Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
06 августа 2019 г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска в составе судьи Куделиной И.А., рассмотрев жалобу ОАО «Оптика-Смоленск», ОГРН 1076731006868, распложенного по адресу: <адрес>, на постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Смоленской области по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Смоленской области Корчигиной О.В№ от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Оптика-Смоленск» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
В жалобе ОАО «Оптика-Смоленск» просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на следующее.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось заключение с работником Филиппенковой О.В. ДД.ММ.ГГГГ дополнительного соглашения к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно – отсутствие основания для заключения срочного трудового договора.
Вместе с тем, должностным лицом не учтено, что соглашение подписано работником добровольно, что свидетельствует об отсутствии разногласий со стороны работника.
В данной ситуации при заявлении работником впоследствии каких-либо возражений относительно условий труда усматривается индивидуальный трудовой спор, разрешение которого не отнесено к компетенции государственного инспектора труда.
Также не принято во внимание, что ОАО «Оптика-Смоленск» является малым предприятием, и к нему при назначении административного наказания подлежит применению норма ч.3 ст.3.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОАО «Оптика-Смоленск» Сидоренкова Н.М. поддержала доводы жалобы.
Заслушав объяснения представителя ОАО «Оптика-Смоленск», исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока, он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судом или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Судом установлено, что жалоба на постановление от ДД.ММ.ГГГГ подана в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и пр.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Как разъяснено в п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Часть 1 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 настоящего Кодекса, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные инспектора труда в субъектах Российской Федерации, их заместители (ст.23.12 КоАП РФ).
Как указано в оспариваемом постановлении, по результатам внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства ОАО «Оптика-Смоленск» по обращению Филиппенковой О.Ы. выявлены следующие нарушения:
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Оптика-Смоленск» и Филиппенковой О.В. заключен трудовой договор № на неопределенный срок. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ сторонами заключались дополнительные соглашения к договору, которым устанавливался срок его действия. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований ст.57 ТК РФ в дополнительном соглашении не указана причина, послужившая основанием для заключения срочного трудового договора.
Постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Как отражено в протоколе, событие административного правонарушения подтверждается актом по результатам проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, материалами дела.
В материалах дела имеется названный акт проверки.
В соответствии со ст.353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст.355 ТК РФ).
В соответствии со ст.356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Согласно ст.360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Согласно ст.360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда: обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (абз.5).
Согласно ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В силу требований ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Из акта проверки следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Оптика-Смоленск» и Филиппенковой О.В. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым работник принимается на работу на должность продавца оптики на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ сторонами трудового договора подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым трудовой договор заключен определенный срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
По общему правилу, установленному статьей 72 ТК РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом (ст.57 ТК РФ).
В силу ст.58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
В соответствии со статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником, по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Анализ положений указанных норм позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Данная правовая позиция приведена в частности в Постановлении ВС РФ от 18.01.2019 по делу N 19-АД18-32.
Так согласно ст.58 ТК РФ трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Как разъяснено в п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.
Таким образом, спор относительно правомерности заключения срочного трудового договора является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом в рамках гражданского судопроизводства.
Такой спор в настоящее время находится в производстве Ленинского районного суда г.Смоленска (гражданское дело № по иску Филиппенковой Ольги Владимировны к ОАО «Оптика-Смоленск» о признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда объединить в одно производство).
Следовательно, вывод должностного лица административного органа о совершении обществом административного правонарушения, выразившегося в неправомерном заключении с работником срочного трудового договора, обоснованным признать нельзя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению об отсутствии в действиях ОАО «Оптика-Смоленск» состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, при изложенных обстоятельствах.
Указанное обстоятельство в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ОАО «Оптика-Смоленск»удовлетворить.
Постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Смоленской области Корчигиной О.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Оптика-Смоленск» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, отменить; производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья И.А. Куделина