Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1966/2020 ~ М-1991/2020 от 08.10.2020

Дело № 2-1966/2020

УИД: 66RS0011-01-2020-002978-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Каменск – Уральский                             8 декабря 2020 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Лифановой Г.Е.,

при секретаре Максимовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окулова А.Г. к Акционерному обществу «Русская Телефонная Компания» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Окулов А.Г. обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Русская Телефонная Компания» о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что 03.06.2020 истец обратился в салон сотовой связи МТС, расположенный по адресу: <адрес>, с целью оплатить услуги связи и узнать, к какому тарифу подключен его телефон. Сотрудник салона указал на то, чтобы истец надел маску, иначе он не будет его обслуживать. Истец попросил предоставить документы, на основании которых сотрудник салона сотовой связи отказался его обслужить. Сотрудник салона показал на бумажный лист, приклеенный на входную дверь. На данном листе содержалось объявление о том, что без масок не обслуживают. С первого раза вызвать полицию истцу не удалось. Истец позвонил оператору по номеру «112», объяснил ситуацию, попросил вызвать полицию. В ответ истцу было отказано и разъяснено право на самостоятельный вызов полиции. Со второго раза истец вызвал полицию. Ожидая сотрудников полиции, истец сделал запись в книге отзывов и предложений, где указал о нарушениях сотрудника салона и превышении им полномочий. Сотрудник полиции взял объяснение у продавца-консультанта, после чего истца сопроводили в отдел полиции для объяснений. 28.06.2020 истец получил постановление по делу об административном правонарушении по ст. 20.6.1 КоАП РФ. 30.06.2020 у истца повысилось давление, появились сильные боли в области сердца, три недели пришлось проходить амбулаторное лечение. В связи с этим, истец считает, что его права нарушены, незаконно ограничили конституционные права истца, не стали его обслуживать, чем причинили моральный вред. Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 7).

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Как следует из материалов дела, 03.06.2020 истец обратился в салон сотовой связи «МТС», находящийся по адресу: <адрес>, с целью оплаты услуги сотовой связи и выяснения тарифа, к которому подключен его телефон. Сотрудник салона сотовой связи отказался обслуживать истца, поскольку истец находился в помещении без маски. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы

Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указами Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 269, от 28.04.2020 № 294, от 11.05.2020 № 316 введены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).

30.01.2020 Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения; 11.03.2020 Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; начиная с 11.02.2020, в этот перечень заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения направлен Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 51 названного Федерального закона при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием выносить постановления. В том числе, может быть вынесено постановление об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания.

Так постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 и от 18.03.2020 № 7 предписывали высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия; принимать меры по введению режима повышенной готовности.

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ). Действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).

Под чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера Федеральным законом № 68-ФЗ понимается сложившаяся обстановка, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Начиная с 01.04.2020 распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Президент Российской Федерации принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а» статьи 8 Федерального закона № 68-ФЗ). Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 предписывал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации установить особый порядок передвижения лиц на соответствующей территории (подпункт «в» пункта 2).

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ в редакции от 01.04.2020). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «ю» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт «м» части 4 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ). Эти же органы наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункт ы «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020).

Тем самым, федеральный законодатель установил право регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно (то есть, с учетом складывающейся ситуации) предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации приняты и действуют региональные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Непосредственно для Свердловской области, как субъекта Российской Федерации, таким нормативным правовым актом является Указ, о признании которого недействующим в части заявлены рассматриваемые требования по данному административному делу.

Свердловская область находится в составе Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации).

    Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции.

    Согласно изменениям, внесенным Указом Губернатора Свердловской области от 29.04.2020 № 219-УГ внесены дополнения относительно требования к жителям Свердловской области об использовании индивидуальных средств защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы).

    В ходе рассмотрения дела судом были исследованы материалы дела № 5-785/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Окулова А.Г.

    В отношении истца Окулова А.Г. сотрудниками полиции был составлен протокол об административном правонарушении (дело № 5-785/2020, л.д. 7). Основанием для составления указанного протокола явилось то обстоятельство, что 03.06.2020 истец находился в общественном месте (в салоне сотовой связи) без индивидуального средства защиты дыхательных путей.

    Постановлением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 07.09.2020 (дело № 5-785/2020, л.д. 21) производство по делу об административном правонарушении в отношении Окулова А.Г. прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

    Таким образом, действия ответчика по не обслуживанию истца не были направлены на воспрепятствование в условиях "масочного режима" истцу в получении услуги, не рассматриваются как действия, ущемляющие (нарушающие) права истца, поскольку такие действия со стороны АО «РТК» отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства нарушения оператором сотовой связи обязательств по оказанию услуг.

При таких обстоятельствах, учитывая также отсутствие доказательств того, что действия ответчика повлекли для истца какие-либо неблагоприятные последствия, причинили вред его жизни и здоровью, суд приходит к выводу об отсутствии основания для возмещения истцу компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Окулова А.Г. к Акционерному обществу «Русская Телефонная Компания» о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области.

Мотивированное решение вынесено 15 декабря 2020 года.

Судья:                                              Г.Е. Лифанова

2-1966/2020 ~ М-1991/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Окулов Александр Григорьевич
Ответчики
АО "Руская Телефонная Компания" "МТС"
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Лифанова Галина Евгеньевна
Дело на странице суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
13.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.11.2020Предварительное судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2021Дело оформлено
22.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее