии с п.10 ст.51.1 ГрК РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Административному истцу указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в соответствии с частью 6 статьи 61.1 (вместо статьи 67.1) Водного кодекса Российской Федерации в отсутствие проекта по оборудованию указанного объекта сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиливания и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, по причине нахождения выбранной административным истцом территории для строительства жилого дома в зоне возможного затопления, подтопления, которая относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В качестве основания для направления административному истцу оспариваемого уведомления послужило одно обстоятельство - недопустимость размещения объекта в соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок находится в границах зон затопления, подтопления. Иных оснований оспариваемое уведомление не содержит.
Таким образом, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче уведомления о планируемом строительстве, носит уведомительный характер, не содержит конкретных параметров планируемого строительства, в связи с чем, у административного истца отсутствует возможность представить испрашиваемый проект.
В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, суд полагает, что действия администрации об отмене Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №42, являются незаконными, поскольку административным ответчиком не указаны конкретные действия, которые необходимо совершить административному истцу для получения указанного уведомления, т.е. оно не конкретизировано, не содержит в себе сведений о том, какие конкретно документы необходимо представить административному истцу, в связи с чем, указанное не является основанием для отмены ранее выданного «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422.
Кроме того, оспариваемый документ носит уведомительный характер и в приложение к заявлению о получении уведомления о планируемом строительстве не требуется даже прикладывать проект возводимого жилого дома, не говоря уже о проекте сооружения препятствующего затоплению и подтоплению, который невозможно изготовить в отсутствие проекта планируемого жилого дома.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение №208 от 18.06.2019 г. является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Распопова О. Б. к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий администрации Рамонского муниципального района Воронежской области выразившиеся в сообщении отдела градостроительной деятельности №208 от 18.06.2019г. об отмене «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422– удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Рамонского муниципального района Воронежской области выразившиеся в сообщении отделом градостроительной деятельности №208 от 18.06.2019г. об отмене «Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 06.05.2019г. №422.
Данное решение подлежит немедленному исполнению после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в апелляционном порядке, через суд принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Председательствующий
В окончательной форме
решение принято судом 16 сентября 2019 г.