50RS0005-01-2019-007691-03
Дело №2-467/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2020 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Боровковой Е.А., при секретаре судебного заседания Шипиёвой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитровской городской прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Тарновскому В.Г. Администрации Дмитровского городского округа Московской области об обязании использовать земельные участки в соответствии с ограничениями, внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости,
при участии представителя истца – старшего помощника Дмитровского городского прокурора Мироненко И.М., представителей ответчика Тарновского В.Г. – Тихонова Е.А., Киселева В.Е., представителя ответчика Администрации Дмитровского городского округа Московской области – Петровой А.Д.
УСТАНОВИЛ:
Дмитровская городская прокуратура Московской области обратилась в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Тарновскому В.Г. об обязании Тарновского В.Г. использовать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП <данные изъяты> «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, не допускать размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков первого порядка; при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды; в зонах рекреации в полосе 100 метров от уреза воды не допускать капитальную застройку; допускается установка малых архитектурных форм, внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с п.4.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП <данные изъяты> «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <данные изъяты>. В обоснование иска ссылается на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен Администрацией Дмитровского городского округа Московской области по договору аренды Тарновскому В.Г.; земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны канала им. Москвы, однако в правоустанавливающих документах на участок сведений об особых условиях (ограничениях) его использования с соблюдением требований СП <данные изъяты> не содержится; использование участка без ограничений, обусловленных его вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны гидроузлов, противоречит требованиям законодательства, затрагивает права неопределенного круга лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Дмитровского городского округа Московской области.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представители ответчика Тарновского В.Г. по доверенности в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, представили письменные возражения, согласно которых Дмитровская городская прокуратура не является надлежащим истцом; участок находится за пределами зоны санитарной охраны, ответчиком в том числе заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Представитель ответчика – Администрации Дмитровского городского округа Московской области решение оставила на усмотрение суда, пояснив, что земельные участки по заключению Главархитектуры действительно расположены в зоне с СП <данные изъяты>
Представители 3-их лиц ФГБУ «Канал им Москвы», ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО, Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представители третьих лиц – АО «Мосводоканал», Министерства экологии и природопользования Московской области, ФГБУ «Канал имени Москвы» в судебное заседание не явились, о дате слушания извещались надлежащим образом, представили письменные пояснения, согласно которых полагают заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явился, о дате слушания извещался надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит рассматривать дело в его отсутствие, а также учесть, что в связи с принятием Постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории г. Москвы и Московской области» не подлежит ряд нормативно-правовых актов, в том числе Постановление СНК РСФСР от 04 сентября 1940 года №696 «О санитарной охране канала Москвы-Волга как источника водоснабжения г. Москвы».
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о дате слушания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, мнение по иску не выражено.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка без проведения торгов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области, Тарновскому В.Г. предоставлен во временное владение и пользование земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> на срок <данные изъяты> лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 13-16), что так же подтверждается выпиской ЕГРН (л.д. 17-18).
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса РФ и статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Канал им. Москвы является источником питьевого водоснабжения, что подтверждается Санитарно-эпидемиологическими правилами СП № «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В силу пункта 2.2.4 СП <данные изъяты> второй пояс зоны санитарной охраны станции водоподготовки включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка. Основными водотоками в зоне санитарной охраны станций водоподготовки являются в том числе участки канала им.Москвы, соединяющие Иваньковское водохранилище с рекой Москвой.
Решением Дмитровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в том числе, удовлетворены требования Дмитровского городского прокурора к Тарновскому В.Г., Администрации Дмитровского района Московской области, признаны недействительными постановление Администрации Дмитровского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Тарновскому В.Г. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., а также заключенный между ответчиками договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, из ЕГРН исключены соответствующие сведения, применены последствия недействительности ничтожной сделки.
При рассмотрении указанного дела судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, который является основным водотоком в зоне санитарной охраны станции водоподготовки, земельный участок ограничен в обороте. В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ за № "О санитарной охране канала Москва-Волга как источника водоснабжения города Москвы", решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ за № (п.2.1) в зону второго пояса санитарной охраны входит километровая полоса в обе стороны от уреза воды канала им.Москвы на всем протяжении от Иваньковского водохранилища до Клязьминского водохранилища. Данное обстоятельство исключает возможность предоставления земельных участков, находящихся в данной зоне, в собственность гражданам, в связи с чем судом возвращен спорный земельный участок в неразграниченную государственную собственность. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, данное решение суда оставлено без изменения, в связи с чем последнее вступило в законную силу (л.д. 19-29).
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 3 федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.1 ст. 2 федерального закона от 30.03.1999 г. за № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Частью 2 ст. 12 федерального закона № 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарными правилами СП № «Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» установлены гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <данные изъяты>. № «Об утверждении Санитарных правил СП №» введены в действие Санитарные правила «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы», которые определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода.
Обязательной стадией организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения являются разработка проекта зоны санитарной охраны, границы которой впоследствии устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ.
Вместе с тем утвержденный проект зон санитарной охраны отсутствует, что не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах таких зон, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предусмотренных настоящими СанПиН (п. 1.17 СанПиН).
Согласно СП № второй пояс ЗСО гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему (п. 2.3.4.). Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм (п. 4.4.4).
Факт вхождения расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в границах второго пояса зоны санитарной охраны гидроузлов, подтвержден и установлен решением Дмитровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. Данным решением также установлено, что длины линий от уреза воды до ближайших точек границы спорного земельного участка составляют до северной точки 38,88 метра, до южной точки 38,05 метра.
Обстоятельства, установленные данным решением суда в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательны для суда, они не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно положений статьи 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1); ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3); ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок (пункт 4); ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу (пункт 5); ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним: основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.
С учётом того, что судом установлено нахождение спорного земельного участка в границы второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, устанавливаемых СанПиН и их использование возможно при соблюдении требований закона «Об охране окружающей среды», санитарных правил, с учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
Относительно заявления Тарновского В.Г. о применении последствий пропуска срока исковой давности, то оно судом не принимается, поскольку в данном случае суд расценивает заявленные исковые требования как иск об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения (негаторный иск), против которого не могут быть выдвинуты возражения об истечении исковой давности.
В части доводов стороны ответчика Тарновского В.Г., что Дмитровская городская прокуратура не является надлежащим истцом, то они судом не принимаются, поскольку истец наделён правом обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого крага лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований в силу положений ст. 45 ГПК РФ.
Остальные доводы стороны ответчика Тарновского В.Г. судом не принимаются по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,57,67,194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Дмитровской городской прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц – удовлетворить.
Обязать Тарновского В.Г. использовать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП № «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, не допускать размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков первого порядка; при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды; в зонах рекреации в полосе 100 метров от уреза воды не допускать капитальную застройку; допускается установка малых архитектурных форм.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с п.4.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП № «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих ограничений (обременений) в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.
Судья
Дмитровского городского суда Е.А. Боровкова