Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1201/2020 ~ М-1135/2020 от 20.08.2020

Копия

Дело № 2-1201/2020

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                                30 октября 2020 года

Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,

с участием истца Дмитриева А.В.,

представителя ответчика УФСБ России по Самарской области – ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Карпухиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1201/2020 по иску Дмитриева ФИО7 к УФСБ России по Самарской области, ФЭУ СОД ФСБ России о признании права на денежную компенсацию,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Дмитриев А.В. обратился в Самарский районный суд г. Самары с исковым заявлением к ответчику УФСБ России по Самарской области, требуя признать действия УФСБ России по Самарской области, связанные с невыплатой ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, неправомерными, обязать УФСБ России по Самарской области произвести ему соответствующие выплаты за наем жилого помещения, взыскать с УФСБ России по Самарской области судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела в качестве соответчика было привлечено ФЭУ СОД ФСБ России и исковые требования Дмитриевым А.В. были изменены, в соответствии с которыми Дмитриев А.В. просил признать действия ФЭУ СОД ФСБ России, связанные с невыплатой ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, неправомерными, обязать УФСБ России по Самарской области произвести ему соответствующие выплаты по предоставленному им в УФСБ России по Самарской области договору найма, взыскать с ФЭУ СОД ФСБ России судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

    В обоснование заявленных исковых требований Дмитриев А.В. указал, что проходил военную службу по контракту в органах <данные изъяты> с августа ДД.ММ.ГГГГ года по май ДД.ММ.ГГГГ года. Общая продолжительность военной службы в льготном исчислении на день увольнения составила <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. Во время прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России в <адрес> истец и члены его семьи были признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением в <адрес>. В <адрес> году в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России в <адрес> истцом было направлено обращение с просьбой рассмотреть вопрос о перемене ранее избранного места жительства с <адрес>. Жилищная комиссия Пограничного управления <данные изъяты> в <адрес> по результатам рассмотрения заявления истца приняла решение изменить ранее избранное место жительства с <адрес> и учитывать, как подлежащего обеспечению субсидией для приобретения или строительства жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи проживают по договору найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В декабре ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в УФСБ России по <адрес> с просьбой рассмотреть вопрос о выплате ему и членам его семьи денежной компенсации за наем жилого помещения в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В марте ДД.ММ.ГГГГ года от УФСБ России по <адрес> ему поступил ответ за о том, что выплата денежной компенсации на наем (поднаем) жилого помещения истцу и членам его семьи возможна в случае, если истец будет состоять на пенсионном обеспечении в УФСБ России по <адрес> и <адрес> и проживать в <адрес>. В апреле ДД.ММ.ГГГГ года истец повторно обратился в УФСБ России по <адрес> с данным вопросом, однако в июле ДД.ММ.ГГГГ года истцу было отказано ввиду отсутствия оснований для назначения и выплаты денежной компенсации в <адрес>. Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с данными требованиями.

    В судебном заседании истцом Дмитриевым А.В. заявлено об отказе от исковых требований к ответчику ФЭУ СОД ФСБ России о признании действий ФЭУ СОД ФСБ России, связанных с невыплатой ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, неправомерными, взыскании судебных расходов и прекращении в связи с этим производства по делу в части исковых требований к данному ответчику, в связи с чем, производство по настоящему гражданскому делу в части исковых требований к ответчику ФЭУ СОД ФСБ России было прекращено. В остальной части заявленные исковые требования к ответчику УФСБ России по <адрес> обязать произвести ему соответствующие выплаты по предоставленному им в УФСБ России по <адрес> договору найма истец полностью поддержал и сослался на доводы иска, пояснив, что денежную компенсацию за наем жилого помещения никогда не получал.

Представитель ответчика УФСБ России по <адрес>ФИО4 в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных исковых требований возражала, пояснив, что оснований для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения по предоставленному истцом в УФСБ России по <адрес> договору найма не имеется в связи с тем, что истец может получать денежную компенсацию в соответствии с действующим законодательством либо по последнему месту службы при увольнении, либо по избранному месту жительства при увольнении. При увольнении в рапорте сотрудник указывает место жительства. Если сотрудник выбирает местом жительства какой-нибудь город, это значит, что он там собирается жить и вставать на пенсионный учет. Пенсию и субсидию ему выплачивает тот орган, на учете в котором он состоит. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ является подзаконным актом, который разъясняет, какой орган выплачивает компенсацию. Истец при увольнении избрал <адрес> в качестве места жительства, признан нуждающимся в <адрес>. Он может получать денежную компенсацию в <адрес> либо в <адрес>, где он был уволен.

Представитель ответчика – ФЭУ СОД ФСБ России в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в возражениях на исковое заявление ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя и просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено, что истец проходил военную службу по контракту в органах ФСБ России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Истец состоит на пенсионном обеспечении в УФСБ России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по фактическому месту проживания (л.д. 34-36).

Из справки войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следуют сведения о решении жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о признании истца и членов его семьи: сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ и учете их как подлежащих обеспечению субсидией для приобретения или строительства жилого помещения в <адрес> (л.д. 10-оборот, л.д. 34).

Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФСБ России по <адрес> о выплате ему и членам его семьи: сыну ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыну ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежной компенсации за наем жилого помещения по адресу: <адрес> по договору найма (поднайма) жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», приложив договор найма жилого помещения, передаточный акт, выписку из протокола заседания жилищной комиссии, копии паспортов, свидетельство о рождении, свидетельство по месту регистрации (л.д. 8).

Однако истцу было отказано в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на основании абзаца 3 и абзаца 12 пункта 1, пункта 13, абзаца 1 пункта 14 статьи 15 и статьи 23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в связи с тем, что граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей могут состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях как по месту прохождения военной службы (по последнему перед увольнением месту военной службы), так и по избранному месту жительства, и денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений должна выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей в случае осуществления ими найма (поднайма) жилого помещения в населенном пункте, по которому бывший военнослужащий состоит на жилищном учете. Истцу такая выплата возможна, если он будет состоять на пенсионном обеспечении в УФСБ России по <адрес> и <адрес> и проживать в <адрес> (л.д. 10).

При повторном обращении истца в УФСБ России по <адрес> за выплатой указанной денежной компенсации ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12), требования истца удовлетворены не были по аналогичным основаниям (л.д. 14).

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу 2 пункта 14 указанной статьи 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета (пункт 14 статьи 15). Эта мера социальной поддержки, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые граждане, уволенные с военной службы и не обеспеченные жилыми помещениями, вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства; тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке данной категории граждан, уволенных с военной службы, что не снимает с него обязанности по обеспечению фактической реализации этими гражданами конституционного права на жилище в установленных законом формах (постановления от 3 февраля 2010 года № 3-П и от 27 февраля 2012 года № 3-П).

Несмотря на то, что само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено, федеральный законодатель при определении круга лиц, которым оно предоставляется, не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и, следовательно, должен учитывать вытекающее из статей 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации общее требование, в силу которого различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П и от 27 февраля 2012 года № 3-П).

Осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование не должно создавать гражданам, увольняемым с военной службы, препятствий для реализации права на свободу выбора места пребывания и жительства, которое закреплено статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации и признается международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола № 4).

Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909, определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.

В соответствии с п. 2 данного Положения, при перемене места жительства гражданами, указанными в пункте 1 настоящего Положения, и невозможности обеспечения их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы выдают документы, необходимые для принятия решения о выплате денежной компенсации.

Решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.

В силу п. 3 указанного Положения выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.

Согласно Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом ФСБ России от 13.01.2017 года № 4, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых ФСБ России на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, заключенным в письменной форме, но не более размеров, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации (п. 13).

Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется ежемесячно территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан (по месту жительства граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию) на основании заключения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, утвержденного начальником территориального органа безопасности (приложение № 4 к настоящей Инструкции).

Заключение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения оформляется финансово-экономическим (пенсионным) подразделением и визируется юрисконсультом территориального органа безопасности.

Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой пенсии за текущий месяц. Гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию, выплата денежной компенсации осуществляется за истекший месяц (п. 14).

Таким образом, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, осуществляется территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан (по месту жительства граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию).

С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда РФ, право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением и не может быть поставлено в зависимость от места постановки военнослужащих на учет в качестве нуждающихся: по последнему перед увольнением месту военной службы или по избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности отказа УФСБ России по Самарской области в выплате истцу, проживающему с членами своей семьи в г. Самаре и состоящему на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Самарской области, денежной компенсации по предоставленному им в УФСБ России по Самарской области договору найма жилого помещения, вынужденному снимать квартиру ввиду необеспеченности его жилым помещением, в связи с чем, считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дмитриева ФИО8 удовлетворить.

Обязать УФСБ России по Самарской области произвести Дмитриеву ФИО9 соответствующие выплаты по предоставленному им в УФСБ России по Самарской области договору найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 5 ноября 2020 года.

Судья Самарского

районного суда                     А.М. Балова

Подлинный документ подшит к материалам гражданского дела № 2-1201/2020 (УИД: ) Самарского областного суда г. Самары.

2-1201/2020 ~ М-1135/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дмитриев А.В.
Ответчики
УФСБ РФ по Самарской области
ФЭУ СОД ФСБ России
Другие
Военная прокуратура Самарского гарнизона
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Балова А.М.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
20.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2020Передача материалов судье
25.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее