Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3101/2015 ~ М-1990/2015 от 31.03.2015

    гр. дело №2-3101/15

    строка 63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» мая 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи     Сахаровой Е.А.

при секретаре                                  Мазиной Н.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каюковой ФИО25 о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства Воронежской области об отказе в предоставлении лесного участка, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности предоставить для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд лесной участок в <адрес> площадью 25 кв.м. сроком на 10 лет для ведения сельского хозяйства,

                                          У С Т А Н О В И Л :

Каюкова Т.А. обратилась в суд с заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о предоставление в безвозмездное срочное пользование лесного участка из состава земель лесного фонда, расположенного на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд, в чем ей было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с решением Управлением лесного хозяйства Воронежской области Каюкова Т.А. просит суд признать незаконным решение Управления лесного хозяйства Воронежской области об отказе в предоставлении лесного участка, оформленного письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности предоставить для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд лесной участок в <адрес> площадью 25 кв.м. сроком на 10 лет для ведения сельского хозяйства.

Заявитель Каюкова Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времен рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя Каюковой Т.А. по доверенности Данилов А.В. заявление поддержал, просил суд его удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Скоморохина С.И. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала приобщенные к материалам дела возражения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Каюкова Т.А. оспаривает решение Управления лесного хозяйства Воронежской области, как исполнительного органа государственной власти, обеспечивающего на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области, управление и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства, в сфере сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, а также осуществляющим переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, по не предоставлению в аренду лесного участка в <адрес> площадью 25 кв.м. видом использование ведение сельского хозяйства сроком использования 10 лет в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Учитывая в совокупности положения ст.ст.254,255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, для признания действий (бездействий) Управления лесного хозяйства Воронежской области по не предоставлению лесного участка в Сомовском лесничестве квартал №164 площадью 25 кв.м. видом использование ведение сельского хозяйства сроком использования 10 лет, Каюкова Т.А. должна доказать, что со стороны Управления лесного хозяйства Воронежской области и имело или имеет место такое бездействие.

В обосновании своих требований Каюкова Т.А ссылается на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ. Каюкова Т.А. обратилась в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование лесного участка в <адрес> площадью 25 кв.м. видом использование ведение сельского хозяйства сроком использования 10 лет из состава земель лесного фонда, расположенного на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд,

ДД.ММ.ГГГГ. Управление лесного хозяйства Воронежской области Каюковой Т.А. был дан ответ за что испрашиваемый в аренду лесной участок отнесен к приоритетным видам использования лесов – «общественная рекреация», следовательно, в случае предоставления указанного лесного участка в пользование будут ограничены права иных лиц, на основании чего заявителю было отказано.

Указом губернатора Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ В ПРЕДЕЛАХ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ В ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ", в соответствии с которым заявитель предоставляет в Управление для получения государственной услуги заявление, в котором указывается, в том числе местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в пользование.

Согласно ч.ч.1,2 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Приказом Рослесхоза от 04.04.2012г. №126 утвержден СОСТАВ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ, ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ, СРОКИ ИХ ДЕЙСТВИЯ И ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ, в п.9 которого также предусмотрено, что разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Следовательно, Управление лесного хозяйства Воронежской области, будучи исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, вправе утверждать лесохозяйственные регламенты лесопарков, лесничеств.

Как следует из п.10 вышеуказанного Порядка основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так приказом Управления лесного хозяйства Воронежской области от 28.11.2008г. №152 утвержден, в том числе лесохозяйственный регламент Сомовского лесничества, согласно которого произведено распределение территории лесничества по приоритетным видам использования лесов. В таблице 1.2.1 к указанному регламенту определены территории лесничества с перечнем кварталов и их частей по приоритетным видам использования лесов, в частности, для ведения сельского хозяйства.

Согласно ст.38 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом, существуют ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011г. №509, в которых оговорены требования к использованию лесов для ведения сельского хозяйства, а именно в качестве кормовой базы для медоносных пчел используются лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения. Лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях.

Согласно ст.69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Следовательно, имея намерение на получение в безвозмездное срочное пользование земельного участка лесного фонда в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности, заявителю необходимо при обращении в Управление лесного хозяйства Воронежской области указать точное местоположение части выделяемого лесного участка в квартале соответствующего лесничества, обозначенного путем его указания в планово-картографических картах - лесоустроительном планшете, с разрешенным видом использования лесов «ведение сельского хозяйства».

Законодателем предусмотрено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.4 ст.71 Лесного кодекса РФ)

Согласно ст.689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.

Так в соответствии с ч.3 ст.607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Поскольку заявителем при обращении в Управление лесного хозяйства Воронежской области не конкретизирован и не идентифицирован испрашиваемый земельный участок лесного фонда в границах, то фактически не существующий объект недвижимости не мог быть передан заявителю на основании договора безвозмездного срочного пользования ввиду отсутствия предмета договора. Кроме того, заявитель просила выделить лесной участок в квартале №<адрес>, вид использования которого является «общественная рекреация» согласно лесохозяйственного регламента, а не «ведение сельского хозяйства», для целей которого и испрашивался лесной участок.

Не могут быть приняты во внимания возражения Управления лесного хозяйства Воронежской области относительно того, что лесной участок не поставлен заявителем на кадастровый учет, поскольку в соответствии с ч.1 ст.4.1 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в редакции от 02.12.2013г., действовавшей на момент обращения заявителя в орган исполнительной власти субъекта РФ, до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. Поскольку заявителем предполагалось использовать испрашиваемый лесной участок в целях ведения сельского хозяйства, постановка на кадастровый учет участка не требовалась.

Согласно ст.3 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Каюковой Т.А., так как по делу не установлено обязательное условие для удовлетворения требований заявителей, предусмотренное ч. 2 ст. 255 ГПК РФ, а именно, нарушение прав заявителя вынесенным решением Управления лесного хозяйства Воронежской области.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194-198, гл.25 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Каюковой ФИО26 о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства Воронежской области об отказе в предоставлении лесного участка, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности предоставить для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд лесной участок в <адрес> площадью 25 кв.м. сроком на 10 лет для ведения сельского хозяйства отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

    гр. дело №2-3101/15

    строка 63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» мая 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи     Сахаровой Е.А.

при секретаре                                  Мазиной Н.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каюковой ФИО25 о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства Воронежской области об отказе в предоставлении лесного участка, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности предоставить для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд лесной участок в <адрес> площадью 25 кв.м. сроком на 10 лет для ведения сельского хозяйства,

                                          У С Т А Н О В И Л :

Каюкова Т.А. обратилась в суд с заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о предоставление в безвозмездное срочное пользование лесного участка из состава земель лесного фонда, расположенного на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд, в чем ей было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с решением Управлением лесного хозяйства Воронежской области Каюкова Т.А. просит суд признать незаконным решение Управления лесного хозяйства Воронежской области об отказе в предоставлении лесного участка, оформленного письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности предоставить для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд лесной участок в <адрес> площадью 25 кв.м. сроком на 10 лет для ведения сельского хозяйства.

Заявитель Каюкова Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времен рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя Каюковой Т.А. по доверенности Данилов А.В. заявление поддержал, просил суд его удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Скоморохина С.И. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала приобщенные к материалам дела возражения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Каюкова Т.А. оспаривает решение Управления лесного хозяйства Воронежской области, как исполнительного органа государственной власти, обеспечивающего на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области, управление и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства, в сфере сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, а также осуществляющим переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, по не предоставлению в аренду лесного участка в <адрес> площадью 25 кв.м. видом использование ведение сельского хозяйства сроком использования 10 лет в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Учитывая в совокупности положения ст.ст.254,255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, для признания действий (бездействий) Управления лесного хозяйства Воронежской области по не предоставлению лесного участка в Сомовском лесничестве квартал №164 площадью 25 кв.м. видом использование ведение сельского хозяйства сроком использования 10 лет, Каюкова Т.А. должна доказать, что со стороны Управления лесного хозяйства Воронежской области и имело или имеет место такое бездействие.

В обосновании своих требований Каюкова Т.А ссылается на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ. Каюкова Т.А. обратилась в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование лесного участка в <адрес> площадью 25 кв.м. видом использование ведение сельского хозяйства сроком использования 10 лет из состава земель лесного фонда, расположенного на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд,

ДД.ММ.ГГГГ. Управление лесного хозяйства Воронежской области Каюковой Т.А. был дан ответ за что испрашиваемый в аренду лесной участок отнесен к приоритетным видам использования лесов – «общественная рекреация», следовательно, в случае предоставления указанного лесного участка в пользование будут ограничены права иных лиц, на основании чего заявителю было отказано.

Указом губернатора Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ В ПРЕДЕЛАХ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ В ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ", в соответствии с которым заявитель предоставляет в Управление для получения государственной услуги заявление, в котором указывается, в том числе местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в пользование.

Согласно ч.ч.1,2 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Приказом Рослесхоза от 04.04.2012г. №126 утвержден СОСТАВ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕГЛАМЕНТОВ, ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ, СРОКИ ИХ ДЕЙСТВИЯ И ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ, в п.9 которого также предусмотрено, что разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Следовательно, Управление лесного хозяйства Воронежской области, будучи исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, вправе утверждать лесохозяйственные регламенты лесопарков, лесничеств.

Как следует из п.10 вышеуказанного Порядка основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так приказом Управления лесного хозяйства Воронежской области от 28.11.2008г. №152 утвержден, в том числе лесохозяйственный регламент Сомовского лесничества, согласно которого произведено распределение территории лесничества по приоритетным видам использования лесов. В таблице 1.2.1 к указанному регламенту определены территории лесничества с перечнем кварталов и их частей по приоритетным видам использования лесов, в частности, для ведения сельского хозяйства.

Согласно ст.38 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом, существуют ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011г. №509, в которых оговорены требования к использованию лесов для ведения сельского хозяйства, а именно в качестве кормовой базы для медоносных пчел используются лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения. Лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях.

Согласно ст.69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Следовательно, имея намерение на получение в безвозмездное срочное пользование земельного участка лесного фонда в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности, заявителю необходимо при обращении в Управление лесного хозяйства Воронежской области указать точное местоположение части выделяемого лесного участка в квартале соответствующего лесничества, обозначенного путем его указания в планово-картографических картах - лесоустроительном планшете, с разрешенным видом использования лесов «ведение сельского хозяйства».

Законодателем предусмотрено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.4 ст.71 Лесного кодекса РФ)

Согласно ст.689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.

Так в соответствии с ч.3 ст.607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Поскольку заявителем при обращении в Управление лесного хозяйства Воронежской области не конкретизирован и не идентифицирован испрашиваемый земельный участок лесного фонда в границах, то фактически не существующий объект недвижимости не мог быть передан заявителю на основании договора безвозмездного срочного пользования ввиду отсутствия предмета договора. Кроме того, заявитель просила выделить лесной участок в квартале №<адрес>, вид использования которого является «общественная рекреация» согласно лесохозяйственного регламента, а не «ведение сельского хозяйства», для целей которого и испрашивался лесной участок.

Не могут быть приняты во внимания возражения Управления лесного хозяйства Воронежской области относительно того, что лесной участок не поставлен заявителем на кадастровый учет, поскольку в соответствии с ч.1 ст.4.1 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в редакции от 02.12.2013г., действовавшей на момент обращения заявителя в орган исполнительной власти субъекта РФ, до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. Поскольку заявителем предполагалось использовать испрашиваемый лесной участок в целях ведения сельского хозяйства, постановка на кадастровый учет участка не требовалась.

Согласно ст.3 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Каюковой Т.А., так как по делу не установлено обязательное условие для удовлетворения требований заявителей, предусмотренное ч. 2 ст. 255 ГПК РФ, а именно, нарушение прав заявителя вынесенным решением Управления лесного хозяйства Воронежской области.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194-198, гл.25 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Каюковой ФИО26 о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства Воронежской области об отказе в предоставлении лесного участка, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности предоставить для использования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (пчеловодства) для собственных нужд лесной участок в <адрес> площадью 25 кв.м. сроком на 10 лет для ведения сельского хозяйства отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

1версия для печати

2-3101/2015 ~ М-1990/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каюкова Таисия Александровна
Другие
Управление лесного хозяйства
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Сахарова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
31.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.05.2015Предварительное судебное заседание
26.05.2015Судебное заседание
26.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2015Дело оформлено
05.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее