Дело № 2-622/2020
УИД 10RS0008-01-2020-001332-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2020 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием истца Кирьяковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирьяковой О.А. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и Министерству финансов Республики Карелия о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Кирьякова О.А. обратилась в суд по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, пригодного для постоянного проживания не имеет, в данной связи просит обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать Министерство финансов Республики Карелия обязать включить ее в названный список как подлежащей обеспечению жилым помещением в 2020 году, обязать Министерство финансов Республики Карелия выделить в 2020 году Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» субвенцию на обеспечение истицы жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» обеспечить ее в 2020 году благоустроенным жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории Медвежьегорского района за счет средств бюджета Республики Карелия.
С учетом характера спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия и Администрация Кондопожского муниципального района.
В судебном заседании истица Кирьякова О.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, пояснила суду, что в настоящее время проживает в семье своего бывшего опекуна, иного жилого помещения, пригодного для проживания у нее не имеется, планирует и в дальнейшем проживать в п.Повенец Медвежьегорского района, трудоустроиться. Возражала против позиции Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» об установлении срока предоставления жилого помещения до 30.06.2021, поскольку вопрос с обеспечением ее жилым помещением должен быть разрешен в возможно короткие сроки.
Ответчик Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В материалы дела представлен отзыв относительно заявленных требований, в которых указывается, что денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа из бюджета Республики Карелия не предоставляются, в специализированном жилом фонде муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» свободные жилые помещения отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, а в случае удовлетворения иска – предоставить срок исполнения решения суда до 30.06.2021 с учетом времени, необходимого для получения субвенции и осуществления закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ответчик Министерство финансов Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в материалы дела представлен отзыв относительно заявленных требований, в которых полагает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по обеспечению жилыми помещениями Кирьяковой О.А. как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в силу закона возложена на Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», а также сообщило сведения о порядке предоставления и об объеме субвенций, предусмотренных местным бюджетам Республики Карелия, на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило отзыв, в котором указало сведения о размере субвенции на осуществление государственных полномочий, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», предусмотренных Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» по Медвежьегорскому муниципальному району. Просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо Администрация Кондопожского муниципального района о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направила, представила сведения о жилом помещении, ранее занимаемом Кирьяковой О.А.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассматривать данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В соответствии со статьей 3.1. Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия от 21 октября 2011 года №1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) принимают участие в формировании и ведении уполномоченным органом списка в порядке, установленном настоящим Законом. Указанные в части 1 настоящей статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящей статьей, вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления самостоятельно.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кирьякова О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей (решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 30.10.2008, вынесенным по гражданскому делу №2-530/2008, ее мать, Кирьякова Н.С. была лишена родительский прав в отношении дочери, сведений об отце не имеется).
Постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 08.12.2008 №2084 «Об установлении обязанностей опекуна над несовершеннолетней Кирьяковой Ольгой» Администрации Кондопожского района было предписано закрепить за несовершеннолетней Кирьяковой О.А. жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Согласно письму Администрации Кондопожского муниципального района от 03.03.2009, адресованному Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», Администрация Кондопожского муниципального района не имеет возможности закрепить за Кирьяковой О.А. жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, поскольку несовершеннолетняя Кирьякова О.А. была зарегистрирована с матерью в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>.
Постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 24.11.2015 №1105 «Об установлении факта невозможности проживания Кирьяковой Ольги Андреевны в ранее занимаемом жилом помещении» установлен факт невозможности проживания Кирьяковой О.А. в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>.
Постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 02.11.2010 №2596 «О закреплении права на внеочередное получение жилой площади за Кирьяковой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за Кирьяковой О.А. закреплено право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма.
Кирьякова О.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Медвежьегорскому муниципальному району под №.
До настоящего времени жилым помещением в установленном порядке не обеспечена. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных на имя истца правах на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный указанным выше Законом Республики Карелия порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Формирование списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и конкуренции льготников.
Исходя из изложенного, истец Кирьякова О.А. подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает положения пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П, которым предусмотрено, что благоустроенные жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, однократно предоставляются указанным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договора социального найма.
Министерство финансов Республики Карелия полномочиями по ведению Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не наделено. Формирование отдельного Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем финансовом году, законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение субвенций на осуществление государственных полномочий (в рассматриваемом случае – осуществление государственных полномочий, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя») в случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления, производится в соответствии с законом о бюджете по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Выделение субвенции на приобретение жилого помещения конкретному лицу, имеющему право на обеспечение жилым помещением, законом не предусмотрено.
В данной связи требования, заявленные истцом Кирьяковой О.А. к Министерству финансов Республики Карелия, на законе не основаны и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, Кирьякова О.А. просит предоставить ей жилое помещение в 2020 году, однако в соответствии с частями 1, 18 статьи 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологической последовательности, по дате и времени поступления заявления (представления) в уполномоченный орган, предоставление жилого помещения во внеочередном либо первоочередном порядке, а равно в конкретном календарном году не предусмотрено.
Доводы ответчика Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» относительно необходимости установления срока для исполнения решения суда до 30.06.2021 судом отвергаются как не основанные на законе, при этом суд учитывает, что ответчик не лишен права в последующем обратиться в установленном для этого порядке в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного постановления.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Кирьяковой О.А. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2020 года