Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1901/2021 ~ М-1172/2021 от 15.04.2021

Гражданское дело № 2-1901/2021 (УИД 24RS0028-01-2021-002008-25)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск                                  5 августа 2021 г.

Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Измаденова А.И. при секретаре судебного заседания Борониной К.Н. с участием:

представителя истца департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица Муниципального казённого учреждения г. Красноярска «Управление капитального строительства» – Сидоровой К.А. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ -д, от ДД.ММ.ГГГГ ),

представителя ответчика Столяровой Т.Ю. – Железновой М.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ -н/24-2021-8-219),

прокурора Артеменко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального образования <адрес> в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Столяровой ФИО10 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, снятии с регистрационного учёта, прекращении и признании права собственности, по встречному исковому заявлению Столяровой ФИО11 к Муниципальному образованию г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого,

установил:

МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска («департамент») обратилось в суд к Столяровой Т.Ю. с требованиями об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, снятии с регистрационного учёта, прекращении и признании права собственности.

В иске указано, что Столяровой Т.Ю. принадлежит комната <адрес> общей площадью <данные изъяты> м?, где она зарегистрирована по месту жительства.

10.12.2014 г. жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а так же внесён в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019 – 2025 годы» (утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п).

Столяровой Т.Ю., как собственнику жилого помещения, направлено требование о сносе дома совместно с другими собственниками жилых помещений в разумный срок, то есть до 01.02.2020 г.

22.06.2020 г. Распоряжением администрации г. Красноярска № 68-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок, на котором расположен <адрес>, а так же жилые помещения в указанном доме, признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.

22.10.2020 г. отчётом специалиста определена стоимость возмещения за изымаемое жилое помещение – 542 000 рублей, которая включает в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок) и стоимость убытков, причинённых собственнику при изъятии жилого помещения.

Департамент предложил Столяровой Т.Ю. заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, однако, она отказалась.

Учитывая данные обстоятельства, департамент просит суд:

изъять у Столяровой Т.Ю. комнату <адрес> для муниципальных нужд, определив размер возмещения в сумме 542 000 рублей;

выселить Столярову Т.Ю. из комнаты <адрес>;

снять Столярову Т.Ю. с регистрационного учёта в комнате <адрес>;

прекратить право собственности Столяровой Т.Ю. на комнату <адрес>;

признать право собственности на комнату <адрес> за муниципальным образованием <адрес> (т. 1 л.д. 3-5).

В ходе судебного разбирательства Столярова Т.Ю. обратилась со встречным иском к МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого.

Во встречном иске с учётом уточнений указано, что комната <адрес> является единственным жильём Столяровой Т.Ю. Других жилых помещений на праве собственности она имеет. Сумма предложенной компенсации за изымаемую комнату не позволит приобрести другое жильё, а потому Столярова Т.Ю. с ней не согласна. Соглашение о выплате компенсации не подписано. Напротив, Столярова Т.Ю. ранее обратилась в департамент с заявлением о предоставлении ей другого жилого помещения.

Столярова Т.Ю. полагает, что она в силу закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, а равно на получение дополнительных мер поддержки, предусмотренных ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» («Закон от 09.07.2020 г. № 9-4060»), то есть на предоставление другого помещения площадью не менее ранее занимаемого, но не более <данные изъяты> м?, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого в замен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Столярова Т.Ю. просит суд возложить на МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления, не более <данные изъяты> м?, не менее <данные изъяты> м? (жилой площади) на территории МО г. Красноярск в собственность, без уплаты разницы между рыночной стоимостью предоставляемого жилья и размером возмещения за изымаемое жилое помещение в течение месяца с даты вступления решения в законную силу.

Кроме того, Столярова Т.Ю. просит суд взыскать в свою пользу с МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска 1 500 рублей в счёт расходов на оформление доверенности, 300 рублей в счёт расходов на оплату государственной пошлины (т. 2 л.д. 2-3, 42-44).

В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску – ответчика по встречному иску департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» Сидорова К.А. первоначальные исковые требования поддержала, встречные исковые требования не признала.

Указала на то, что расходы Столяровой Т.Ю. на оплату государственной пошлины не могут быть взысканы с департамента, так как он является муниципальным органом и освобождён от уплаты судебных расходов. Доверенность выданная Столяровой Т.Ю. носит общий характер, а потому не могут быть взысканы расходы по её оформлению.

Кроме того, Сидорова К.А. предоставила письменные возражения, где указала, что предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно только при заключении между сторонами соглашения. Последнее не достигнуто, в связи с чем Столярова Т.Ю. имеет право только на получение выплаты.

Порядок реализации Закона от 09.07.2020 г. № 9-4060 не разработан и не утверждён, а потому Столяровой Т.Ю. не может быть предоставлена дополнительная мера поддержки (т. 2 л.д. 35-38).

Ответчик по первоначальному иску – истец по встречному иску Столярова Т.Ю. в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежащим образом, что следует из почтового конверта и пояснений представителя (т. 2 л.д. 33).

Представитель ответчика по первоначальному иску – истца по встречному иску Столяровой Т.Ю. – Железнова М.И. не признала первоначальные исковые требования в части выплаты возмещения за изымаемое имущество, встречные исковые требования поддержала.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что следует из сведений, полученных с официального сайта ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru), направило письменные объяснения по делу, где указано на возможность рассмотрения дела в его отсутствие (т. 2 л.д. 17-20, 34).

Третье лицо администрация г. Красноярска (привлечена определением от 19.05.2021 г.) своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом, что следует из почтового уведомления (т. 2 л.д. 12-15, 32).

Ранее представитель администрации г. Красноярска – Растворцева Т.Н. направила в суд отзыв, где встречные исковые требования не признала, приведя доводы аналогичные тем, что были указаны представителем истца по первоначальному иску – ответчика по встречному иску и третьего лица в письменных возражениях (т. 2 л.д. 27-28).

Третье лицо администрация Кировского района в г. Красноярске (привлечена определением от 19.05.2021 г.) своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом путём вручения извещения курьером (т. 2 л.д. 23).

Прокурор Артеменко Е.В. просила оставить первоначальные исковые требования без удовлетворения, а встречные исковые требования удовлетворить.

Поскольку неявившиеся лица извещены надлежащим образом, судом на основании ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее «ГПК РФ») принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Оценив доводы, изложенные в исковых заявлениях, в возражениях и отзыве, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее «ЖК РФ») жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несёт в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 ЖК РФ) соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В п. 8 ст. 32 ЖК РФ указано, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Из ч. 9 ст. 32 ЖК РФ следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1 – ч. 3, ч. 5 – ч. 9 ст. 32 ЖК РФ.

Согласно правовым позициям, изложенным в п. 20, п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда так же регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства» (далее «ФЗ от 21.07.2007 г. № 185»), устанавливающим правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В п. 3 ст. 2 ФЗ от 21.07.2007 г. № 185 указано, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, ст. 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 г. № 185 переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населённого пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населённого пункта по месту их жительства или в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Из правовой позиции, изложенной в разделе № 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г.), следует, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ 21.07.2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Как указано в п. 5.1 данной региональной адресной программы гражданам, переселяемым из занимаемого по договорам социального найма аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и приобретённые в рамках программы, в соответствии со ст. 86, ст. 87, ст. 89 ЖК РФ.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.

В случае если размер общей площади жилого помещения, предоставляемого собственнику с его согласия взамен изымаемого, превышает максимальный размер, указанный в п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» (далее «Закон от 09.07.2020 г. № 9-4060), собственник осуществляет доплату разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и жилого помещения, общая площадь которого соответствует максимальному размеру, указанному в Законе от 09.07.2020 г. № 9-4060.

Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.1, действующей с 28.12.2019 г. и предусматривающей, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Как указано в п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в ст. 2 Закона от 09.07.2020 г., с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определённого соглашением с собственником (далее «разница»).

В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной <данные изъяты> м? и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более <данные изъяты> м?.

В случае изъятия жилого помещения площадью более <данные изъяты> м?, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на <данные изъяты>?.

В судебном заседании установлено, что Столярова Т.Ю. является собственником комнаты <адрес>, где зарегистрирована и проживает (т. 1 л.д. 18, 136-137).

10.12.2014 г. заключением межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации г. Красноярска от 21.05.2010 г. № 210, многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 6).

29.03.2019 г. Постановлением Правительства Красноярского края № 144-п названный жилой дом включён в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы (п. № 588 Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 г. (Приложение № 1) (т. 1 л.д. 145-217).

25.10.2019 г. департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска в адрес Столяровой Т.Ю. наряду с другими собственниками направлено требование о сносе аварийного жилого <адрес> в срок до 01.02.2020 г. (т. 1 л.д. 9).

22.11.2019 г. Столяровой Т.Ю. вручено названное требование (л.д. 10).

Поскольку собственниками дом не был снесён, администрация г. Красноярска 22.06.2020 г. приняла Распоряжение № 68-арх об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположен многоквартирный <адрес>, а так же жилых помещений в данном доме, в том числе комнаты <адрес> (т. 1 л.д. 6-7).

30.06.2020 г. департамент направил Столяровой Т.Ю. уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома, к которому приложил вышеуказанное Распоряжение (т. 1 л.д. 11).

10.08.2020 г. Столяровой Т.Ю. вручено указанное уведомление (л.д. 12).

