РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2019 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Коростелевой Е.В., единолично, при секретаре Зариповой Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1080/2019 по иску Джафарова Т,А. к Управлению социальной защиты населения администрации г.Лесосибирска о возложении обязанности, признании решения не законным,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г.Лесосибирска, мотивируя свое требование тем, что 14.03.2019г. истец обратился к ответчику для назначения субсидии на оплату ЖКУ, истцом, при этом, подан необходимый пакет документов.
27.03.2019г. ответчиком принято решение об отказе в предоставлении жилищной субсидии. В обосновании принятого решения, ответчик сослался на то, что для предоставления жилищной субсидии на основании Постановления Правительства РФ № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», необходимо представить, кроме прочего, сведения о доходах за 6 предшествующих месяцев. Заявителем, при этом, представлены сведения о не официальных заработках по не постоянным видам деятельности. На основании п. 36 указанного Постановления, в случае, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды дохода, за исключением дохода от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Ответчик полагает, что доходы от трудовой деятельности, должны быть подтверждены документально Поскольку заявитель документально такие доходы не подтвердил, задекларировал их в своем заявлении самостоятельно, в предоставлении субсидии отказано.
С указанным решением истец не согласен, считает его не правомерным, поскольку задекларированные истцом доходы были получены не в связи с трудовой деятельностью. Так, истец трудовой договор не заключал, признаки трудовых правоотношений с какими-либо лицами, отсутствуют. Также, деятельность, от которой получены соответствующие доходы не обладает признаками предпринимательской, так как не системна и не направлена на регулярное извлечение прибыли. Таким образом, задекларированный истцом доход не является трудовым либо предпринимательским, а потому, при отсутствии возможности подтвердить такой доход, истец вправе был его задекларировать самостоятельно, без предоставления подтверждающих документов.
На основании изложенного просит признать решение Управления социальной защиты населения администрации г.Лесосибирска от 27.03.2019г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не законным; возложить на ответчика обязанность по назначению истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> с 01.03.2019г.
Истец просит рассмотреть дело без своего участия, настаивает на удовлетворении иска.
Представитель ответчика иск не признал, поскольку согласно ст. 224 НК РФ, в случае получения дохода в форме непостоянных заработков, за налогоплательщиком законодательно закреплена обязанность предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. Полагает, что задекларированные заработки относятся к трудовой деятельности, под которой понимается выполнение за определенную плату работы по определенной специальности, квалификации, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом. Таким образом, установленная налоговым законодательством декларация по форме 3-НДФЛ в налоговый орган за вышеуказанный период (сентябрь 2018г. – декабрь 2018г.) истцом не представлена; сведения о не официальных заработках по не постоянным видам деятельности за период с января 2019г. – февраль 2019г. истцом документально не подтверждены. В этой связи, просят отказать в удовлетворении иска.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 159 ЖК РФ, предусматривает, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с пунктом 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, необходимых для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Согласно п. 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На основании п.63 Приказа Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г.N761", в случае если заявитель самостоятельно декларирует свои доходы в заявлении, к ним рекомендуется относить доходы:
63.1. от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, за исключением жилого помещения, транспортных и иных механических средств;
63.2. от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства;
63.3. в виде наследуемых и подаренных денежных средств;
63.4. полученные в результате деятельности крестьянского хозяйства;
63.5. в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми).
Принимая решение по делу, суд учитывает, что указанный перечень доходов не является исчерпывающим, не регулярные доходы, полученные не на основании трудовой и предпринимательской деятельности, могут быть задекларированы гражданами самостоятельно.
При этом, в судебном заседании установлено, что 14.03.2019г. истец обратился к ответчику для назначения субсидии на оплату ЖКУ. В своем заявлении, при этом, истец просит принять сведения о доходах за 6 месяцев (с сентября 2018г. по февраль2019г.), указанных им в декларации: сентябрь 2018г. – ремонт компьютера 900 руб., октябрь 2018г. - установка программного обеспечения 800 руб., ноябрь 2018г. – конвертирование аудио форматов 800 руб., декабрь 2018г. – ремонт озонатора 800 руб., январь 2019г. – ремонт компьютера 600 руб., февраль 2019г. – конвертирование видео форматов 800 руб.
Сведения о соответствующих доходах истцом в налоговый орган не представлены, декларация по форма 3-НДФЛ в налоговую инспекцию не направлялась; иные доказательства, подтверждающие соответствующие доходы, заявителем ответчику не представлены, задекларированы истцом самостоятельно при обращение в УСЗН, как доходы, которые не могут быть подтверждены документально.
Изложенное явилось основанием для отказа истцу в предоставлении жилищной субсидии.
Вместе с тем, суд, соглашаясь с доводами истца, исходит из того, что Пункт 36 Правил, предусматривает право граждан на добровольное декларирование заявлений о доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, в случае невозможности их документального подтверждения, а также то, что такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Указанный пункт принят Правительством Российской Федерации именно в интересах граждан, в целях соблюдения цели и порядка предоставления субсидий.
Указанные истцом доходы не могут относится к доходам, полученным от предпринимательской деятельности, а также к доходам от трудовой деятельности.
Так, согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).
Указанные истцом виды деятельности не обладают признаками предпринимательской либо трудовой, а потому при отсутствии возможности подтвердить документально доходы от данной деятельности, истец вправе самостоятельно их декларировать в заявлении.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Джафарова Т,А., удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации г.Лесосибирска от 27.03.2019г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Джафарову Т,А., не законным.
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации г.Лесосибирска обязанность по назначению Джафарову Т,А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> с 01.03.2019г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Е.В. Коростелева