Дело № 33-1944/2019 Судья в суде І инстанции Калганова С.В.
Категория 2.209 Судья-докладчик в суде апелляционной
инстанции Козуб Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2019 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
председательствующего, судьи - Радовиля В.Л.,
судей - Козуб Е.В., Сулеймановой А.С.,
при секретаре - Снимщиковой А.Р.,
с участием:
представителя истца - Реуцкой М.В.,
представителя ответчика - Сапожникова П.В.,
представителя ответчика - Тебенькова А.Н.,
представителя третьего лица - Сероштан Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу истца Щербатюк Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 марта 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Щербатюк Е.А., Щербатюка И.А. к Государственному унитарному предприятию Севастополя «Севтеплоэнерго», Государственному унитарному предприятию Севастополя «Единый информационно-расчетный центр», третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЦЕНТР» о прекращении начислений платы за централизованное теплоснабжение,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Щербатюк Е.А., Щербатюк И.А. обратились в суд с иском к ответчикам ГУПС «Севтеплоэнерго» и ГУПС «ЕИРЦ», с учетом дополнений оснований иска, просили обязать ГУПС «Севтеплоэнерго» прекратить начисления по услугам за централизованное отопление по адресу: <адрес>, с 01 июля 2015 года по 01 июня 2016 года, а также обязать ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» прекратить начисления за централизованное отопление по адресу: <адрес>, с 01 июня 2016 года, мотивируя исковые требования тем, что они являются собственниками указанной квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>. 17 июня 2016 года Щербатюком И.А. было произведено отключение квартиры от системы централизованного отопления, о чем было сообщено в ГУПС «Севтеплоэнерго» и ГУПС «Единый информационно-расчетный центр», составлен акт обследования системы центрального отопления 17.06.2016 года, начисление платы за отопление было прекращено с 01.06.2016 года и произведен перерасчет платы за отопление, в соответствии с которым имеется переплата за отопление в сумме 3694,27 рублей. При проведении демонтажа труб, радиаторов системы отопления и отключения от системы центрального отопления необходимости в получении разрешения и согласования органов местного управления не требовалось, поскольку данные работы не являются переоборудованием жилого помещения, что подтверждено ответами ГУПС «Севтеплоэнерго», Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя. Установка индивидуального газового котла в квартире произведена на основании технической документации и технических условий ПАО «Севастопольгаз».
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 марта 2019 года в удовлетворении вышеуказанных исковых требований отказано.
Истцом Щербатюк Е.А., в лице представителя по доверенности Реуцкой М.В., подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов районного суда обстоятельствам дела.
Ответчиками ГУПС «ЕИРЦ» и ГУПС «Севтеплоэнерго» поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение районного суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца Щербатюк Е.А. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, по доводам изложенным в ней, просила решение отменить.
Представитель ответчика ГУПС «ЕИРЦ», представитель ответчика ГУПС «Севтеплоэнерго», представитель третьего лица ООО «УК «Центр» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы истца, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта районного суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы Щербатюк Е.А., Щербатюк И.А. не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителя истца, возражения представителей ответчиков и представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения районного суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о прекращении начислений за централизованное отопление в квартире № по адресу: <адрес>, за период с 01 июля 2015 года по 01 июня 2016 года, и оставлении без изменений решения районного суда в остальной части.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством в суде первой инстанции установлено, истцы являются собственниками квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, в равных долях.
17 июля 2016 года было произведено отключение от системы централизованного отопления в квартире истцов путем снятия (демонтажа) батарей центрального отопления и изоляции стояков и установлен индивидуальный газовый котел.
17 июля 2016 года Управляющей компанией Ленинского района г. Севастополя был составлен акт обследования системы центрального отопления по адресу: <адрес>, согласно которому, при обследовании системы центрального отопления приборы отопления отключены от проходящих стояков отопления, стояки заизолированы, установлен двухконтурный газовый котел, приборы отопления получают теплоноситель от установленного газового котла, нормативный температурный режим в помещении сохранен. Целостность инженерных тепловых сетей общего имущества № по <адрес> не установлена. Перенос инженерных тепловых сетей не производился, внесения изменений в технический паспорт дома не требуется. Установленный двухконтурный газовый котел марки или типа «Аристон» нарушений не имеет и отвечает требованиям правил.
Истцы обратились в ГУПС «ЕИРЦ» с заявлением, в котором просили прекратить начисления за услугу центрального отопления на основании акта обследования системы центрального отопления в квартире истцов, на что 19.01.2017 ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» уведомило истцов о том, что по адресу: <адрес> (лицевой счет №) начисления по услуге «отопление» не производятся с 01 декабря 2016 года и осуществлен перерасчет по услуге «отопление» в размере -3694,27 рублей. Истцу дополнительно было сообщено, что результаты корректировки будут отражены в счете-квитанции за декабрь 2016 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцами не соблюдена процедура отключения от системы центрального отопления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ГУПС «Севтеплоэнерго» и ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» прекратить начисления за централизованное отопление по адресу: <адрес> 01 июня 2016 года, в виду следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений частей 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе и отопление).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, должно обеспечивать поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а именно не ниже +18 градусов.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 35 Правил, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, в их совокупности и взаимосвязи следует, что любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж радиаторов и иных обогревательных элементов жилого помещения, а также монтаж дополнительного оборудования, требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию, поскольку в соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации подобные действия определяются как переустройство.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации, переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет, предусмотренную законодательством ответственность (часть 2 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
По смыслу положений Федерального закона № 190 от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома, тогда как внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 20 декабря 2018 года № 46-П, признавая не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй пункта 40 Правил № 354, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение не допускает возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги в жилом и нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установил неправомерность возложения обязанности вносить плату за фактически не используемую для обогрева жилого помещения тепловую энергию, поступающую многоквартирный дом по сетям теплоснабжения на собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Таким образом, исходя из указанных норм права и приведённой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при отсутствии в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, равно как и при оборудовании жилого помещения индивидуальным прибором газового отопления, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению этого помещения только при условии предоставления доказательств осуществления такого переустройства с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась и не предоставляется.
Как установлено судебным разбирательством в суде первой инстанции, квартира истцов расположена в многоквартирном жилом доме, имеющем единую общедомовую систему отопления.
Таким образом, квартира истца переведена на индивидуальное отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, в отсутствие решения и согласования органа местного самоуправления, соответствующего технического проекта.
В соответствии со статьей 13 Закона города Севастополя от 15 мая 2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя», уполномоченные исполнительные органы государственной власти города Севастополя согласовывают переустройство и перепланировку жилых помещений и определяют порядок получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений пункты 10, 11).
Порядок согласования проведения переустройства и перепланировки жилых помещений определен Постановлением Правительства города Севастополя от 19 ноября 2015 года № 1074-ПП «Об утверждении требований к составу и содержанию разделов проектной документации переустройства и (или) перепланировки помещений на территории города Севастополя», в котором, в частности, пунктом 2.6 установлено, что проектная документация в части, касающейся перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна быть разработана с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Однако, истцами не представлено доказательств обращения в органы местного самоуправления за получением разрешения на проведение работ по отключению квартиры от системы центрального отопления, наличия проектной документации в части, касающейся перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и согласования приема в эксплуатацию, произведенного переустройства квартиры.
Таким образом, освобождение истца от оплаты коммунальной услуги по отоплению с 01 июня 2016 года не соответствует нормам действующего на момент отключения и по настоящее время законодательства, повлечет необоснованное освобождение истцов от исполнения обязанности по оплате указанной услуги.
Доводы жалобы о том, что истцы с июня 2016 года не пользуются услугами ГУПС «Севтеплоэнерго», в связи с чем не должны оплачивать услуги по отоплению, являются необоснованными, поскольку в силу пп. "в" п. 35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и(или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и(или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Истцами, установленный порядок отключения квартиры от центрального отопления не соблюден, правовые последствия таких действий истцов лежат на них.
Ссылка истца на письмо ГУПС «Севастопольэнерго» № 1412 от 22.06.2018 года, судебной коллегией не может быть принята во внимание, поскольку оно адресовано иному, и не может являться доказательством в данном деле.
Судебная коллегия, соглашается с доводом апелляционной жалобы истца о том, что в период с 01 июля 2015 года по 01 июня 2016 года отсутствует задолженность по отоплению у истцов, заслуживает внимания, ввиду следующего.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (пункт 2 статьи 154).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В суде апелляционной инстанции установлено, что согласно, расчетного листа абонента (л.д. 152), на 01 июня 2016 года у истцов задолженность по услуге за отопление отсутствовала. Кроме того, на 01 июня 2016 года имелась переплата в размере 549 рублей 22 копейки.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ответчиков прекратить начисления за централизованное отопление <адрес> по адресу: <адрес>, с 01 июля 2015 года по 01 июня 2016 года.
Судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании Государственного унитарного предприятия Севастополя «Севтеплоэнерго», Государственного унитарного предприятия Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» прекратить начисления за отопление с 01 июля 2015 года по 01 июня 2016 года, по основаниям пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об удовлетворении искового требования истцов об обязании ответчиков прекратить начисления за отопление с 01 июля 2015 года по 01 июня 2016 года.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Щербатюк Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 марта 2019 года удовлетворить частично.
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 марта 2019 года отменить в части отказа в удовлетворения иска Щербатюк Е.А., Щербатюка И.А. об обязании Государственного унитарного предприятия Севастополя «Севтеплоэнерго», Государственного унитарного предприятия Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» прекратить начисления оплаты за отопление с 01 июля 2015 года по 01 июня 2016 года.
Принять в этой части иска новое решение.
Обязать Государственное унитарное предприятие Севастополя «Севтеплоэнерго», Государственное унитарное предприятие Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» прекратить начисления за централизованное отопление истцам Щербатюк Е.А., Щербатюка И.А. по адресу: <адрес>, с 01 июля 2015 года по 01 июня 2016 года.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 марта 2019 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: В.Л.Радовиль
Судьи: Е.В.Козуб
А.С.Сулейманова