По заказу МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» ООО «Оценочная компания «Паритетъ» подготовило 22.10.2020 г. отчёт № 1041.43-кв/20, согласно которому рыночная стоимость комнаты <адрес> с учётом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причинённых собственнику в связи с изъятием жилого помещения, составляет 542 000 рублей (т. 1 л.д. 19-115).

16.11.2020 г. департамент, действуя в интересах МО г. Красноярск, подготовил проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём выкупа и выплаты возмещения в размере 542 000 рублей (т. 1 л.д. 15).

24.11.2020 г. названный проект был вручён Столяровой Т.Ю. (л.д. 16).

В этот же день Столярова Т.Ю. отказалась от заключения соглашения и обратилась с заявлением, в котором просила предоставить ей жилое помещение взамен изымаемого для муниципальных нужд с учётом дополнительной меры поддержки, предусмотренной Законом от 09.07.2020 г. № 9-4060 (т. 1 л.д. 17).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости и справке, предоставленной Бюро технической инвентаризации у Столяровой Т.Ю., как на момент признания дома аварийным (10.12.2014 г.), так и в настоящее время, отсутствуют в собственности иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания (т. 2 л.д. 25, 39-40, 41).

Доказательств наличия у Столяровой Т.Ю. в пользовании жилых помещений, предоставленных на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, департаментом либо администрацией г. Красноярска не предоставлено.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что жилой <адрес>, где находится принадлежащая собственнику Столяровой Т.Ю. комната <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

По этим причинам Столярова Т.Ю. в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 г. № 185 вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо предоставления другого равнозначного жилого помещения на праве собственности. При этом она имеет право выбора любого из названных способов обеспечения её жилищных прав.

Столярова Т.Ю. выбрала способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ей в собственность взамен изымаемого другого равнозначного жилого помещения, расположенного в границах г. Красноярска, отвечающего санитарно – техническим нормам, в связи с чем предъявила встречный иск, который, исходя из вышеуказанных обстоятельств и приведённых выше правовых позиций, следует удовлетворить.

Поскольку Столярова Т.Ю. на день признания многоквартирного дома аварийным не имела и не имеет в настоящее время другого пригодного для постоянного проживания жилого помещения, она в силу п. 8.1 ст. 32 ЖК РФ, ст. 2 Закона от 09.07.2020 г. № 9-4060 вправе требовать предоставления дополнительных мер поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, которые предусмотрены вышеуказанным Законом.

Квартира <адрес> имеет общую площадь 56 м? и состоит из двух комнат, в том числе из комнаты площадью <данные изъяты>?, принадлежащей Столяровой Т.Ю., и комнаты площадью <данные изъяты> м?, принадлежащей Столярову С.С., а так же из мест общего пользования (кухни и санузла).

Фактически вышеуказанное жилое помещение представляет собой коммунальную квартиру, то есть квартиру, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, совместно использующим вспомогательные помещения (места общего пользования квартиры) и инженерное оборудование в местах общего пользования.

Видами жилых помещений в силу ст. 16 ЖК РФ являются, в частности, квартира и комната как часть квартиры.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а так же помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Между тем, ЖК РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире регламентирует ч. 1 ст. 42 ЖК РФ, согласно которой доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру площади указанной комнаты.

Таким образом, исходя из содержания положений ст. 15, ст. 16, ст. 42 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а так же доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Указанные выше правила исчисления общей площади комнаты, как части коммунальной квартиры применимы и в целях определения общей площади жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире как отдельного объекта прав.

Данная правовая позиция сформулирована и изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2015 г. № 46-КГ15-31.

В связи с изложенным при определении площади равнозначного жилого помещения, предоставляемого Столяровой Т.Ю. взамен изымаемого жилья, необходимо учесть площадь вспомогательных помещений (мест общего пользования).

Общая площадь вспомогательных помещений составляет <данные изъяты> м? (<данные изъяты> м? (общая площадь квартиры) – <данные изъяты> м? (<данные изъяты> м? (площадь комнаты ) + <данные изъяты> м? (площадь комнаты ).

Общая площадь квартиры, которая занята жилыми комнатами, составляет <данные изъяты> м?. Столяровой Т.Ю. принадлежит из указанной части площади <данные изъяты> % (<данные изъяты> м? * 100 % / <данные изъяты>), а Столярову С.С. <данные изъяты> % (<данные изъяты>3 м? * 100 % / <данные изъяты> м?).

Таким образом, на долю Столяровой Т.Ю. в общей площади вспомогательных помещений приходится <данные изъяты> м ? (<данные изъяты> м? * <данные изъяты> %). Всего общая площадь комнаты наряду с площадью вспомогательных помещений составит <данные изъяты> м? (<данные изъяты> м? + <данные изъяты> м?).

Так как площадь изымаемого жилья составляет <данные изъяты> м?, и, поскольку на данные правоотношения распространяются положения Закона от 09.07.2019 г. № 9-4060, Столяровой Т.Ю. должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> м?, но не более <данные изъяты> м?.

В виду признания жилого дома по <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу, суд находит обоснованным требование об изъятии принадлежащей Столяровой Т.Ю. комнаты <адрес>.

Изъятие имущества для муниципальных нужд влечёт прекращение права собственности Столяровой Т.Ю. на изымаемое жилое помещение с последующим признанием права собственности на него за муниципальным образованием г. Красноярск, но только после предоставления последней равнозначного жилого помещения.

В связи с утратой права собственности на изымаемое жилое помещение, однако, после предоставления равнозначного жилого помещения Столярова Т.Ю. подлежит выселению из комнаты <адрес>.

Департаментом заявлено требование о снятии Столяровой Т.Ю. с регистрационного учёта в вышеуказанном жилом помещении.

Вместе с тем, согласно подп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995 г.), снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Названные положения закона свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении будет являться основанием для прекращения регистрации Столяровой Т.Ю. по месту жительства в спорной квартире, а потому требование о её снятии с регистрационного учёта следует оставить без удовлетворения.

Столярова Т.Ю. просит суд предоставить ей равнозначное жилое помещение в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, в Приложении № 1 к вышеуказанной адресно программе указано, что планируемая дата окончания переселения из жилого <адрес> запланирована на 01.09.2025 г. На день рассмотрения настоящего спора установленной программой срок окончания переселения не наступил.

В разделе № 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г.) указано, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В ходе судебного разбирательства Столяровой Т.Ю. и её представителем не предоставлено доказательств, которые свидетельствуют о том, что проживание в комнате <адрес>, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям.

В связи с изложенным суд не усматривает оснований для удовлетворения требования Столяровой Т.Ю. о предоставлении её равнозначного жилого помещения взамен изымаемого в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, то есть фактически во внеочередном порядке.

Как указано в ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу абз. 9 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, могут быть отнесены расходы, которые признаны судом необходимыми.

Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1).

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Для оформления полномочий представителя Столярова Т.Ю. обратилась к нотариусу, которому за оказанные услуги по выдаче доверенности уплатила 1 500 рублей (т. 2 л.д. 5, 8).

Из содержания доверенности следует, что она выдана для представления интересов Столяровой Т.Ю. для участия в конкретном деле, а потому суд на основании абз. 9 ст. 94 ГПК РФ признаёт расходы на её оформление судебными издержками.

Кроме того, обращаясь со встречным иском Столярова Т.Ю. уплатила государственную пошлину в размере 300 рублей (т. 2 л.д. 1).

Поскольку встречные исковые требования подлежат удовлетворению, с МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу Столяровой Т.Ю. на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ следует взыскать 1 500 рублей в счёт расходов на оформление доверенности, 300 рублей в счёт расходов на оплату государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Столяровой ФИО12 удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд у Столяровой ФИО13 комнату <адрес> после предоставления Столяровой ФИО14 равнозначного жилого помещения.

Прекратить право собственности Столяровой ФИО15 на комнату <адрес> после предоставления Столяровой ФИО16 равнозначного жилого помещения.

Выселить Столярову ФИО17 из комнаты <адрес> после предоставления Столяровой ФИО18 равнозначного жилого помещения.

Признать право собственности на комнату <адрес> за Муниципальным образованием г. Красноярск после предоставления Столяровой ФИО19 равнозначного жилого помещения.

Решение суда является основанием для снятия Столяровой ФИО20 с регистрационного учёта в комнате <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований Муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Столяровой ФИО21 – отказать.

Встречные исковые требования Столяровой ФИО22 к Муниципальному образованию <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> удовлетворить.

Возложить на Муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить Столяровой ФИО23 на праве собственности равнозначное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> м? и не более <данные изъяты> м?, расположенное в границах г. Красноярска, отвечающее санитарно – техническим нормам, взамен принадлежащей Столяровой ФИО24 на праве собственности комнаты <адрес>, признанной аварийной и подлежащей сносу.

Взыскать с Муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу Столяровой ФИО25 300 рублей в счёт расходов на оплату государственной пошлины, 1 500 рублей в счёт расходов на оформление доверенности, а всего 1 800 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда.

Апелляционные жалоба, представление подаются через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 Измаденов А.И.

Решение в окончательной форме принято 09.08.2021 г.

2-1901/2021 ~ М-1172/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Муниципальное образование город Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска
Прокурор Кировского района г. Красноярска
Ответчики
Столярова Татьяна Юрьевна
Другие
Администрация г. Красноярска
МКУ города Красноярска "УКС"
Железнова М.И.
УФСГРКК по Красноярскому краю
Сидорова К.А.
Администрация Кировского района г. Красноярска
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Измаденов А.И.
Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
15.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2021Передача материалов судье
20.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
19.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2021Дело оформлено
14.01.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.01.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.03.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее