Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-15323/2016 от 20.05.2016

Судья – Кашкаров С.В. Дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2016 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.

по докладу судьи Перовой М.В.

с участием прокурора Полубень А.А.

при секретаре Ткач И.И.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Сидоркиной Е.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 11 января 2016 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Анапский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке и возложении обязанности устранить допущенное нарушение. В обоснование заявленных исковых требований указал, что при проведении проверки деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа по обеспечению льготных категорий земельными участками было установлено, что на основании постановления администрации город-курорт Анапа <...> от 13.03.2014 года «О предоставлении Волченко Е.В. земельного участка по адресу: <...>» в соответствии со ст.ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 21.03.2014 года между управлением имущественных отношений администрации город-курорт Анапа и Волченко Е.В. заключен договор <...> аренды земельного участка, площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства. На момент его выделения указанный участок не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода. Определение и получение технических условий подключения данного земельного участка, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является обязанностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа. Поскольку при предоставлении в аренду семье Волченко имеющей трех и более детей, земельного участка по адресу: <...> администрация муниципального образования город-курорт Анапа не подготавливала технические условия для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, указанное бездействие является незаконным и подлежит устранению.

В судебном заседании помощник прокурора Никитенко О.В. заявленные административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска прокурора.

Решением Анапского городского суда от 11 января 2016 года административное исковое заявление Анапского межрайонного прокурора удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>, предоставленном многодетной семье в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», и администрация муниципального образования город-курорт Анапа обязана в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку технических условий для подключения земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, к сетям инженерно-технического обеспечения.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Сидоркина Е.В. просит решение Анапского городского суда от 11 января 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Полубень А.А., судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа по обеспечению льготных категорий граждан земельными участками, по результатам которой установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа не проводилась работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что на основании постановления администрации город-курорт Анапа <...> от 13.03.2014 «О предоставлении Волченко Е.В. земельного участка по адресу: <...>» в соответствии со ст.ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 21.03.2014 года между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Волченко Е.В. заключен договор <...> аренды земельного участка, площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства. Однако, на момент его выделения указанный участок не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода.

04.12.2015 года в Анапскую межрайонную прокуратуру обратилась Волченко Е.В. с заявлением о защите ее нарушенных прав на жилище, в связи с невозможностью использования предоставленного администрацией город-курорт Анапа в аренду земельного участка по целевому назначению - для индивидуального жилищного строительства.

Так, согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. На основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. К вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения).

Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. В Перечень на заседаниях представительного органа местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.

Пунктом 2 распоряжения губернатора Краснодарского края от 09.06.2012 года №489-р «О некоторых мерах по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками в Краснодарском крае» в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в целях создания условий по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками в Краснодарском крае рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов Краснодарского края: вести учет граждан, имеющих трех более детей и имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; определить территории, максимально приближенные к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и предназначенные для предполагаемого предоставления гражданам, имеющим трех и более детей и имеющим право на бесплатное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; определить потребность в обеспечении инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.

По смыслу п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (действовавшего на момент предоставления земельного участка) предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.

Пункт 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (действовавший на момент предоставления земельного участка) указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, формирование земельного участка, а также определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.

В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ организация осуществляющая эксплуатацию сетей: инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.

На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года №83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с п.п. 5-12 настоящих Правил. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

В соответствии с положениями ст. 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Анапа отнесена организация в границах муниципального образования город-курорт Анапа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Суд первой инстанции правильно указал, что с учетом приведенных положений действующего законодательства, определение и получение технических условий подключения вышеуказанного земельного участка, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является обязанностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

Судом первой инстанции установлено, что при предоставлении в аренду многодетной семье Волченко, земельного участка, расположенного по адресу: <...>, администрация муниципального образования город-курорт Анапа не подготавливала технические условия для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, в то время как указанное является обязанностью данного лица.

Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что бездействие администрации по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном в аренду Волченко Е.В., нарушает ее социальные права как гражданки, относящейся к льготной категории граждан и создает препятствия к осуществлению ею прав по использованию земельного участка в соответствии с его назначением.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено административное исковое заявление Анапского межрайонного прокурора.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Анапского городского суда Краснодарского края от 11 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Сидоркиной Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-15323/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Анапский межрайонный прокурор
Волченко Е.В.
Ответчики
Администрация МО г-к Анапа
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Перова Мила Викторовна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
24.05.2016Передача дела судье
14.06.2016Судебное заседание
24.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее