Дело № 1-474/2021
77RS0029-02-2021-007879-93
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о возвращении уголовного дела прокурору
г. Москва 19 ноября 2021 года
Тушинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Хомяковой Н.А.,
при секретаре Апсове А.А.,
с участием государственного обвинителя помощника прокурора Южного административного округа г. Москвы Жуковского Э.О.,
подсудимого Прошкова Е.Е.,
защитников - адвокатов Андроновой О.С., представившей удостоверение № 17692 и ордер № 84-А2 от 24 июня 2021 года, Сотникова М.И., представившего удостоверение № 9575 и ордер № 463-С от 24 июня 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Прошкова Евгения Евгеньевича, ..., ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159-2 УК РФ (21 преступление),
УСТАНОВИЛ:
В производстве Тушинского районного суда г. Москвы находится уголовное дело по обвинению Прошкова Е.Е. в совершении преступлений, указанных во вводной части данного постановления.
Обвинительное заключение утверждено прокурором Южного административного округа г. Москвы Меретуковым А.А.
В ходе судебного заседания судом поставлен на обсуждение вопрос о возвращении уголовного дела прокурору в порядке п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушением требований п. 4 ч. 1 ст. 220 УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
Государственный обвинитель возражал против возращения дела прокурору, ссылаясь на то, что действия подсудимого верно квалифицированы органом предварительного расследования по ч. 4 ст. 159.2 УК РФ.
Представители потерпевших разрешение указанного вопроса оставили на усмотрение суда, о чем представили заявления.
Подсудимый Прошков Е.Е. и его защитник, каждый в отдельности, полагали оставили рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда.
Суд, выслушав мнение участников судебного заседания, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований этого Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
В соответствии с требованиями положений п. 4 ч. 1 ст. 220 УПК РФ следователь в обвинительном заключении указывает формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за данное преступление.
В обвинительном заключении следователь указал, что предъявленное Прошкову Е.Е. обвинение предусматривает ответственность по ч. 4 ст. 159.2 УК РФ.
В соответствии со ст. 159.2 УК РФ ответственность по данной норме уголовного закона наступает за совершение мошенничества при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законом и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
В силу разъяснений содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» по ст. 159.2 УК РФ квалифицируется такое хищение денежных средств или иного имущества в форме мошенничества, которое связано с незаконным получением социальных выплат, а именно установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления выплат гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
Для целей ст. 159.2 УК РФ к социальным выплатам, в частности, относятся пособие по безработице, компенсации на питание, на оздоровление, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства материнского (семейного) капитала, а также предоставление лекарственных средств, технических средств реабилитации (протезов, инвалидных колясок и т.п.), специального транспорта, путевок, продуктов питания.
То есть ст. 159.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за мошенничество при получении не любых выплат (пособий, компенсаций, субсидий и иных), а именно социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указывает, что социальным пособием, социальной субсидией является государственная помощь, оказываемая малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе.
Таким образом, объектом преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, являются лишь социальные правоотношения на основе законов и иных нормативных правовых актов, стороной в которых всегда выступают особые категории граждан, физические лица, нуждающиеся для обеспечения достойного уровня их жизни в материальной, финансовой помощи и поддержке со стороны государства и муниципальных органов.
В данном случае, денежные средства, незаконное получение которых инкриминируется подсудимом, нельзя отнести к социальным выплатам, а деяния подсудимого, описанные следователем в обвинительном заключении, не затрагивают социальные правоотношения, и, следовательно, находятся за пределами объекта преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, в связи с чем суд приходит к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не соответствует требованиям уголовного закона.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, который должен быть законным, обоснованным и основанным на правильном применении уголовного закона. При этом установление обстоятельств совершения преступления относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия, а от существа предъявленного обвинения зависит определение пределов судебного разбирательства и порядок реализации прав всех участников уголовного судопроизводства.
Выявленные нарушения требований п. 4 ч. 1 ст. 220 УПК РФ при составлении обвинительного заключения в рассматриваемом случае исключают возможность постановления судом приговора на основе данного заключения.
При таких обстоятельствах имеются препятствия для рассмотрения уголовного дела судом по существу, поскольку допущенные органом предварительного расследования нарушения существенны, не могут быть устранены при рассмотрении дела в суде и являются основанием для возвращения уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 237 УПК РФ при возвращении уголовного дела прокурору судья решает вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого.
Суд полагает, что мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении подсудимого должна быть оставлена без изменения, поскольку основания, по которым она избиралась обвиняемому, не изменились и не отпали.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 237 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 159.2 ░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░