Дело №2а-1230/2019
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
п. Зубова Поляна 24 июля 2019 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Круглова В.Н.,
при секретаре Телюшиной Г.В.
с участием административного истца - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Ножкиной С.В., действующей на основании доверенности,
административного ответчика Янгляева К.Н.,
прокурора – старшего помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Лисюшкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об установлении административного надзора в отношении Янгляева К.Н.,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее ФКУ ИК№ УФСИН России по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском к Янгляеву К.Н. об установлении административного надзора, просит установить последнему административный надзор сроком на 3 года и следующее административное ограничение: обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Административный иск мотивирован тем, что Янгляев К.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК № УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Пролетарского районного суда г.Саранска от 26 апреля 2017 г. по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, п.п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, в соответствии с ч.2 ст. 69 УК РФ в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Преступления совершены в период нахождения под административным надзором, установленным решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 09 января 2013 г.За период отбывания наказания административный ответчик характеризуется положительно. Срок отбывания осужденным наказания, определенный приговором суда, истекает 25 октября 2019 г.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК№ УФСИН России по Республике Мордовия Ножкина С.В.административный иск поддержала, по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Янгляев К.Н. административный иск признал частично, полагал, что установление указанного административного ограничения будет препятствовать его трудоустройству.
Старший помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Лисюшкин С.В. полагал необходимым удовлетворить административный иск в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено, что Янгляев К.Н., 26 марта 1982 года рождения, судим приговором Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 16 апреля 2010 г. (с учетом последующих изменений) по п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ (вредакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. №26-ФЗ) к 3 годам 4 месяцам лишения свободы, п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 г. №26-ФЗ) к 3 годам 4 месяцам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 4 годам 9 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Согласно приговору суда преступления совершены при особо опасном рецидиве преступлений. Освобожден по отбытию срока наказания 19 сентября 2014 г.
Согласно п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ (в редакции в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3) судимость Янгляева К.Н. за совершение указанных тяжких преступлений должна быть погашена по истечении шести лет после отбытия наказания, то есть 19 сентября 2020 г.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 09 января 2013 г. в отношении Янгляева К.Н. установлен административный надзор на срок 6 лет и административные ограничения: обязать являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц и запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период времени с 22 часов до 6 часов, за исключением работы в ночное время.
26 апреля 2017 г. в период нахождения под административном надзором Янгляев К.Н. осужден Пролетарским районным судомг.Саранска Республики Мордовия по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы, п.п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в связи с чем 03 июля 2017 г. административный надзор в отношении Янгляева К.Н. был прекращен.Срок отбывания наказания, определенный приговором суда, истекает 25 октября 2019 г.
Согласно п. «в» ч.3 ст. 86 УК РФ судимость Янгляева К.Н. за совершение преступлений средней тяжести должна быть погашена по истечении трех лет после отбытия наказания, то есть 25 октября 2022 г.
Таким образом, одновременно имеется два оснований для установления административного надзора, поскольку Янгляев К.Н. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве (п.2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона №64-ФЗ), а также непогашенную судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором (п.4 ч. 2 ст. 3Федерального закона №64-ФЗ).
В целях предупреждения совершения Янгляева К.Н. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об установлении в отношении административного ответчика административного надзора по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона №64-ФЗ, на срок погашения судимости по приговору Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 26 апреля 2017 г. – 3 года, посколькуданное основание влечет установление в отношении административного ответчика более длительного срока административного надзора.
Оснований для сокращения срока административного надзора суд не усматривает, так как Янгляев К.Н. относится к категории лиц, в отношении которых административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством для погашения судимости.
На основании пункта 2 части 1, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом № 64-ФЗ предусмотрен перечень административных ограничений, устанавливаемых в отношении поднадзорного лица.
В силу требований статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из паспорта на имя Янгляева К.Н. следует, что административный ответчик является гражданином Российской Федерации, имеет постоянное место жительства по <Адрес>
Суд полагает, что с учетом данных о личности административного ответчика, его характеристики, поведения в течение срока отбывания наказания, состояния здоровья, характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений (в силу требований Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ), необходимо установить в отношении Янгляева К.Н. административное ограничение: обязательная явка двараза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Оснований для установлении других административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона, при рассмотрении настоящего административного дела не установлено, равно как и иных административных ограничений, которые являются обязательными (часть 2 статьи 4).
Установление вышеуказанного вида административного ограничения, в том числе количество явок на регистрацию, по мнению суда, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления, его характеристику, поведение в период отбывание наказания в местах лишения свободы и состояние здоровья.
Административный ответчик имеет неснятую судимость за совершение преступленийсредней тяжести против собственности.В период отбывания наказания 1 раз привлекался к дисциплинарной ответственности, взыскание погашено в установленном законом порядке, имеет 1 поощрение, на мероприятия воспитательного характера реагирует правильно, на профилактическом учете не состоит,вину в совершенном преступлении признал полностью, характеризуется положительно. Относится к категории трудоспособных.
С учетом приведенных обстоятельств дела в их совокупности установление указанного административного ограничения направлено на предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и отвечает задачам административного надзора.
В то же время, суд исходит из общественных интересов и направленности данных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, что согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем, конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Кроме того, суд обращает внимание и на то, что в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ орган внутренних дел не лишен возможности впоследствии обратиться в суд с заявлением о дополнении административных ограничений с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений.
Доводы административного ответчика о том, что установление административного ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации будет препятствовать трудоустройству, суд не принимает во внимание, поскольку они носят предположительный характер.
Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к Янгляеву К.Н. установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Янгляева К.Н., __.__.____ года рождения, административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Янгляева К.Н. течение срока административного надзора следующее административное ограничение:
- обязательная явка двараза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий В.Н.Круглов