Дело №2-8173/2016 (5) изготовлено 15.08.2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,
при секретаре Лободе О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Железнодорожного района г.Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц, к Екатеринбургскому филиалу ПАО «Вымпел-Коммуникации» об ограничении доступа к информации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Железнодорожного района г.Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Екатеринбургскому филиалу ПАО «Вымпел-Коммуникации», с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании информации, распространяемой на интернет-странице в сети «Интернет» <данные изъяты>, с возложением на ответчика обязанности по ограничению доступа к данной интернет-странице путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IPадресов указанной интернет-страницы.
В обоснование заявленного иска указано, что в ходе проверки было установлено, что ответчик оказывает услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» юридических и физических лиц, являясь интернет-провайдером (оператором связи) на территории г.Екатеринбурга. В рамках проведения проверки была изучена информация, распространенная посредством интернет-ресурсов. Так, выявлена вышеуказанная интернет-страница. На данном сайте организована продажа магнитов, которые уменьшают показания приборов учета коммунальных услуг, в соответствии с нормами действующего законодательства данная информация к распространению запрещена, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Также прокурор обратился с аналогичным иском в отношении интернет-страницы <данные изъяты>
Определением суда данные гражданские дела объединены в одно производство.
Прокурор в судебном заседании не иске настаивал в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель ответчика, третьего лица о причинах неявки суд не уведомили, не представили доказательств уважительности своего отсутствия, не просили об отложении дела. в связи с чем, с учетом мнения представителя истца, суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц в порядке заочного производства.
Заслушав истца, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах, и вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший исковое заявление, пользуется всеми процессуальными правами истца, предусмотренными ст. 39 настоящего Кодекса, несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ст. 153 п. 1 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 35 пп. "г" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <//> N 354 предписывает, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от <//> N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от <//>) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет". Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от <//> N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Заявитель указал на то, что целью обращения прокурора с заявлением в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации о продаже в интернет-магазине по указанному электронному адресу магнитов, способных остановить приборы учета воды, газа, электричества и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от <//> 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
По делам о признании информации, побуждающей потребителей коммунальных услуг к самовольному несанкционированному вмешательству в работу приборов учета и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
При проведении данного мониторинга установлено, что на сайте <данные изъяты> пользователю предоставляется информация о способах приобретения и использования "неодимовых магнитов" для уменьшения показаний приборов учета коммунальных ресурсов.
Изложено подробное описание реализуемой продукции, способов использования, а также оплаты и доставки. Использование "неодимовых магнитов" позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета, тем самым не оплачивая часть фактически полученных коммунальных ресурсов.
Искажение данных прибора учета происходит в результате замедления роста показаний, либо его полной остановки при неизменной пропускной способности. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности граждан.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
Просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на <данные изъяты>
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федеральным законом от <//> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона).
Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.
В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Провайдер хостинга, оператор связи и владелец сайта в сети "Интернет" не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ст. 17 Закона).
Судом установлено, что по результатам прокурорской проверки был выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц к Интернет-ресурсам <данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно рапортам Прокуратуры Железнодорожного района г.Екатеринбурга, в ходе осуществления проверочных мероприятий по вопросу пресечения продажи неодимовых магнитов в сети «Интернет» были выявлены вышеназванные интернет-страницы с признаками осуществления продажи свободно неодимовых магнитов, для уменьшения показаний приборов учета коммунальных ресурсов.
Суду представлены соответствующие скриншоты.
Ответчиком не оспорено, что данная информация является ограниченной к доступу.
При указанных обстоятельствах, при отсутствии доказательств обратного суд приходит к выводу о законности требований истца о признании вышеназванной информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, как направленных в интересах неопределенного круга лиц, соблюдение законности и правопорядка.
Согласно ст. 15.1 вышеназванного нормативного правового акта в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет": а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; д) информации, нарушающей требования Федерального закона от <//> N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от <//> N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи; 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в сети "Интернет", провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.
Обращение прокурора в суд с требованием ограничить доступ к страницам сайтов в сети «Интернет» со стороны конкретного оператора связи является недостаточно эффективной мерой защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку не повлечет последствий, связанных с возможностью внесения запрещенной информации в Единый реестр и создаст предпосылки экономического риска для оператора связи ПАО «Вымпел-Коммуникации».
Само по себе решение суда о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации в силу прямого указания в законе является основанием для внесения соответствующего Интернет-ресурса в Единый реестр.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части понуждения ответчика ограничить доступ к интернет-страницам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IPадресов указанной интернет-страницы, так как выбранный прокурором способ судебной защиты не влечет за собой восстановление нарушенных прав неограниченного круга лица и соответствующий правовой результат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить частично.
Признать информацию, размещенную на Интернет-страницах в сети «Интернет» <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения соответствующих сведений в отношении Интернет-страниц в сети «Интернет» <данные изъяты>
<данные изъяты> в Единый реестр.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а также в случае подачи такого заявления – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.
Судья :