Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-117/2013 ~ М-126/2013 от 06.06.2013

Дело № 2-117/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2013 года город Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,

при секретаре Хисматуллиной Л.Т.,

с участием заявителя Шарипова Т.Р. и его представителя Поликарпова Г.С., представителя начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ и начальника 4 отдела ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ – Горицкого Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего <данные изъяты> Шарипова Т.Р. об оспаривании решений начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 4 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением его из списков военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Шарипову Т.Р., зачисленному в распоряжение начальника <данные изъяты> решениями начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ) <Номер> от 14 июня 2013 года и начальника 4 отдела (город Оренбург) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 4 отдел ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ) <Номер> от 25 апреля 2013 года отменено решение начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 9 ноября 2012 года <Номер> о принятии заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Считая свои права нарушенными Шарипов Т.Р. обратился с заявлением в суд, в котором просил признать действия и решения начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ <Номер> от 14 июня 2013 года и начальника 4 отдела ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ <Номер> от 25 апреля 2013 года незаконными и отменить их восстановив его в списках военнослужащих нуждающихся в получении жилья.

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объёме, при этом пояснил, что решением начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 9 ноября 2012 года <Номер> он и двое членов его семьи с 30 мая 2012 года приняты на учёт нуждающихся в жилом помещении. Данное решение 25 апреля 2013 года отменено начальником 4 отдел ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ и 14 июня 2013 года продублировано решением начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ) <Номер> на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ и пункта 10 Инструкции, утвержденной приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года.

Кроме этого, действительно супруга заявителя Шарипова (Петрова) И.В. распорядилась ? долей принадлежащёй по праву собственности <Адрес>, общей площадью 50,6 кв.м., однако, являлась формальным собственником указанной квартиры, в которой проживала её мать ФИО1 и участвовала в приватизации квартиры будучи несовершеннолетней.

Наличие в собственности супруги жилого помещения по адресу: <Адрес>, общей площадью 49,5 кв.м., по мнению Шарипова Т.Р., не может служить основанием для исключения его из списков нуждающихся в жилом помещении, поскольку указанная квартира обременена ипотекой в силу закона.

Представитель заявителя – Поликарпов Г.С. в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования и пояснил, что являясь членом семьи собственника жилого помещения, гражданско-правовые сделки, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений Шарипов не совершал, при представлении документов о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях в ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ указал полные сведения о наличии у его супруги жилых помещений в собственности.

Кроме того, начальник 4 отдела ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ принимая решение об отмене решения начальником ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ о принятии Шарипова и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении вышел за пределы своей компетенции, так как является нижестоящим должностным лицом и не имеет на это законных полномочий. Полагая требования заявителя законными и обоснованными просил суд их удовлетворить.

Представитель должностных лиц - Горицкий Н.С. в суде требования заявителя не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, при этом пояснил, что 4 отдел является структурным подразделением ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ и создан для организации деятельности по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, в связи с чем, на него возложены обязанности по постановке и снятию военнослужащих и членов их семей с учёта нуждающихся в получении жилых помещений.

Действительно осенью 2012 года решением <Номер> от 9 ноября 2012 года начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ Шарипов Т.Р. принят на учёт нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, при этом должностные лица при принятии решения руководствовались неполными представленными заявителем данными, а именно отсутствовали документы подтверждающие наличие у супруги заявителя жилого помещения по праву собственностии в <Адрес>, что привело к ошибке при признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Кроме этого, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на их учёт. Приобретая в 2010 году <Адрес>, супруги Шариповы, признают квартиру личной собственностью Шарипова И.В.

Таким образом, по данным, предоставленным из «Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в собственности супруги заявителя числилось 74,8 кв.м. жилой площади, что превышает норму для постановки Шарипова и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному им месту жительства в <Адрес>. Факт отчуждения Шарипова И.В. жилой площади в <Адрес> позволяет сделать вывод о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий и как следствие применение норм статьи 53 ЖК РФ.

В судебном заседании были представлены и исследованы следующие доказательства.

Копией решения начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 9 ноября 2012 года <Номер> подтверждается постановка Шарипова Т.Р. и членов его семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Копией послужного списка из личного дела Шарипова Т.Р. подтверждается, что состав семьи заявителя 2 человека: - жена – Шарипова И.В., 1980 года рождения; - дочь – ФИО2, 2001 года рождения.

Из оглашённой копии свидетельства о заключении брака I<Дата обезличена> установлен факт заключения брака между Шариповым Т.Р. и Шариповой (Петровой) И.В.

Согласно копии решения начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 14 июня 2013 года <Номер> установлено, что Шарипову Т.Р. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещения по договору социального найма, а решение о принятии его на учёт от 19 ноября 2012 года <Номер> отменено.

В соответствии с копией решения начальника 4 отдела (город Оренбург) ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 14 июня 2013 года <Номер> усматривается, что решение о принятии Шарипова Т.Р и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилье от 19 ноября 2012 года <Номер> отменено.

Из копии свидетельства о государственной регистрации <Номер> от 30 июня 2010 года видно, что на основании договора купли-продажи <Адрес>, общей площадью 49,5 кв.м., правом собственности на неё обладает Шарипова И.В.

По справке председателя ТСЖ «Темп-60» от 19 сентября 2012 года установлено, что Шарипов Т.Р., ФИО2 и Шарипова И.В. совместно проживают по адресу: <Адрес>.

Согласно исследованному в суде договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от 18 ноября 1995 года и договору купли-продажи <Адрес> от 11 марта 2012 года видно, что Шарипова И.В. являющаяся собственником ? доли данной квартиры, имеющей общую площадью 50,6 кв.м., распорядилась ею, продав гражданке ФИО3.

    Заслушав пояснения заявителя, огласив заявление представителя должностного лица, исследовав представленные сторонами доказательства, суд полагает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, а государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. При этом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предоставление военнослужащим жилого помещения осуществляется на основании «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», пункт 3 которой, устанавливает признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 <данные изъяты>

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» таковым определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Уполномоченный орган осуществляет свою деятельность через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которое осуществляет, в том числе, функции по приему заявлений от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях, а также снимают военнослужащих с учёта нуждающихся в жилых помещениях.

В целях совершенствования порядка учёта военнослужащих нуждающихся в получении жилья Правительство Российской Федерации своим постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В указанных Правилах устанавливается единый порядок постановки в очередь нуждающихся в получении жилья, при этом подпункт «д» пункта 10 данных Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

В соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Елабужского городского Совета Республики Татарстан от 2 июня 2008 года № 96 «О внесении изменений в Решение Елабужского городского Совета от 8 августа 2006 года № 39 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилья по договору социального найма»» и Постановлением руководителя Исполнительного комитета города Елабуга Республики Татарстан № 247 от 5 июня 2008 года, установлена норма постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Таким образом, судом установлено, что Шарипов Т.Р. и члены его семьи решением начальника 4 отдела ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 19 ноября 2012 года <Номер> были поставлены на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. После установления факта наличия в собственности супруги заявителя жилого помещения, в отношении которого 11 марта 2012 года произведена сделка по её отчуждению, должностными лицами пересмотрено решение о признании Шарипова Т.Р. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решениями начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 14 июня 2013 года <Номер> и начальника 4 отдела ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ <Номер> от 25 апреля 2013 года решение о постановке заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении отменено, а Шарипову Т.Р. отказано в принятии на указанный учёт,

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 19 Устава ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 17 августа 2012 года, учреждение осуществляет деятельность по обеспечению военнослужащих жильём, при этом к его ведению и компетенции относится получение и проверка полноты документов необходимых для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья, признанием его таковым, распределение жилых помещений, принятие решения о снятии военнослужащих с жилищного учёта, поэтому суд считает, что руководитель ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ при принятии решения 19 ноября 2012 года о постановке заявителя на учёт нуждающихся в получении жилья и принимая решение 14 июня 2013 года <Номер> о снятии Шарипова с данного учёта, не вышел за пределы своей компетенции.

Вместе с тем, позицию представителя заявителя в части оспаривания решения начальника 4 отдела ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ <Номер> от 25 апреля 2013 года, которым отменено решение руководителя ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 19 ноября 2012 года суд полагает обоснованной по следующим основаниям.

Приказами руководителя ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 6 февраля 2012 года № 6 «О полномочиях начальников отделов №1 город Самара, № 2 город Новосибирск, №3 город Красноярск, № 4 город Оренбург Федерального государственного учреждения «ЦРУ ЖО» Министерства обороны Российской Федерации» и № 39 от 10 июня 2011 года «Об утверждении Положения о 4 отделе ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ», 4 отдел ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ не является филиалом или представительством «Центррегионжилье», а представляет собой его территориальное структурное подразделение, которому предоставлено право на снятие граждан с учёта нуждающихся в получении жилья. Однако, начальник 4 отдела ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ принимая решение <Номер> от 25 апреля 2013 года отменила решение о постановке заявителя на учёт вынесенное иным должностным лицом, не находящимся в её подчинении, чем вышла за пределы своей компетенции, что, по мнению суда, является незаконным. Суд полагает необходимым удовлетворить в данной части заявленные Шариповым Т.Р. требования и обязать начальника 4 отдела ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ отменить своё решение <Номер> от 25 апреля 2013 года.

Суд также считает не основанным на законе мнение заявителя и его представителя о праве Шарипова Т.Р. и членов его семьи на постановку на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в судебном заседании установлено, что в собственности супруги заявителя имелась жилая площадь составляющая 24,9 кв.м. на каждого члена семьи, что превышает постановочную норму, установленную по избранному заявителем месту жительства. Частью указанной жилой площади Шарипова И.В. распорядилась по своему усмотрению, продав её, поэтому суд полагает законными и обоснованными выводы должностных лиц о намеренном ухудшении Шариповым Т.Р. своих жилищных условий и применении к заявителю требований статьи 53 ЖК РФ, которыми установлено, что граждане с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в данном качестве не ранее чем через пять лет, и признавая законным решение начальника ФГКУ «ЦРУ ЖО» МО РФ от 14 июня 2013 года <Номер>, отказывает Шарипову Т.Р. в удовлетворении остальной части заявленных требований.

Утверждение заявителя, о том, что его супруга формально являлась собственником проданной ею и её матерью квартиры, участвовала в приватизации в несовершеннолетнем возрасте, наличие обременения на жилое помещение находящееся в её собственности по адресу: <Адрес>, а также убеждение Шарипова Т.Р. в том, что Министерство Обороны Российской Федерации в безусловном порядке обязано обеспечить его жильём, поскольку данным ведомством он ранее жильём не обеспечивался, суд признаёт, применительно к предмету спора, надуманными.

Кроме этого, суд считает необходимым возместить Шарипову Т.Р. затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворённых судом требований, в размере 100 рублей, которые согласно статей 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с 4 отдела ФГУ «ЦРУ ЖО» МО РФ.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 и 320-321 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление военнослужащего <данные изъяты> Шарипова Т.Р. об оспаривании решений начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 4 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением его из списков военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение начальника 4 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации <Номер> от 25 апреля 2013 года об отмене решения начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 9 ноября 2012 года <Номер> принятое в отношении Шарипова Т.Р. и членов его семьи.

Обязать начальника 4 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить своё решение <Номер> от 25 апреля 2013 года об отмене решения начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 9 ноября 2012 года <Номер>.

Взыскать с 4 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шарипова Т.Р. судебные расходы по делу в размере 100 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных Шариповым Т.Р. требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья          Э.А. Сердитый

2-117/2013 ~ М-126/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шарипов Т.Р.
Другие
Начальник ФГКУ "ЦРУ ЖО МО РФ"
Начальник 4 отдела ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ
Поликарпов Г.С.
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Сердитый Э. А.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
06.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2013Передача материалов судье
06.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2013Судебное заседание
17.06.2013Судебное заседание
17.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2013Судебное заседание
17.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2013Дело оформлено
13.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее